Некоторые автомобили меняют индустрию, другие становятся культовыми. Volkswagen Beetle (“Жук”) прошел уникальный путь – от нацистского проекта до символа свободы и контркультуры, прожив дольше, чем любой другой автомобиль.

История VW Жук 1.jpg

Его узнаваемый силуэт стал частью мировой автомобильной истории. Он появлялся в культовых фильмах: "Хитч", "Крёстный отец", "Форрест Гамп", а также в киносаге "Херби – любимый жук". Он есть даже на обложке альбома The Beatles "Abbey Road" (1969).

История VW Жук 2.pngФотография была сделана 8 августа 1969 года Иэном Макмилланом. На заднем плане слева виден белый Volkswagen Beetle с номерным знаком "LMW 281F".

Интересный факт: после выпуска альбома номерной знак этого автомобиля неоднократно похищали. 

А начинался Beetle как "народный автомобиль"

В 1933 году инженер Фердинанд Порше получил от Рейха заказ: создать экономичную и надежную машину. Так появился KDF-Wagen – компактный, с задним расположением двигателя и округлым кузовом. Однако началась война, и завод в Вольфсбурге переключился на военные нужды. Будущий Volkswagen Type 1 начал выпускаться только после окончания Второй мировой.

История VW Жук 3.jpgЗавод в Вольфсбурге, где начался выпуск VW Beetle. Фото с сайта lifeglobe.net

Европа восстанавливалась, остро встал вопрос дешёвых автомобилей. В Германии, где транспортная инфраструктура была разрушена, потребность в личных машинах резко выросла. Но “Жук” появился благодаря Великобритании.

Британцы, спасшие "Жука"

В 1945 году Вольфсбург оказался в британской зоне оккупации. Офицер Иван Херст предложил использовать завод для выпуска автомобилей. Первый заказ британской армии на 20 000 автомобилей дал предприятию новую жизнь. Херст лично тестировал серийные модели. 

История VW Жук 4.jpgИван Херст (слева внизу) на заводе в Вольфсбурге. Фото из сети

"Я просто хотел дать заводу шанс, но не думал, что эта машина станет легендой", – рассказывал Иван Херст.

Почему Volkswagen часто ассоциируется с конём?

Завод Volkswagen был построен в 1938 году в Вольфсбурге. Герб города – скачущий конь – символ силы и скорости. Поначалу логотип Volkswagen часто использовался вместе с этим гербом.

История VW Жук 5.jpg

Сам же логотип VW практически не менялся. Разве что до 1945-го вокруг букв VW был стилизованный зубчатый венок. 

Как "Жук" стал легендой

Чтобы покорить мир, надо было покорить Америку. В США в 1950-е годы доминировали огромные и мощные автомобили, символизирующие статус и успех. Куда с ними тягаться букашке? Но “Жук” в США прошел путь от насмешек до иконы контркультуры. Для этого была проведена революционная рекламная кампания "Think Small".

  • 1950-е – американцы не воспринимали маленькую машинку всерьёз.
  • 1960-е – Volkswagen провёл рекламную кампанию "Think Small", превратив недостатки в достоинства.
  • 1968 – выход фильма "Любимый жук” (The Love Bug) сделал Beetle кинозвездой.

История VW Жук 6.jpgКадр из фильма The Love Bug, 1968

Что означал рекламный посыл "Think Small"?

Классический маркетинг был основан на концепции "чем больше – тем лучше". В противовес рекламная кампания “Think Small” отличалась минималистичным дизайном, обилием белого пространства и честным подходом к характеристикам автомобиля. 

  • Меньше – значит лучше – меньший расход топлива, удобство в парковке, доступность.
  • Функциональность вместо роскоши – надёжность и простота вместо хрома и гигантских капотов.
  • Ироничность и честность – реклама не скрывала особенности Beetle, но превращала их в преимущества.

История VW Жук 7.jpgКоллаж из плакатов рекламной кампании Think Small в США. 

Плакат слева – "Think Small""Думай о малом"Плакат справа – "And if you run out of gas, it's easy to push"“Если у вас кончится бензин, то легко подтолкнуть”. Да, сегодня это вряд ли бы сработало как преимущество, но тогда Volkswagen не просто завоевал американский рынок – он поменял сознание потребителей.

Мексика: Долгая жизнь "Жука"

В 1978-м завод в Германии прекращает выпуск автомобилей, но в Мексике производство продолжается до 2003-го. Более того, в 1990-е Beetle является самым популярным такси в Мехико. Позднее старые Beetle-такси заменили на современные модели, но любовь к "Жуку" в Мексике осталась.

История VW Жук 8-1.jpgТакси в Мексике, фото wikipedia

Beetle в автоспорте

Volkswagen Beetle успешно показывал себя в автоспорте. Благодаря легкому кузову и простой конструкции, он часто становился основой для гоночных модификаций.

  • В 1960-70-х годах "Жук" участвовал во многих ралли по пересеченной местности.
  • В Бразилии и Мексике проходили отдельные гонки для Volkswagen Beetle, где водители соревновались на доработанных версиях.

История VW Жук 9.jpgКадр из фильма The Love Bug (1968)

Конец эпохи: 2019-й

В 1998 году Volkswagen попытался возродить легенду, выпустив New Beetle. Но машина потеряла прежнюю простоту. А в 2019 году производство окончательно прекратили. Последний Beetle сошёл с конвейера в июле.

История VW Жук 10.jpgВ Мексике прощаются с последним VW Beetle, фото из сети

Почему VW Beetle стал культовым?

Это вопрос часто задают конструктукторы, желающие повторить успех “Жука”. На самом деле, причин несколько: 

  1. Простота и надежность – двигатель работал даже при нехватке масла 
  2. Узнаваемый силуэт
  3. Ассоциации со свободой и независимостью – любимец хиппи 1960-х
  4. Кино и культура – от "Херби" до сцен в "Крестном отце"
  5. Рекорд производства – почти 21,5 миллиона экземпляров

В 2019 автору этой статьи удалось немного познакомиться с последней версией "Жука". Конечно, машина была слишком простой и без электроники, довольно шумной и жесткой. Но характер, настроение сохраняла – она словно переносила тебя в эпоху The Beatles.

Надеюсь, в будущем мы увидим “Жука” в электрическом варианте. 

История VW Жук 11.jpgЗа рулем прокатного VW Beetle, май 2019

Автор: Юлия Кочубей

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.