Если белорусский бизнес не будет заниматься повесткой устойчивого развития, он либо перестанет существовать через 5-10 лет, либо безнадежно отстанет от всех остальных конкурентов, заявил первый заместитель министра экономики Андрей Картун на Форуме ответственного бизнеса 5 декабря в Минске. Представители крупных компаний, дипкорпуса и научного сообщества собрались на это мероприятие, чтобы обсудить, зачем корпоративному сектору заниматься устойчивым развитием, и обменяться успешными практиками.

Беларусь – 30-я в мире, но надо двигаться дальше

Беларусь присоединилась к глобальной повестке ООН в области устойчивого развития еще 10 лет назад. Сейчас страна занимает 30-е место по достижению ЦУР среди 193 присоединившихся стран, 80% целей уже выполнены или будут достигнуты к планируемому ООН сроку (к 2030 году). Но есть оставшиеся 20%, для которых необходимо приложить больше усилий.

Цели в области устойчивого развития (ЦУР) – это 17 взаимосвязанных задач, которые утверждены Генассамблеей ООН. Среди них - ликвидация нищеты, голода, борьба с изменением климата, хорошее здоровье и благополучие населения, чистая вода и энергия, достойная работа, гендерное равенство и ряд других.

В 2017 году президентом Беларуси подписан указ №181, которым был создан механизм по достижению целей устойчивого развития.


–Механизм генерирует решения, которые потом облекаются в законодательные нормы, положения и инструкции, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни (от образования и медицины до раздельного сбора мусора), даже не всегда понимая, почему тот или иной вопрос возник и почему он регламентирован так или иначе", – отметил председатель Наблюдательного совета Сети Глобального Договора ООН в Беларуси Сергей Дубков.

Председатель Наблюдательного совета Сети Глобального Договора ООН в Беларуси Сергей Дубков

В настоящее время разрабатывается Национальная стратегия устойчивого развития Беларуси до 2040 года. Это будет документ, "по которому мы будем жить, и который в дальнейшем станет основой для целого ряда управленческих решений", – отметил Дубков. 

– И для того, чтобы двигаться дальше, мы должны понимать, для чего мы это делаем, – констатировал он.

Есть ли за всем этим бизнес-кейс?

Как отметили эксперты, в глобальном масштабе вопрос устойчивого развития уже перестал быть рекомендацией либо инициативой конкретных менеджеров и конкретных компаний. Это краеугольный камень доступа на внешние рынки как товаров и услуг, так и финансов.

Форум объединил топ-менеджеров белорусского бизнеса, специалистов в области корпоративной ответственности бизнеса, HR и PR

Так, на внешних рынках контрагенты начинают предъявлять все больше требований не только экологического характера, но оценивают, как компании внедряют ESG-принципы и имеют ли ESG-рейтинг.

Что такое ESG?

Аббревиатуру ESG можно расшифровать как "окружающая среда, социальная политика и корпоративное управление" (от англ. environment, social и governance).

В широком смысле – это устойчивое развитие коммерческой деятельности, которое строится на принципах ответственного отношения к окружающей среде, высокой социальной ответственности и качественного корпоративного управления.

По сути, это инструментарий, который позволяет бизнесу и государству двигаться к устойчивому развитию.


– 60% того, что Беларусь производит, она продает на экспорт. Если мы не будем заниматься в том числе ESG-повесткой, то нас не будет на внешних рынках, – предупреждает первый заместитель министра экономики Андрей Картун. Даже на традиционных рынках.

Первый заместитель министра экономики Андрей Картун

Так, внедрение ESG-повестки в России уже находится на уровне государственной политики – структурированной, финансируемой и регламентируемой. В Европейском союзе (который остается одним из ключевых экспортных рынков Беларуси) принципы ESG уже даже не рекомендация, "это просто закон". Вплотную заниматься этой темой начинает Китай.

– В будущем мы на китайский рынок просто не зайдем с товарами, в которых не будут отражены вопросы ESG-повестки, – убежден Андрей Картун.

По его мнению, элементы устойчивого развития, в том числе ESG, многими странами будут использоваться как протекционистские меры в отношении конкурентов. "Более того, наши партнеры могут использовать этот инструмент для выстраивания скрытых барьеров против наших производителей", – считает он.

Аналогичное мнение высказал и Сергей Дубков.

– В большинстве стран, которые Беларусь обозначает как стратегических партнеров, подходы к устойчивому развитию стоят на первом месте. Так что, либо мы играем по этим правилам, или играют без нас. Если мы не продаем свои товары – экономика не развивается, а значит, нет доходов. Нет доходов – проседает качество жизни, – констатировал он.

Бенефиты для бизнеса

– ESG и устойчивое развитие – это вопрос не сентиментальный, а коммерческий и репутационный, –  убежден руководитель Глобального договора ООН в Азербайджане Самир Мамедов. – Примеров бенефита уйма. Например, кадровая политика – она касается каждой индустрии, каждого бизнеса. Справедливо оплачиваемый труд, гендерное равенство на рабочем месте, поддержка ветеранов предприятий – это все приводит, не напрямую, но поэтапно, к более высокой мотивации, мотивация – к результативности, она – к объемам продаж и выручке.

Руководитель Глобального договора ООН в Азербайджане Самир Мамедов

Он привел в пример исследование, проведенное в Азербайджане, охватившее 76 тысяч компаний с общей численностью свыше 1 млн сотрудников. 

– Однозначно все показатели говорили о том, что те компании, где примерная практика труда, по многим параметрам, включая выручку, опережают тех, где этого нет. То же самое касается работы не внешних рынках, – сказал Мамедов.

– Если смотреть секторально, то, например, для финансового сектора устойчивое развитие, ESG-рейтинги – это управление рисками. Например, при выдаче кредита. Финансовые показатели могут выглядеть хорошо, но это оценка только с одной стороны. Если в компании отсутствуют трудовые контракты, если она занимается деятельностью, которая вредит окружающей среде, она, скорее всего, будет представлять большие риски с точки зрения возврата денег.

Кто не успел, тот уже опоздал?

Те компании, которые пока не занялись внедрением повестки устойчивого развития, еще не опоздали, убежден Самир Мамедов

– Этот поезд во всем мире все еще двигается намного медленнее, чем должен. И ни для какой отдельной индустрии, никакой отдельной кампании еще не слишком поздно. Слишком поздно будет тогда, когда прорыв уже произойдет, когда большинство уже будет играть в эту игру, причем играть профессионально – с точки зрения кадровой политики, инвестиций, регуляции, – отметил он.

Образование – больной вопрос

Эксперты сошлись во мнении, что образование в данной сфере – основа для того, чтобы эта повестка развивалась.

– Те знания, которые мы сегодня получаем – фрагментарны, не системны и базируются на самообразовании, – констатировал Сергей Дубков – У нас в стране, к сожалению, не готовят специалистов по этому направлению. В Европейском союзе – готовят. В России – тоже готовят. Там подготовка специалистов идет на системной основе, и они востребованы рынком. Даже в Узбекистане, который находится существенно ниже Беларуси в рейтинге стран по внедрению ЦУР, уже есть такой опыт.

Исполнительный директор Ассоциации "Национальная сеть Глобального договора" в Российской Федерации Наталья Дорпеко

– Мы говорим о том, что ответственность приходит через осознание, а осознание – через осведомленность. Но осведомленность – это в общем, а должны быть конкретные знания. Потому что повестка должна быть интегрирована в абсолютно все профессии, абсолютно по всем бизнес-процессам и цепочкам поставок, включая логистику, – подчеркнула исполнительный директор Ассоциации "Национальная сеть Глобального договора" в Российской Федерации Наталья Дорпеко.

Она обратила внимание, что для того, чтобы государственный вуз мог ввести дисциплину по повестке устойчивого развития не только факультативно, необходим национальный образовательный стандарт. В России он только появился, в Беларуси его еще нет. "И здесь есть потенциал для сотрудничества и взаимодействия с Беларусью", – считает Дорпеко.

Автор Ольга Среднева