Нужно ли останавливать рекламную активность в тяжёлые времена? Кто занимает освободившиеся ниши? Почему индексация медиаресурсов Яндексом и Google не отражает их реальное положение? - статья директора Смартпресс Вячеслава Зеньковича.

photo_2022-10-26_17-41-55.jpg

Война на полгода "убила" рекламный рынок 

Причин тому несколько: 

  • Уход с рынка или замораживание активности значительной части иностранных компаний. Логика здесь ясна - боязнь того, что пиар спровоцирует требование вообще покинуть белорусский рынок.
  • Белорусские компании, зависимые от сбыта или поставок из стран ЕС, прекратили активность из-за поломки логистики. 
  • Белорусские компании, деятельность которых никак или почти никак не зависела от работы со странами ЕС, прекратили промоушен "за компанию", а точнее из-за неспособности менеджмента адекватно реагировать на ситуацию. 

Шестимесячный перерыв рекламной активности не только существенно подорвал сбыт многих компаний. Он еще и способствовал утрате потенциала развития. Освобождающиеся из-за ухода иностранных компаний с рынка ниши либо вовсе не заполнялись, либо заполнялись и сейчас заполняются стихийно, без учета интересов тех предприятий, которые (если бы проявили профессионализм и смекалку), вполне могли бы воспользоваться ситуацией.

Какой урок должны извлечь из произошедшего? И почему мы должны его извлекать?

Не нужно останавливать рекламную активность, нужно поменять ее подачу. Сейчас практически все 100% белорусской рекламы основываются на "праздничном" позиционировании покупок, услуг, участии в акциях и т.п. Например. Скидка на пальто - праздник! Распродажа гаджетов - праздник! Покупка автомобиля - праздник!

В суровые времена, позиционировать те же покупки, те же акции следует не как праздник, не как составляющую "счастливого бытия", а как жизненную необходимость. 

Например:  

  • Скидка на пальто - "Сейчас всем трудно, и мы нашли возможность сделать товар максимально дешевле"
  • Распродажа гаджетов - "В сложные времена очень важно не терять связь с родными и друзьями. Мы нашли возможность сделать средства связи доступнее". 
  • Покупка автомобиля - "Всякое может случиться и надежное средство передвижения не помешает".
Зенькович и маркетинг 3.jpeg

Изменение инструментов промоушена

Изменились алгоритмы работы двух ведущих поисковых систем - 

Google и Яндекс. Сегодня можно констатировать, что обе системы стали политически зависимыми, выполняющими конкретные задачи. Это не хорошо и не плохо, это констатация. Когда идет война, каждая из противоборствующих сторон использует все доступные средства для достижения своих целей. Яндекс почти прекратил индексацию негосударственных белорусских медиа, его настройки продвигают только рекомендованные российскими властями интернет-ресурсы. Google на всякий случай практически игнорирует любую (от всех, в том числе и частных медиа) общественно-политическую информацию из Беларуси. Исключение составляют лишь новости по линии правоохранительных структур и судебных инстанций (задержания, оглашения приговоров в судах). Зато в поисковых системах сейчас "в почете" рецепты кабачковой икры и сообщения о новых увлечения западных поп-звезд. Отсюда рост охватов у ресурсов-агрегаторов и падение - у полноценных медиа. 

Уход от зависимости от поисковиков - как увеличить рост органики? 

Уход от "гугл-зависимости" - мечта любого медиа. У Smartpress.by этот показатель просто шикарен. Из более чем ста тысяч посетителей в день, практически половина - "органика". Так, в сентябре, согласно метрике similarweb.com из частных медиаресурсов Беларуси рост посетителей зафиксировал только Smartpress.by - 3 млн (рост на 2%). Это произошло исключительно за счет прироста "органики" - числа посетителей интернет-ресурсов, которые приходят напрямую или из своих корпоративных мессенджеров, но не из поисковых систем. И это ключевой фактор - Smartpress.by является лидером среди всех белорусских медиа по количеству подписчиков в мессенджерах. Более 132 тысяч в Viber и более 28 тысяч в Telegram. Совокупное количество подписчиков в мессенджерах превышает 160 тысяч человек. 

Кризисная трансформация рынков дает новые возможности для занятия новых ниш, информационная война позволяет медиа избавиться от прежних "гугл-зависимостей". Главное, самим себя не ввергать в депрессию, спокойно и взвешенно анализировать происходящие процессы. И - работать.

Вячеслав Зенькович, директор Smartpress.by

***

Читайте нас в Viber и Telegram