Легенды о живущих в воде женщинах существуют практически по всему миру. В Германии их называют ундины, среди моряков они были известны как сирены, а у нас – как русалки. И, в отличие от милой диснеевской Ариэль, существа это очень опасные и злые. Впрочем, не только они "обитали" в водоемах на территории Беларуси. Можно ли было взять русалку в жены и на какой рыбе катался Водяник? О мифических существах, "живших" в реках и озерах, в рамках цикла "Боги и духи древней Беларуси" расспросили кандидата исторических наук, доцента Игоря Углика.
Игорь Углик
Водяник имел свой гарем и катался на соме
Всемогущим хозяином любого водоема был Водяник. Помните: "Я водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной…"? Белорусскому Водянику поговорить было с кем – ведь русалки являлись, по сути, наложницами его гарема.
Свой Водяник был практически в каждом водоеме с проточной водой. В относительно спокойных водах жил "тихоня", в бурных, у мельниц – "вирник". Выглядел он не очень привлекательно: старик с отвислым животом, зелеными волосами, бородой клином, с перепонками между пальцев. Считалось, что свои угодья он "объезжает", оседлав большого сома.
– Его “прописка” имела сезонный характер. После Крещения он, спасаясь от христианской угрозы, мог кочевать по лозам, вербам, явару, ржи, откуда его выгоняли, когда освящали на праздники эти растения. Русалки составляли его гарем – хотя, учитывая его внешность, они стремились найти себе молодого и красивого парня (разумеется, защекотав его до смерти или утопив). Но Водяник был полноправным подводным хозяином, и противиться ему русалки не могли, – рассказывает Игорь Углик.
Водяник – властитель рыб с плохим характером
Характер у Водяника – под стать его внешности: довольно поганый. Одним из его любимых развлечений было запутывание сетей у рыбаков. Еще он любил хватать купающихся людей за ноги – притопит и отпустит. Или переворачивать лодки. В общем, пакостил, как мог.
Но с ним можно было найти общий язык – через жертву или услугу. Мельники бросали под водяные колеса куски сала, рыбаки (а водяник – властитель всех рыб) заключали с ним договор, как с чертом. А если водоем пересыхал, то водяник превращался в лепешку ила, и его переносили в другой водоем. Тогда водяник гнал в сети рыбаку улов, а также, в виде особой благодарности, мог показать спасителю водный мир изнутри, на время поместив человека в большой водяной пузырь на дне водоема.
Водяники жили практически во всех водоемах, даже в колодцах. Исключение – озера, в которых вода считалась мертвой (таких несколько в Беларуси), и небольшие сажалки с непроточной водой.
Помните милую диснеевскую русалочку Ариэль? Белорусские на нее вообще не похожи
Русалка – идеальная жена?
Наиболее знаменитые мифические жители водоемов – это, конечно же, русалки. В Беларуси существовали две разновидности: духи озер – "озерницы", которые были немного похожи на кинематографических русалок (то есть имели рыбий хвост), и просто русалки. Последние вполне себе передвигались на двух ногах.
– Как правило, на территории современной Беларуси русалок представляли в образе молодых девушек с очень хорошей, белой кожей, разумеется, с ногами, длинными волосами черного, белого или зеленого цвета. И, на самом деле, в воде русалки проводили не так много времени – их любимым занятием были прогулки по лесу, танцы (с подскоком, как танцевали ведьмы) и качание на ветвях деревьев, – рассказывает Игорь Углик.
Наиболее активными русалки становились в Русальную неделю
А вот взгляд у русалок был страшный: у них были "холодные", безжизненные глаза. Оно и понятно – несмотря на внешнее сходство с обычными девушками, людьми они уже не являлись. Русалками становились утопленницы, самоубийцы, некрещеные младенцы. Но, несмотря на всю свою злобу и безжалостность, они очень хотели найти себе пару.
Русалки выходили из воды в леса и поля на Русальную неделю (неделя после Троицы), и тогда становились весьма опасными: встретив парня, он щекотали его до смерти и утаскивали с собой.
– Единственным вариантом защиты было вытянуть острый металлический предмет (иглу, шило) в направлении глаз русалки. В таком случае она шипела и отступала. Полагаю, что такая боязнь металла свидетельствует о древности рассказов о русалках – похоже, появились они еще до наступления железного века, – отмечает эксперт.
Также русалок раздражал вид молодых пар, сидящих у воды (парень сильно рисковал) и катающихся на лодке. Образ русалки-молодой девушки – наиболее распространенный в Беларуси. Однако не единственный. Рассказывали о русалках-старухах и о "русалах" мужского пола.
Озерницы. Иногда их представляли в виде "классических" русалок с хвостом, иногда – с ластами вместо ступней
Но в то же время русалку можно было взять "в жены". Качающаяся на деревьях русалка могла запутаться длинными волосами в ветвях, и в такой ситуации ее можно было поймать, связать и привести домой. В человеческом доме русалки становились хорошими хозяйками, отлично готовили, а сами питались паром от еды. Но долго это не продолжалось: с наступлением Русальной недели русалка буквально "выносила" дверь и убегала к своим товаркам. Назад уже не возвращалась.
– Существуют легенды о русалках в различных регионах Беларуси. Так, благодаря Адаму Мицкевичу широко известны "свитезянки" – русалки, обитающие в озере Свислочь. Возможно, мифы про русалок – следы фольклорной памяти о реальных женских изолированных сообществах, типа амазонок или белорусских "валатовн",– рассказывает Игорь Углик.
Еще наши предки верили, что в лозе на берегу рек, озер и болот живет Лозовик – очень маленький старичок с длинным кнутом. Он добрый и спасает людей от Водяников и Болотников. А еще в лозе шныряли лозники – мелкие нечистики
Кто проживает на дне водоема? Баламутень!
Водяники и русалки, конечно же, не единственные обитатели белорусских водоемов. На берег реки народная фантазия помещала обнаженную женщину с ребенком. Это – убийца своего внебрачного дитяти. По поверьям, она не злая – разве что, например, спрячет одежду рыбаков. Она очень хочет искупить свое преступление и просит крестик. С появлением христианства места у водоемов стали одним из излюбленных мест сходок чертей.
Любвеобильный Баламутень очень любил женщин. Не смотрите, что он страшный и старый – он умел очаровывать
В водоемах и сажалках, по поверьям наших предков, жил Баламутень – мужчина с опухшим лицом, огромным животом и гусиной кожей. Шалун был еще тот: очень любил мутить воду и приставать к купающимся или стирающим женщинам. Иногда дело "выгорало": Баламутень напускал чары и казался "избраннице" красавцем. "Замутившую" с ним женщину этот озорник отпускал домой – и, по поверьям, она никогда не могла утонуть. В целом, Баламутень считался проказником, но не самым плохим персонажем.
Впрочем, говорить о мифических существах, живущих в лесах, полях, реках и озерах в прошедшем времени неверно. По словам Игоря Углика, во многих деревнях, где он бывал в экспедициях, до сих пор рассказывают легенды о Лесунах, Водяниках и Болотниках.
Автор: Сергей Лобко, в качестве иллюстраций использованы работы Заслуженного деятеля искусств Беларуси художника Валерия Слаука
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.