Буксировка автомобиля – ситуация, знакомая почти каждому водителю. На первый взгляд, всё просто: цепляешь трос и едешь. Но нюансов множество, особенно если учесть, что буксировка на трассе и в условиях бездорожья отличаются. Разбираемся, как буксировать машину, какие средства использовать и как не нарушить при этом ПДД.

Когда автомобиль остановился

Основные причины, по которым может понадобиться буксировка

Ситуаций, когда буксировка машины – единственно возможный способ доставить автомобиль до места назначения или на ближайшую СТО, достаточно.

  • Техническая неисправность автомобиля. Перегрев двигателя, разряд аккумулятора, обрыв ремня – всё может случиться внезапно.
  • Автомобиль не предназначен для бездорожья. Выехали отдохнуть на природу, а там – разбитая колея, грязь после затяжных дождей. И вот ты уже не отдыхаешь, а ищешь способ выбраться.
  • Ошибки в расчетах и планировании маршрута. Не подрасчитали расстояние, и топливо закончилось на полпути или полностью разрядилась батарея в электромобиле.
  • Необходимость эвакуации после ДТП.

Особенности буксировки на трассе: что говорят ПДД

На загородной трассе при буксировке автомобиля главное – безопасность. Про подручные средства – веревки и самодельные стропы – забываем сразу. Используем только тросы и стропы промышленного изготовления. Длина буксировочного троса должна быть от 4 до 6 метров, чтобы избежать эффектов “гармошки” – резких рывков, возникающих при ускорении и торможении из-за колебаний натяжения троса. Обязательное условие при буксировке – включенная аварийная сигнализация на буксируемом транспортном средстве (п. 51.4 ПДД Республики Беларусь), а при буксировке на сцепке – флажки или светоотражающие щитки на тросе (п. 206 ПДД).

Буксировка на жесткой сцепкеБуксировка на жесткой сцепке

Кроме того, при буксировке на сцепке за рулем машины обязательно должен быть водитель (п. 189 ПДД), а вот при перемещении методом частичной погрузки присутствие людей в салоне автомобиля запрещено (п.190 ПДД).

Для перемещения автомобилей с неисправностями нужно помнить, что при буксировке на сцепке должны быть исправны рулевое управление и тормоза. С заклинившим рулем или неисправной тормозной системой буксировать машину можно только методом частичной погрузки (п. 192 ПДД).

Буксировка методом частичной погрузкиБуксировка методом частичной погрузки

Буксировка в зависимости от типа трансмиссии

Если у вас механическая коробка передач, всё относительно просто. Включаем нейтраль, отпускаем ручник – и поехали. Но и здесь есть нюансы: если автомобиль получил повреждения трансмиссии, даже “механика” может преподнести неприятный сюрприз. Главное – не разгоняться выше 50 км/ч и не тянуть машину слишком далеко (не более 50 км), чтобы не перегревать детали.

С автоматической коробкой передач (АКПП) уже сложнее. Некоторые модели допускают буксировку, но только с включенной нейтралью, на малой скорости и на короткие дистанции – до 30 км. Если коробка не поддерживает режим буксировки (обычно он указывается в инструкции по эксплуатации и может включать специальное положение селектора или предписания по отключению привода), лучше не рисковать – вызывайте эвакуатор.

Буксировка на мягкой сцепкеБуксировка на гибкой сцепке

Что касается вариатора (CVT) – это одна из самых капризных трансмиссий. Производители, как правило, категорически запрещают буксировку на тросе. Даже при включенной нейтрали механизмы внутри продолжают вращаться – и это может привести к повреждениям. Здесь выход только один – эвакуатор или частичная погрузка с тележкой под ведущие колеса.

С электромобилями – отдельная история. При буксировке электродвигатель может перейти в режим генерации электроэнергии, что грозит серьезными проблемами для электроники. В большинстве случаев такие авто можно транспортировать только с полной погрузкой или на платформе, либо на тележке под ведущие колеса.

Перевозка методом полной погрузкиТранспортировка методом полной погрузки 

Внедорожье – совсем другая история

Буксировка не ограничивается только трассой. Чтобы вытянуть машину, засевшую в грязи на лесной или проселочной дороге тросы с заправки или первые попавшиеся в магазине – не лучший выбор.

– Они рассчитаны исключительно на буксировку по ровной дороге, – поясняет инструктор по контраварийному вождению Мария Вашкевич. – Для вытаскивания из грязи и других экстремальных условий нужен рывковый трос, который может растягиваться и аккумулировать силу. Но если он слишком слабый – не выдержит нагрузку, если слишком прочный – не обеспечит необходимую динамику. Поэтому профессионалы экстремальных дорог, которые часто сталкиваются с такими ситуациями, берут с собой несколько тросов для вытягивания автомобилей разной массы.

Буксировка авто Мария Вашкевич

Если машина застряла на проселке, в лесу, в поле – просто тросом не отделаешься. Здесь уже нужны динамические стропы, шаклы, лебедки и другое оборудование. Важно понимать: вытащить машину из грязи – это не просто задача на силу, это про точку зацепа, про угол вытаскивания и про то, насколько ты вообще понимаешь, что делаешь.

Многое будет зависеть от технического состояния обоих автомобилей. При рывке возможно разрушение крепежных элементов, особенно на старых авто. А “отлетающий” металлический крюк может нанести серьезные травмы. Поэтому всегда нужно использовать демпфер – специальный тросогаситель или хотя бы куртку, которую можно набросить на трос. Демпфер предотвратит разлет троса в случае его разрыва или повреждения крепления. Еще одна мера безопасности – отвести всех людей от обеих машин на расстояние не менее длины троса.

Установка демпфера на стропуУстановка демпфера на стропу

– Для обеспечения безопасности можно использовать софт-шаклы – мягкие соединительные элементы из сверхпрочных волокон, – рекомендует Мария Вашкевич, – Они легче, безопаснее, не подвержены коррозии, как металлические, а при обрыве не наносят урона – просто падают, как веревка. Всё снаряжение лучше покупать в специализированных магазинах. Но если нет опыта, лучше просто вызвать помощь.

Софт-шаклСофт-шакл

Что покупать: динамическую стропу или стандартный трос?

С виду обычный буксировочный трос и динамическая стропа похожи, но работают по-разному. “Динамика” растягивается при нагрузке, аккумулирует энергию рывка и снижает ударную нагрузку на крепления.

Но стоит помнить: в 90% случаев вам нужно не геройствовать, а просто аккуратно дотащить автомобиль по асфальту или ровной дороге до ближайшего сервиса. Поэтому если вы не фанат оффроуда, а просто собираете базовый набор на случай непредвиденной поломки – берите проверенный, качественный буксировочный трос.

Кроме того, не забудьте перед дальней поездкой проверить работоспособность всех узлов и агрегатов автомобиля, а находясь за пределами трассы, не пытайтесь проехать там, где ваша машина имеет шансы застрять в грязи.

Буксировка автомобиля

Автор Владимир Фалалеев