Новый участник проекта Смартпресс "Поддержи своих" клуб “Факультатив” – неформальное образование для людей, которые состоялись в своей профессиональной деятельности, но хотят получать больше актуальных и современных знаний в гуманитарной сфере: о моде, живописи, литературе, музыке, истории, архитектуре. Татьяна Пушко, основательница проекта, мечтает о своем собственном пространстве и большой библиотеке.
Первый материал проекта можно почитать здесь.
Почему образование?
В мае "Факультативу" будет 6 лет. Вначале он рождался для личного развития и для узкого круга близких друзей. Мы встречались с искусствоведом, устраивали лекции и обсуждения, а со временем друзья стали приводить друзей и так появилась потребность в целостном проекте.
Я чувствовала, что городу не хватало комьюнити, где собираются вместе, например, желающие сходить на оперу либо подготовиться к её просмотру, прочитать новую книгу и обсудить ее с кем-то – ведь когда ты подготовлен к восприятию искусства и тебе есть с кем разделить впечатления, это всегда более интересно. Поэтому мы пришли к созданию такого клуба, в котором можно реализовать эти потребности и расширить свои знания в области культуры и искусства.
Чем занимается "Факультатив" и что предлагает?
У нас есть сфера публичных мероприятий, на которые продаются билеты. На такие события попасть может любой желающий, выбрав то, что интересно именно ему, будь то лекция, литературный завтрак, арт-ужин или арт-бранч, дискуссии или арт-путешествия. Мы приглашаем самых ярких в своей области лекторов Беларуси и России. В текущем сезоне мы впервые запустили курс "Школа коллекционера", предназначенный для желающих делать осмысленные шаги в формировании собственной коллекции произведений искусства.
Кто участники и слушатели?
В первую очередь, "Факультатив" – это образовательный проект для взрослых, которые стремятся качественно расширять свои представления о мире и свой круг общения.
Также мы практикуем такое направление, как B2B – "бизнес для бизнеса", когда к нам обращается компания с запросом на проведение мероприятия для своих сотрудников или клиентов. Например, на этой неделе мы проведём лекцию по литературе для сотрудников ветеринарной клиники. По запросу IT-компании мы проводили лекции об архитектуре и современном искусстве. Воодушевляет, когда компании заботятся о своих сотрудниках, проводя такие мероприятия, и когда видишь их живой отклик. Правда, корпоративных клиентов у нас в данный момент меньше, чем индивидуальных слушателей.
Ещё у клуба "Факультатив" есть библиотека для наших участников, редкие книги по истории мирового и белорусского искусства, музыке, моде, авторы некоторых изданий – наши лекторы, и это отдельный повод для гордости.
С какими проблемами столкнулся "Факультатив"?
Мне хотелось бы говорить не столько о проблемах, сколько о наших возможностях. Ведь само слово "факультатив" образовано от “facultas”, что в переводе с латинского означает "возможность". Но всё же существуют трудности, с которыми мы столкнулись.
Проблема №1. Нехватка единомышленников
В первые несколько лет нашей деятельности мы нередко сталкивались с убеждением, которое укоренилось в обществе, что культура – это бесплатно или что она создаётся и управляется государством: например, театры, музеи и тому подобные учреждения. Частных проектов в области культуры и искусства на тот момент было крайне мало, и такая ситуация сохраняется по сей день, поэтому людям зачастую непривычно участвовать в мероприятиях подобного формата. Мы делаем всё возможное, чтобы преодолеть этот стереотип и показать своим культурным проектом альтернативу, однако до сих пор сталкиваемся с тем, что нам не хватает слушателей, единомышленников, кто бы покупал билет и приходил на наши мероприятия.
Эта проблема усугубляется всё новыми волнами эмиграции, причём уезжают не только слушатели, но и лекторы. Следовательно, уменьшается количество того, что мы можем предложить. Также из-за ковида люди стали проводить больше времени дома, реже бывать в общественных местах и собираться вместе. Компании тоже стали меньше запрашивать лекции из-за сокращения бюджетов на корпоративные мероприятия.
Проблема №2. Мало мест для проведения лекций
Площадок в Минске, отвечающих нашим пожеланиям, становится меньше, некоторые из них закрываются, а поиск каждого нового места отнимает время и силы. Тем самым разрушаются налаженные связи, и мы зачастую оказываемся вынуждены искать новые решения.
Повышение цен – болезненный вопрос для "Факультатива"
С нового сезона мы повысим цены. Наш сезон продолжается с сентября по июнь, затем мы уходим в отпуск и готовимся к новому сезону. В это время публичных мероприятий нет, но могут быть корпоративные заказы. Цена формируется в зависимости от мероприятия и площадки, где оно проводится.
Что нужно, чтобы двигаться дальше?
Иметь информационную поддержку на партнёрских условиях, которые позволят нам экономить расходы на рекламу, а тем, кто помогает нам в продвижении, – получить качественный контент и нарастить аудиторию. Мы верим, что такая синергия выгодна для обеих сторон.
Татьяна Пушко о мечте
Мечта всегда есть, и их много, но есть одна, которая стоит на первом месте, – собственная площадка. Помещение, в котором мы находимся, – это рабочее пространство, и когда сюда к нам приходят слушатели – это компромисс. Мы хотим иметь свою площадку, которая будет хорошо технически оснащена и пригодна для проведения лекций, музыкальных встреч, выставок. Площадку, где мы сможем разместить доступную для широкого круга увлечённых людей библиотеку с литературой о самых разных аспектах культуры.
Следить за развитием клуба "Факультатив" можно на его странице в Instagram @facultativ.by.
Медиапортал Smartpress.by создал информационную платформу помощи предпринимателям, малому и среднему бизнесу Беларуси. Партнерами проекта станут банки, страховые, лизинговые и другие компании, чья помощь предпринимателям сегодня необходима.