Больше всего Анна Дыдышко похожа на топ-модель с идеальной фигурой и самобытными, яркими образами, которыми полон ее инстаграм. Но это поверхностный взгляд. О том, чем на самом деле живет Анна, говорят ее перебинтованная рука (за 20 лет работы скульптором девушка заработала профессиональную болезнь и недавно перенесла операцию), скульптура ее авторства, которая появилась в центре Минска, и собака Мышка – героиня одной из картин Анны… И нашего интервью тоже!

1-Художница и скульптор Анна Дыдышко и ее собака Мышка.jpgАнна и одна из ее собак Мышка

В этом разговоре – о том, может ли белорусский скульптор прокормить себя и еще 8 животных, об изматывающих работах, за которые часто не хотят браться другие художники, и самых необычных требованиях заказчиков.

“Трудно, когда заказчик скульптуры – отец 16-летней дочери, которой больше нет”

Анна окончила Академию искусств в 2007 году. И за эти годы собрала весомый (во всех смыслах) багаж: более сотни скульптурных и живописных работ, которые “живут” в галереях и частных коллекциях не только в Беларуси, но и в России, Украине, США, ОАЭ, Германии, Италии, Испании и даже на острове Мальта. 

2-Скульптура Карета для Золушки авторства Анны Дыдышко.jpgСкульптура “Карета для Золушки” авторства Анны

– Неудивительно, что заработала профессиональную болезнь, – улыбается Анна. – Это синдром де Кервена, развивается от повторяющихся движений большим пальцем. Сделала операцию на левой руке, впоследствии будет то же и с правой. 

Работа скульптора очень тяжелая: иногда в прямом смысле неподъемная – нужно работать с материалами, которые весят десятки, а то и сотни килограмм.

Случается, обращаюсь за помощью к коллегам-мужчинам, когда речь идет о физически трудной части работы. Ну, а я в ответ с удовольствием берусь за то, чем им не слишком хочется заниматься: проработку деталей. Могу часами лепить волосы или кисти рук – и мне это в удовольствие. 

3-Скульптура Эльф авторства Анны Дыдышко.jpgСкульптура “Эльф” авторства Анны

– Несмотря на исторический контекст – вспомним ту же Камиллу Клодель, которая навсегда осталась в тени Огюста Родена – сегодня я никакой гендерной дискриминации в нашей творческой среде не ощущаю. Это, знаете, как в беседах с подругами, когда ты не можешь поддержать разговор о том, что “все мужики сволочи”, потому что тебя окружают совсем другие, достойные люди (смеется).

Помимо физической нагрузки в работе скульптора есть и моральная. И она, говорит Анна, еще выше:

– Особенно сильно влияют на психологическое состояние мемориальные вещи. Художники в целом не любят за них браться – мой учитель, Владимир Жбанов, не любил, хотя получалось у него потрясающе – потому что это очень изматывает морально. 

4-Художница и скульптор Анна Дыдышко и ее собака Мышка.jpg

Чтобы прочувствовать человека, который уже умер, нужно полностью погрузиться в то, как он жил. И, конечно, это погружение дается непросто. Особенно, когда заказчик, например – отец 16-летней дочери, которой больше нет. Начинаешь собирать информацию, много разговариваешь с близкими, отсматриваешь десятки фото и видео, на которых человек еще жив: радуется чему-то, смеется, обнимает друзей… Это всегда больно. 

И трудно создать работу, которая хоть немного утешит близких… А люди, случается, хотят утешиться в том числе и с помощью мемориальной скульптуры. 

Кстати, часто ко мне обращаются и хозяева умерших животных – за портретами и скульптурами, которые будут напоминать о любимом друге. Горюешь вместе с ними… А как иначе? Это работа, которая расходует все твои ресурсы, и физические и моральные. Но вместе с этим и наполняет: когда ты закончил работу и видишь, как при взгляде на нее у человека загораются глаза – это всё компенсирует.

“На каждой работе есть отпечатки носов и лап моих собак”

Анне доводилось глубоко погружаться не только в личные истории заказчиков, но и в историю страны: она принимала участие в реставрации Мирского и Несвижского замков.

– Это была очень интересная работа! Я занималась реставрацией лепнины: изучала исторические документы и, конечно, старалась максимально воссоздать то, что раньше радовало людей и украшало их жизнь. Если сейчас это, например, фото, постеры, современные картины на стенах, тогда – лепнина с цветами, херувимами и пышными лентами. Мне это было очень близко, потому что я обожаю барокко.

И сама иронизирую над тем, что избыточность – это и есть мой стиль. Яркие краски, сложные украшения, обилие деталей… 

5-Анна за работой над полотном Полдень.jpgАнна за работой над полотном “Полдень”

Спрашиваем у Анны, как ей с такими запросами на краски жизни – в Минске. Особенно в пасмурную погоду:

– Ну… Скажем прямо: случаются меланхолические эпизоды (смеется). Но я стараюсь их органично “встраивать” в творчество. Если за окном снова серое небо и дождь, достаю палитру – и привожу нервную систему в баланс. Это как “магний”, который я добываю для организма, пока стою у холста.

6-Художница и скульптор Анна Дыдышко и ее собака Мышка.jpg

Особенно, когда вокруг восемь мокрых носов бегают-суетятся. У меня, кстати, практически на каждой работе есть их следы! Правда, об этом знаю только я. Ну, и мои друзья, которым я иногда звоню в панике: “Беда! Арбузик (собака - Прим.ред.), 40 килограмм, прыгнул на холст! Как заделать прокол?”

Кто-то прыгает по холстам, кто-то тычется носом в краску, кто-то жует кисти… Даже как-то и не получается затосковать всерьез: просто не успеваешь!

7-Анна Дыдышко в мастерской вместе с собаками.jpgПоработать без хвостатого контроля Анне не удается

Если загуглить работы Анны, можно найти масштабные скульптурные композиции, цена которых достигает 40 тысяч рублей. Готовы ли белорусы столько платить за искусство?

– Тут дело не в национальности. В эту область в любой стране готовы инвестировать те, у кого закрыты базовые потребности. И те, чей уровень образования, вкуса позволяет увидеть в этом ценность. 

Даже от очень обеспеченных людей я, случается, слышу: “Сколько-сколько?! Вы что! Это стоимость моих часов!”

Как же тогда удается зарабатывать? Особенно с учетом того, что в инстаграме Анны – только “лайфстайл”.

– Я понимаю, что с точки зрения стратегии это, наверное, странно. Но я не публичный художник. Я говорю о том, что для меня на самом деле важно в своих работах, а в не в инстаграме. Был период, когда мне проще было открыть в соцсетях свое тело, чем творчество как часть души.

8-Художница и скульптор Анна Дыдышко и ее собака Мышка.jpgЩенком Мышку выбросили из машины в центре города. Полгода собачка с перебитым хвостом и лапкой выживала на улице одна

9-Собака Мышка на картинке Анны Дыдышко.jpgДаже после спасения Мышке сложно было поверить людям: несколько месяцев Анна возвращала ее к жизни. Теперь Мышка – ее лучшая подруга и муза (ее вы видите на полотне)

Но в моем случае работает сарафанное радио. Есть заказчики, которые со мной уже много лет – и собирают собственную коллекцию. Есть те, кто приходят по их рекомендациям… И те, кто видят мои работы на выставках. 

В итоге заказов хватает: сейчас в активной работе 6 скульптурных работ, 4 – живописных.

“Иногда заказы бывают такими, что думаешь: “Мне будет что рассказать своему психологу”

Почему же тогда многие художники так и остаются “голодными” и не признанными? Анна говорит: дело не в обстоятельствах, а в человеке.

– На мой взгляд, в Беларуси для поддержки искусства сейчас делают довольно много. И проектов достаточно, чтобы жить только за счет творчества. Но, конечно, это требует везения, гибкости и социальной включенности. Художника кормит харизма и общение. 

Нужно понимать, что картина, скульптура – это не стандартная покупка, а предмет роскоши. И событие для заказчика, с помощью которого он хочет получить не вещь, а новый эмоциональный опыт. За ним он и приходит! Иначе купил бы садового гнома.

Иногда заказчики хотят увидеть мою мастерскую – и просят не убираться в ней, чтобы увидеть, как всё устроено на самом деле. 

10-Анна Дыдышко в мастерской.jpgАнна в мастерской

Или говорят: “Прежде чем приступить к работе, вы должны посетить три спектакля, чтобы прочувствовать идею”. Или звонят глубокой ночью (из-за разницы часовых поясов), чтобы просто поговорить об искусстве. И я откликаюсь на это, потому что понимаю, что всё это – часть “услуги”, которую человек заказал. 

Работа Анны, судя по глубине коммуникации, в чем-то схожа с работой психолога. И, как и психолог, Анна сохраняет конфиденциальность историй своих заказчиков:

– Я не могу рассказать об этом в интервью, но заказы случаются крайне необычные. Настолько, что ты слушаешь, киваешь, а про себя думаешь: “Ну, что ж… Мне будет что обсудить с моим психологом, но я сделаю это!”. Наверное, это еще один секрет реализации в творческом деле: выполнить любой запрос, но сделать это достойно. Ты должен быть готов к тому, что заказчик потребует от тебя строго определенную форму груди для русалки на садовом фонтане… Твоя задача не доказать ему, что эта форма груди нехороша. А сделать эту грудь максимально эстетичной или, на худой конец, красиво прикрыть ее волосами (улыбается).

Недавно одна из работ Анны поселилась у банковского отделения возле парка Горького. Это посвящение маме-утке, жительнице Свислочи, которая свила гнездо в самом центре города.

11-Скульптура утке в парке Горького в Минске.png

Если бы мне не нужно было думать о деньгах, я бы всегда лепила и рисовала только животных. Все мои питомцы – спасенные с улицы, и в них я нахожу бесконечное вдохновение. Меня восхищает в них всё. Вечная, безусловная, бескорыстная любовь. Умение радоваться жизни и, вопреки всему, принимать ее такой, какая она есть. Искренность, которая не свойственна современному миру вообще. Я думаю, животные – единственные, кто живут честно и видят самую суть. И нам стоит у них этому поучиться.

Автор: Алина Максимова, фото: Христина Лузай

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.