Вот вы за то, чтобы закрывать или относитесь к Новому году как к обычной смене дней календаря? Смартпресс говорит с психологом, сексологом и учёным-когнитивистом.
Лиля Хедина, консультант КПТ (когнитивно-поведенческой терапии):
Я за эту теорию. Закрытие важных вопросов снимает тревожность и дает место спокойствию и счастью.
С научной и прагматичной точки зрения, Новый год – придуманная человеком условность, и сам по себе переход в новый год не несёт в себе никакой магической функции. Поэтому идея о том, что “нельзя входить в Новый год с долгами” и “лучше все вопросы решать до НГ”, потому что “как НГ встретишь, так его и проведёшь”, продиктована тем, что мы в когнитивно-поведенческой терапии называем магическим мышлением.
Но магическое мышление далеко не всегда вредит нам. В истории про “закрывать гештальты” есть вполне практичная с точки зрения психологии вещь — дедлайн. Огромное количество процессов и действий зачастую откладывается, растягивается вовсе не потому, что они неважные. Иногда просто страшно во что-то погружаться, прояснять непонятные ситуации, пытаться налаживать испорченные отношения, пойти в конце концов извиниться или признаться в чувствах. А когда есть дедлайн, решиться проще. Как и понять, чего на самом деле хочешь.
Главное, чтобы это не превращалось в навязчивую идею. Получится – отлично, нет – окей, это просто очередная ночь и очередной новый день за ней.
Татьяна Славинская-Пузыревич, ученый, исследователь мозга:
С точки зрения когнитивной науки, подведение итогов, фиксация достигнутых результатов и оценка ошибок нужны нам для построения сценариев нашего поведения в наступающем году. Поэтому, хорошо бы до боя курантов гештальты закрыть.
С детства мы привыкаем ждать в новогоднюю ночь чуда, волшебства и изменений, если не глобальных, то хоть каких-нибудь. Мы воспринимаем ее как рубеж, завершение определенного этапа жизни и старт для чего-то совершенно нового.
С таким отношение связано и то, как мы готовимся к бою курантов, причем не только антуражно. Получая сигнал о значимости даты и важности построения рабочей модели поведения на будущее, наш мозг начинает действовать. В первую очередь он оценивает ситуацию, в которой мы находимся: как мы себя чувствуем, что происходит с нами здесь и сейчас, как мы дошли до жизни такой и т.п. Эта информация ему нужна для построения возможных сценариев развития событий и выбора оптимального.
Иначе говоря, собрав информацию о том, в каком состоянии мы находимся, мозг оценивает, какие из базовых потребностей у нас закрыты, а над какими нужно еще поработать. Напомню, что с точки зрения нейрофизиологической теории потребностей П.В. Симонова, базовыми являются не только потребности витальные (еда, сон, безопасность), зоосоциальные (коммуникация, детско-родительское, половое поведение), но и потребности саморазвития (исследовательское поведение, «рефлекс свободы», игра).
Чем полнее будет понимание картины того в какой точке мы находимся здесь и сейчас, чем детальнее мы разберемся с тем, что планировали на уходящий год, чего достигли, а что не сложилось, тем с большей вероятностью выбранная модель развития будущего будет рабочей.
Кирилл Жаранков, психотерапевт, сексолог
Дедлайн бывает полезен, особенно когда нужно “резать отношения”.
В интимной сфере это работает так же как и в жизни. У нас буквально в подкорку вшито подведение итогов в Новый год, желание перелистнуть страницу, перестать быть прежним.
Например, приходит пациент, который хочет разобраться с партнерами, с которыми в уходящем году не складывалось. И это правильно, надо попытаться разогнать их, чтобы освободить жизнь для чего-то нового.
Но можно и стереть эту границу - ничего не перелистывать, не завершать. Можно с этими партнерами и дальше общаться, совершать подвиги интимного характера. У нас всегда есть выбор, как к этому относиться. Есть выбор: страдать или не страдать, как говорил Будда.
Автор: Юлия Кочубей