Возраст человека до 44 лет считается "молодым", от 45 до 59 – "средним", от 60 до 74 – "пожилым", от 75 до 89 – "старческим". Люди старше 90 лет относятся к долгожителям. Это – по классификации Всемирной организации здравоохранения. Но почему люди вообще стареют и как генетика может помочь продлить жизнь? Об этом в Смартэфире поговорили с ведущим научным сотрудником лаборатории экологической генетики и биотехнологий Национальной академии наук Беларуси Еленой Михаленко.
Старение человека "запрограммировано" – и с этим ничего нельзя поделать
Человек начинает стареть, когда угнетаются все жизненные процессы. Считается, что это связано с работой белков и ферментов в организме. Которая, в свою очередь, запрограммирована нашими генами. Именно поэтому процесс старения изучают генетики.
– Каждый белок, каждый фермент кодируется даже не одним, а группой генов. Поэтому что-то изменить, сделать человека функционально активным на века, не получится, – разбивает надежды Елена Михаленко.
Так выглядят хромосомы, на концах которых расположены теломеры
На практике процесс старения выглядит следующим образом: концы хромосом в наших клетках защищают теломеры. И с каждым делением клетки эти теломеры уменьшаются. Когда теломеры становятся совсем маленькими, клетки перестают делиться и в них накапливаются различные патологии. Здравствуй, старость!
Вмешаться в процесс уменьшения теломеров невозможно – по крайней мере, на данном этапе развития науки. А вот притормозить можно. Например, ведя здоровый образ жизни.
"Молодильных яблок" не существует, но есть генетика
И все же продолжительность жизни людей увеличивается. Причем заметно. Помните роман Горького "Мать", в котором главный герой Павел называет свою мать Пелагею Ниловну “старухой”? А ведь ей было всего 40 лет! И по нынешней классификации это вообще-то молодой возраст.
50-летняя модель Хайди Клум и 40-летняя Пелагея Ниловна (глазами советских кинематографистов) из романа "Мать"
– Другое дело, что никто не хочет провести дополнительные 20 лет в инвалидном кресле или прикованным к постели. Необходимо увеличивать период именно активной жизни. Это не какие-то "молодильные яблоки", а комплекс определенных мероприятий, в первую очередь – предотвращение и профилактика хронических заболеваний, – подчеркивает эксперт.
Генетика, по словам Елены Михаленко, помогает подойти к продлению жизни правильно: глядя на поколения своих бабушек и дедушек разобраться, есть ли генетическая предрасположенность к хроническим заболеваниям, тому же сахарному диабету или инфаркту миокарда. И вовремя принять меры.
Простой пример: если у вашей бабушки или дедушки был диабет, то и у вас предрасположенность к нему есть. А значит нужно особое внимание уделить своему питанию и как минимум ограничивать себя в потреблении сладостей.
– Мы проводили исследования, в которых наблюдались 3 группы людей: в возрасте 60–75 лет, 75–89 лет и старше 90 лет. В группе людей старше 90 лет сахарный диабет встречался только у 7%, в то время как в более "молодых" группах – у 25%. Просто люди с этой болезнью умирают, не доживая до 90 лет, – рассказывает Елена Михаленко.
Белорусский долгожитель – кто это?
Сегодня среди специалистов существует общепринятое мнение, что на нашу продолжительность жизни и склонность к болезням влияют четыре фактора. Причем все они практически равнозначны.
- окружающая среда
- генетика
- развитие медицины в регионе
- развитие социальных структур в обществе (под социальными структурами имеются в виду различные организации, которые проводят акции, мероприятия, направленные на активную интеграцию пожилых людей в общественную жизнь).
– Глобальное исследование по продолжительности жизни, которое мы проводили, дало нам портрет долгожителя. Это городской житель, что объясняется серьезным преобладанием городского населения над сельским в Беларуси. Долгожители, как правило, живут в семье, либо постоянно общаются со своими родственниками. Они не замыкаются в себе. Что касается образования, то особых закономерностей не было: среди долгожителей были люди как со средним, так и с высшим образованием. Профессия тоже не влияет на продолжительность жизни. А главная закономерность, которую определили наши коллеги из БелМАПО – у всех участвовавших в исследовании людей старше 90 лет был снижен уровень кортизола – гормона, который провоцирует нашу реакцию на стресс. То есть, они все были стрессоустойчивыми, – рассказывает Елена Михаленко.
Важно продолжать активную жизнь на пенсии
Долгое время считалось, что выход на пенсию – это практически приговор к телевизору, домино и грядкам на даче. Человек фактически выпадал из активной жизни. Нередки были случаи и смерти вскоре после наступления пенсионного возраста – люди выбивались из ритма, чувствовали себя невостребованными. Сейчас с выходом на пенсию для многих "жизнь только начинается". Более того, нередки случаи, когда 80-летние активно занимаются политикой или руководят крупными компаниями.
– Думаю, что в этом заслуга медицины и того самого социального фактора, когда у человека есть возможность продолжать активный образ жизни. Пусть это и не руководство компанией, а, например, посещение компьютерного клуба и обучение компьютерной грамотности. Кто-то вяжет, кто-то ходит на танцы. Мы уже не воспринимаем людей пенсионного возраста как тех, кто должен сесть в кресло и смотреть телевизор, – подчеркивает эксперт.
Говоря о роли генетики, Елена Михаленко отмечает: сегодня специальных наработок, которые позволили бы белорусам массово становиться долгожителями, не существует. Но у каждого есть возможность продлить свою жизнь. Рекомендации простые: обратить внимание на свой “генетический бэкграунд” (кто и чем в роду болел), сделать из этого правильные выводы, придерживаться здорового образа жизни (куда же без него?) и поменьше стрессовать.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.