На прошлой неделе президент Беларуси Александр Лукашенко поставил перед правительством задачу искать в стране редкоземельные металлы, а также разведать месторождения других полезных ископаемых, в том числе нефти.
Где ее будут искать?
Цель для геологов не новая, поиском “черного золота” в стране занимаются на постоянной основе.
“Каждый год выявляются новые запасы нефти, которые ставятся на государственный баланс и переводятся в разряд промышленных, которые можно уже добывать. С учетом поставленных главой государства задач мы начали проводить работы по изучению новой территории – Оршанской впадины в Витебской области – на возможность выявления там углеводородов. Изучаем полностью разрез этой территории, будем отбирать породы, проводить исследования”, – рассказал в эфире СТВ заместитель генерального директора по геологии НПЦ по геологии Василий Колб.
И добавил, что делается большой акцент на то сырье, которое уже добывается: мел, который используется в производстве цемента, стекольные пески, строительный камень и относительно новый вид сырья для страны – базальты.
Где залегает нефть?
По данным минприроды, в Беларуси выявлено 96 месторождений нефти, из которых 62 разрабатываются. В основном эти локации сосредоточены в Гомельской области, на Полесье в Припятском прогибе.
Промышленные запасы углеводородов оценены в 45,4 млн тонн. В советские времена нефть в нашей стране добывали довольно масштабно: доходило до почти 8 млн тонн в год.
После объемы упали, но теперь постепенно растут: если еще несколько лет назад из белорусских недр выкачивали около 1,5 млн тонн в год, то в 2023 году добыли почти 1,9 млн тонн, а год назад руководство “Белоруснефть” заявило о планах добыть в 2025 году 2 млн тонн.
Сколько нефти нужно Беларуси?
Цифры звучат громко. Но много ли это в сравнении с потребностями внутреннего рынка? Несколько лет назад Лукашенко назвал объем ежегодной добычи, который позволил бы нам “жить лучше, чем самые богатые страны нашей планеты”. Это 8-9 млн тонн.
Но если не замахиваться на самые богатые страны, успех возможен и с меньшим объемом.
“Чтобы мы при нашей с вами жизни нарастили хотя бы до 3–3,5 млн тонн. Это решение проблемы для страны. Мы тогда забудем о всякой зависимости”, – цитировала президента в 2021 году “СБ”.
Ну а пока разницу между объемами добычи "черного золота" и потребностью в нем страна замещает российской нефтью, которая поступает в Беларусь без экспортных пошлин.