События последних лет серьезно изменили отечественный рынок металла. Крупные белорусские металлотрейдеры сегодня ориентируются на глубокую переработку и выпуск собственной продукции, в то время как нишу поставок металлопроката в страну занимают российские компании. О перспективах и запросах потребителей поговорили с заместителем начальника службы маркетинга компании "Скайпрофиль" Викторией Лойко.

Металлопрокат 1.jpgВиктория Лойко

Вместо Западной Европы – Беларусь

– В 2020 году, когда мир столкнулся с пандемией, европейские металлургические заводы приостановили свою работу. Это дало российским компаниям возможность зайти на рынок. Кроме того, это привело к существенному росту цен на металлопрокат. Однако с введением санкций в 2022 году многие зарубежные рынки для российских трейдеров закрылись, и теперь они ориентируются на внутренний рынок и дружественные страны, включая Беларусь, – рассказывает Виктория Лойко.

Металлопрокат 3.jpgПроизводственный цех "Скайпрофиль"

Крупные российские металлотрейдеры покупают металл у производителей по более низким ценам за счет больших объемов. "Скайпрофиль" также закупает крупные объемы металлопродукции, что позволяет работать в той же ценовой категории и успешно конкурировать с ведущими российскими компаниями.

Металлопрокат 6.jpgУправление маркетинга "Скайпрофиль" постоянно изучает запросы клиентов

От металлопроката – к продукции собственного производства

Ряд белорусских компаний, чтобы выдержать конкуренцию, уходят в производственные проекты и переработку металла. Это позволяет им сохранить бизнес в условиях усиливающейся конкуренции. В планах "Скайпрофиль" запуск сервисного металлоцентра, что предполагает более глубокую переработку металла. Кроме того, активно развивается производство собственной продукции, которое стартовало в 2011 году.

– Производство "Скайпрофиль" всегда было независимым. Изначально мы ориентировались на металлопрокат, а теперь ключевое направление в работе компании — собственное производство кровельных, заборных, стеновых материалов и водосточных систем. Ассортимент с 2018 года расширился в разы, — говорит Виктория Лойко.

По ее словам, компании удалось занять место ушедших с белорусского рынка польских производителей металлочерепицы (хотя их продукцию по-прежнему можно купить в Беларуси). Некоторые виды продукции, которые ранее представляли польские компании, с успехом замещены "Скайпрофиль" – металлочерепица "Вилейская волна", "Нарочанка", "Браславская" и другие виды.

Металлопрокат 4.jpg
Компания существенно развила линейку и по заборным системам: различные виды металлоштакетника, профнастила, заборы-жалюзи. В продуктовом портфеле теперь есть и собственная разработка – заборный каркас "Скайпрофиль", который изготавливается уже из оцинкованного проката с полимерным покрытием и не требует проведения сварочных работ и покраски

– Если ранее по материалам маркетинговых исследований доля "Скайпрофиль" в сегменте рынка составляла около 15%, то сегодня выросла почти что до 30%. Дело в том, что мы стараемся удовлетворить потребности клиента и можем предложить сегодня ту же продукцию, что ранее – польские производители, только почти вдвое дешевле, – подчеркивает собеседница.

Также на рынке растет спрос на фальцевую кровлю – и "Скайпрофиль" уже освоил и наладил ее выпуск.

– Не могу не отметить изменения в предпочтениях клиентов. Если еще несколько лет назад основной спрос был на продукцию (металлочерепица, заборы) шоколадно-коричневого цвета (8017 по таблице RAL Classic), то сегодня в тренде оттенок 7024 – "серый графит". Причем изменения произошли очень быстро, буквально за 2 года, – говорит Виктория Лойко.

Решают компетенции работников

Ключевым преимуществом в реализации товаров конечному покупателю является широкая сеть продаж: у "Скайпрофиль" 46 филиалов более чем в 30 регионах страны. Компания предоставляет продукцию и материалы большому количеству частных фирм. Также изначально был сделан упор на качество продукта и скорость работы. Это привело к тому, что большой процент ритейла работает со "Скайпрофиль" на протяжении долгих лет.

Металлопрокат 2.jpgКомпании идут в сторону автоматизации производства

Однако с определенными вызовами бизнес сталкивается и на этом рынке.

– Изменились поставщики оборудования для наших производственных линий, расположенных в Мачулищах и Шабанах. Если ранее мы закупали линии в Польше, то сегодня подобной возможности нет – приобретаем оборудование в России, Китае, Турции и даже во Вьетнаме, – говорит Виктория Лойко.

Для того, чтобы минимизировать затраты на производство, компания стремится максимально автоматизировать процессы, участвуя в разработке новых линий с производителями оборудования.

Металлопрокат 7.jpg

Перспективы рынка

– Прогнозировать развитие рынка черного металлопроката и продукции собственного производства в ближайшие годы достаточно сложно. Основным фактором, который влияет на ситуацию, является рост зарплат и позитивные изменения в экономике. В случае продолжения даже умеренного роста экономики, что мы видим сейчас и на что мы надеемся в ближайшие годы, будет расти и спрос на нашу продукцию. В перспективе ближайших трех лет прогнозируем умеренный рост спроса.

Если же будут отменены ограничения на экспорт продукции РБ и РФ на международные рынки, спрос на рынке может начать расти более динамично. А вот если нынешние условия сохранятся, то можно ожидать усиления конкуренции как на рынке металлопроката, так и на рынке продукции собственного производства в Беларуси, – отмечает представительница компании "Скайпрофиль".

Металлопрокат 8.jpg
А вот на рынке собственной продукции ситуация прогнозируется более стабильная: у компании "Скайпрофиль" и отечественных компаний здесь преимущество за счет налаженных каналов сбыта, развитой сети офисов продаж и возможности быстрой адаптации к потребностям клиентов. Демпинг здесь маловероятен, так как компании уже работают на минимальной прибыли.

Также ключевым трендом рынка станет автоматизация производства. Уже сегодня компании работают над минимизацией ручного труда, так как человеческий труд становится все более дорогим, в то время как стоимость оборудования снижается.

Автор: Сергей Лобко, фото: Христина Лузай и из архива “Скайпрофиль”

*Партнерский материал

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.