Обитатели соцсетей, от психологов до предпринимателей, в один голос заговорили про синдром самозванца, который мешает поверить в себя, добиться успеха и “пробить финансовый потолок”. Что это за синдром и как понять, что именно он отравляет тебе жизнь? Почему многим выгодно ставить себе такой “диагноз”, а те, у кого он действительно есть, даже не подозревают об этом? Эти вопросы мы задали Татьяне Славинской-Пузыревич — ученому и специалисту по работе мозга — на встрече в рамках ее проекта “Книготерапевт”.
Там же мы узнали лайфхаки еще одной нашей героини, которая распознала в себе синдром самозванца — и успешно с ним борется, кроме того, выяснили, что этот синдром погубил самого “Великого Гэтсби”!
Но обо всём по порядку.
Синдром самозванца — это постоянное ощущение, что ты “не молодец”
— Синдром самозванца — феномен, который не считается психическим расстройством, — рассказывает Татьяна. — Скорее, это свойство личности.
Татьяна Славинская-Пузыревич
Как его определить? Вот основные маркёры:
- тревожность;
- низкая самооценка;
- постоянное ощущение, что ты “не молодец”, не профессионал, человек, который ничего из себя не представляет;
- обесценивание любых своих достижений;
- бесконечное сравнение себя с другими — всегда в их пользу;
- чувство вины за то, что другие люди несправедливо считают, что ты лучше, чем есть на самом деле.
И всё это — без каких-либо объективных оснований. Синдром самозванца — это когда что бы ты ни делал, результат в твоих собственных глазах ничего не стоит.
А иногда — и прикрытие собственной некомпетентности
— Есть забавная тенденция, которую можно легко заметить по однотипным постам в соцсетях: люди, у которых нет объективных достижений, часто приписывают себе синдром самозванца. Он как будто придает им веса: не то чтобы мне нечем похвастаться, просто я сам не замечаю своих заслуг — в силу синдрома самозванца.
Массовая культура во все времена предлагает ниши, куда можно спрятаться и прикрыться красивым термином. Синдром самозванца хорошо для этого подходит — нет четкой медицинской симптоматики. Его удобно демонстрировать, как пушистый павлиний хвост.
Но понять, что реально стоит за человеком, довольно просто — есть четкие критерии. Какое образование получил? Где и над чем работал? Каких результатов добился? Кто может дать рекомендации?
Если ответить толком нечего, то проблема совсем не в синдроме самозванца.
Марафоны и тренинги по “успешному успеху” подпитывают синдром самозванца
— Синдром самозванца часто возникает у детей, родители которых обесценивали их, предъявляли непомерно высокие требования, сравнивали с другими. Например: “Восьмерка — это не оценка, а позор какой-то”, “Всё картинки свои рисуешь, ерундой занимаешься”, “Сын моей подруги уже два языка освоил, а ты на уровень B2 по английскому выйти не можешь”.
Во взрослом возрасте синдром подкрепляют уже другие установки, которые задает общество, СМИ и соцсети.
Например, блогеры, которые демонстрируют лакшери-жизнь и выверено идеальный образ: “Я мама ангелочков, кандидат наук, супермодель, шеф-повар, автор бестселлеров… А в свободное время воспитываю собак-чемпионов”.
Ты читаешь и думаешь: “Ну, круто! А я голову второй день помыть не успеваю…”
И возникает неприятие собственной жизни, обесценивание себя.
Такую же реакцию вызывают и всевозможные марафоны по исполнению желаний, мотивационные тренинги, установки сетевого бизнеса типа: “Я могу — и ты сможешь!”.
Человеку дают очень простую и, на первый взгляд, понятную схему. Он начинает ей следовать… А ничего не происходит, успеха нет! Спикер говорит, что благодаря этим действиям он стал гендиректором крупной корпорации в 23 года, а у тебя и в 43 не получается. Конечно, это угнетает!
Нужно понимать, что все эти марафоны и тренинги работают по принципу полуправды. Нам дают в общем-то правильную информацию, которую трудно опровергнуть, но скрывают принципиально важные моменты.
Например: спикер на старте получил финансовую поддержку от семьи, рядом с ним был опытный бизнес-партнер, экономическая ситуация в стране существенно отличалась и т.д.
Но не зная об этом, мы просто примеряем на себя чужую модель успеха и делаем выводы о том, что с нами определенно что-то не так.
Дело может закончиться клинической депрессией
— Если синдром самозванца остается в рамках эпизодического недовольства собой, но не мешает вам жить, не тормозит ваше развитие, то и не нужно ничего с ним делать.
Синдром может стать вашим помощником, если перевести его в конструктивное русло.
Вот, например, вас угнетает, что Иванов написал за год три книжки, а вы и одну не можете закончить. Можно рассуждать об этом с позиции “какое же я никчемное существо”.
А можно включить реакцию по принципу “ДА, Иванов написал три книги, НО…” — и это станет вашей точкой роста.
Когда мы спокойно анализируем результаты своей работы, то видим не только минусы, но и плюсы. Понимаем, что нужно сделать, чтобы улучшить себя. А в теменной доле нашего мозга остается информация о том, что “я всё-таки молодец”.
Другое дело, если синдром самозванца вышел на тот уровень, где вы постоянно занимаетесь самоедством и полным уничижением своих результатов. Если так, с этим обязательно нужно работать.
Ведь синдром самозванца может привести к перфекционизму, который будет уничтожать вас, даже если вы получите Нобелевскую премию по физике (вы всё равно скажете, что получили ее случайно). Или — к клинической депрессии. Она, безусловно, лечится, но лучше до этого не доводить.
Гэтсби, который не смог победить синдром самозванца
Татьяна приводит яркий пример не проработанного синдрома самозванца из мировой литературы — главный герой культового романа “Великий Гэтсби”:
— Личность Гэтсби формировалась в стесненных условиях: у семьи не было денег, отец распродавал всё нажитое, мальчик не чувствовал себя защищенным. Он так и не приобрел устойчивость и уверенности в своих силах, в том, что он человек, который может многого добиться сам.
Вся книга — это его сомнения в том, а стоит ли он чего-то, а заслуживает ли той жизни, которую ведет? И попытки вписаться в социум, доказать, что он имеет право находиться среди этих людей.
Та же Дейзи, которая по большому счету ничего из себя не представляет, становится для него фетишем и архиважной целью, потому что у Гэтсби нет опоры на самого себя. Только через признание и любовь Дейзи, девушки из высшего света, он может доказать самому себе, что чего-то стоит. И эта постоянная гонка за несбыточным, неспособность объективно оценить самого себя и свою жизнь привели к трагическому финалу.
Самопомощь при синдроме самозванца
— Первое, что нужно сделать: признать и назвать эту проблему. А дальше включаем свою рациональную часть:
- Сядьте — и распишите сильные и слабые стороны: что у вас есть, а чего нет. Иногда кажется, что нет ничего, но как только начинаешь анализировать, оказывается, что и опыт есть, и социальные связи, и кейсы, о которых не стыдно рассказать. Прописывая это, фиксируемся на достижениях. Они могут быть никак не связаны с карьерой! Научился играть на фортепиано в 54 года? Это прекрасно! В отличие от своих родителей, не мучаешь ребенка, заставляя доедать кашу до конца — уже молодец.
Распечатайте этот список в нескольких экземплярах — и развесьте в тех местах, где вы постоянно будете на них натыкаться.
- Перестаньте сравнивать себя с другими. Как только ловите себя на этих мыслях — останавливайтесь. Помните старую истину: “Если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой”. У каждого своя история и бэкграунд, сравнения бессмысленны и неконструктивны;
- Обязательно фиксируйте всё хорошее, что произошло с вами сегодня (с фокусом на тех событиях, где “я молодец"), и выделяйте главное дело дня. Это могут быть даже маленькие события (испек вкусный пирог, помог соседке, закрыл проект на день раньше) — главное их замечать.
И со временем акцент неизбежно сместится: с поиска негатива на поиск достижений. А вместо обесценивания себя останется только конструктивная критика, которая помогает сохранять адекватность и развиваться.
“Синдром самозванца не дает мне адекватно оценивать свою работу и повышать ее стоимость”
Иоланта Синкевич, основатель digital-агентства, знает, о чем говорит Татьяна, не понаслышке. Она поняла, что синдром самозванца здорово портит ей жизнь — и решила его победить:
— Чего бы я ни достигала — в учебе, в карьере, в финансовом плане — мне всегда казалось, что моей заслуги в этом нет.
Когда друзья представляют тебя новым людям: "Это Иоланта, у нее своя компания" — кажется, что это не обо мне. Когда приглашают куда-то в качестве эксперта, первое желание — отказаться.
Иоланта Синкевич
Как будто не верю, что мое дело всерьез может кого-то заинтересовать. А еще испытываю вину за то, что продаю свои услуги “слишком дорого”, поэтому не могу выставить адекватный чек. Боюсь заявить о себе, масштабировать бизнес, потому что где-то в глубине души считаю, что не заслуживаю этого.
Сейчас я хожу на терапию, личную и групповую — и разбираюсь с этим. Вот что мне очень помогло:
- Сообщения от людей из моего окружения о том, что им во мне нравится, что я, по их мнению, делаю хорошо. Я сделала скриншоты и пересматриваю их в минуты грусти и неуверенности в себе;
- Обратная связь от клиентов, которая дает мне реальную картину и понимание, что у меня хорошо, а над чем еще нужно работать. Это избавляет от додумывания и самоедства;
- Необычное упражнение, которое мне предложили сделать на групповой терапии: я встала в круг на стул — и люди начали мне аплодировать. В первые секунды очень хотелось сбежать, но потом ощущения изменились, стали приятными.
Прогресс есть, и я продолжаю с этим работать, потому что понимаю, что без синдрома самозванца я смогу в большей степени реализовать себя — и, главное, признать это.
***
Читайте нас в Viber и Telegram