Причин для смены места жительства много, и это всегда непростой процесс. Но если взрослые как-то с ним справляются, то для детей это может стать неподъемной ношей — новая школа, новые знакомые, другие учителя. Смартпресс поговорил с детским психологом, гештальт-терапевтом Анастасией Шапель о том, как помочь ребенку адаптироваться к смене места учебы.
Важно научить ребенка справляться с разочарованием
По словам специалиста, родители должны понять, что нужно не ограждать ребенка от стресса, разочарований и переживаний, а научить его справляться с ними. Ведь эти явления сопровождают нас в течение всей жизни и возникает вопрос, как мы будем себя вести в той или иной непростой ситуации. Или переживать, впадая в некий ступор, или же проходить стадию горевания, выпускать эмоции и находить в себе силы двигаться дальше. Поэтому даже если школьник был настроен позитивно по отношению к новому учебному заведению, а после первого дня там расстроился, ничего страшного.
Кстати, разочарование — это один из этапов развития в подростковом возрасте. Это нормально, когда ребенок очаровывается кем-то, приписывает ему какие-то качества, а потом осознает, что реальность не совсем такая, какой он себе ее придумал. Поэтому необходимо еще с детства научить его не опускать руки, а заземляться, осознавать тот факт, что в жизни всё не совсем так, как было в фантазиях, и пробуждать в себе любопытство узнавать, а как же оно на самом деле.
Что формирует навык справляться с разочарованием? Фактически, любые мелочи — хотел один торт, купили другой, хотел пойти куда-то, но планы поменялись. Именно поэтому не стоит во всем потакать детям. При этом родителям нужно следить за своей реакцией. Если взрослые раздражаются, нападают, говорят: "Мы старались, а ты не ценишь!", — то это в итоге приведет к тому, что ребенок перестанет показывать свои настоящие эмоции, замкнется или, наоборот, начнет устраивать скандалы.
Родители должны собственным примером показывать, что любые разочарования можно пережить.
Как помочь ребенку справиться с переживаниями
Существует очень простой алгоритм, следуя которому, родители помогут ребенку не только адаптироваться к новой школе, но и в целом научат его выходить из стрессовых ситуаций.
1. Принять переживания ребенка.
Позволяем дать волю чувствам и даем понять, что он не одинок в своих переживаниях. Озвучиваем ему, что мы осознаем все его тревоги, например, в таком ключе: "Похоже, ты рассчитывал на то, что в новой школе быстро найдешь друзей, а происходит иначе". Важно не оценивать, а просто констатировать факт.
2. Выяснить, что конкретно его тревожит. Только ли, к примеру, невозможность быстро найти друзей или причина в чем-то другом?
3. Предложить вместе найти решение.
Здесь может быть несколько вариантов:
- Напомнить о положительном опыте ребенка. Он ведь когда-то пошел впервые в садик, в какую-то секцию, познакомился с соседскими ребятами. И у него всё получилось, даже если сначала было непросто.
- Рассказать о своем опыте. В идеале — в юмористическом ключе, как бы поменявшись местами с ребенком. Условно: "Я менял(а) работу, было страшно знакомиться с новыми людьми, я даже попадал(а) в нелепые ситуации…, но всё закончилось хорошо".
- Если ребенок ходит в младшую школу, можно обратиться к сказке, в которой смоделирована похожая ситуация.
Но бывает и так, что ребенку в целом очень тяжело отпускать родителя, адаптироваться к новым условиям. У него не возникает любопытство, интерес, ему просто хочется оставаться в привычной обстановке. В этом случае, конечно, нужна более серьезная работа со специалистами. Они помогут найти причину в отсутствии базового доверия к миру, переработать негативный опыт, если такой был и т.п.
Но если в новую школу уже завтра?..
Существует несколько способов саморегуляции, причем чем чаще к ним прибегать, тем быстрее они доводятся до автоматизма. Это такой своеобразный обман нервной системы. Кстати, детям старшего школьного возраста прямо так можно и сказать: "Тебе кажется, что за тобой гонится саблезубый тигр, поэтому вырабатывается адреналин и кортизол. Сейчас мы докажем мозгу, что никто за нами не гонится".
Дыхание
Как правило, после небольшой дыхательной практики человек успокаивается. Поэтому, во-первых, можно замедлить дыхание, для этого необходимо сделать длинный выдох, а затем короткий вдох. Как бы делая то самое: "Фууух!", когда проблема решена или пережит какой-то стресс.
Во-вторых, можно дышать по квадрату. На четыре счета делаем выдох, снова на четыре счета задерживаем дыхание, потом вдох и снова выдох.
Сильное напряжение
Предложите ребенку сильно сжать кулаки, потом еще сильнее, еще и еще, доводя напряжение до максимума, а затем попросите расслабиться.
Переключаем внимание
На перемене пришлите ребенку сообщение, чтобы он нашел, например, три предмета определенного цвета, или формы. Затем — три разных звука, далее — три разных на ощупь предмета. Это поможет отвлечься от переполняющих эмоций и заземлиться.
Жевание
Хорошо переключает нервную систему жевание жвачки или спички. Ведь невозможно жевать, когда ты в опасности, а значит, и на этот раз всё в порядке. Только важно не подключаться на еду, иначе в дальнейшем возникнет проблема тревожного переедания.
Вода
Попить воды. Принцип действия тот же - когда мы спасаемся от опасности, пить не получается. А раз вода поступает в организм, значит, всё хорошо.
Рисование
Можно рисовать орнамент, разукрашивать картинку или изображать лабиринт. К слову, лабиринт — отличный вариант, он демонстрирует, что какой бы запутанной ситуация ни была, у нее всегда есть выход.
Физическая нагрузка
Хорошо помогает пережить стресс физическая нагрузка, даже простая ходьба. Например, накануне первого дня в новой школе, если ребенок не посещает спортивные секции, он может отправиться на длительную прогулку и "выходить" свои переживания.
Фантазия
Дайте волю фантазии. Тревожишься, давай разберемся, что самое страшное с тобой может произойти? Это поможет осознать, что никакой серьезной угрозы, например, жизни и здоровью нет. Выяснить, в чем же главная причина тревог и вместе решить, что с этим делать.
В новой школе всё хорошо, но "съедает тоска по старой"
Бывает так, что ребенка настигают воспоминания о прошлой школе, старых товарищах. Может, там и не было всё прекрасно, но он идеализирует прошлое.
Здесь необходимо понять, что это нормально. Гораздо хуже, если таких переживаний нет.
В этом случае можно организовать встречу с прежними одноклассниками в интернете (если нет возможности приехать и навестить старую школу). Предложить ребенку написать письмо старым друзьям. Расспросить, что же было такого замечательного раньше, чего нет сейчас. Если в перспективе есть возможность организовать личную встречу, скажите об этом (но не обещайте невозможного).
Ребенку нужно дать возможность пережить свой собственный траур. Особенность детей в том, что их горе проходит, они не могут вечно горевать, это взрослые способны жаловаться постоянно. Ребенок попереживает, проговорит проблему и быстро переключится. При этом, следует помнить, что он может еще неоднократно возвращаться к своей проблеме — это тоже нормально. Но со временем дети смогут переключиться, им важно разделить эмоции в моменте, а в дальнейшем возьмет верх интерес к исследованию и познанию мира, а также себя.
***
Читайте нас в Viber и Telegram