Буксировка автомобиля – ситуация, знакомая почти каждому водителю. На первый взгляд, всё просто: цепляешь трос и едешь. Но нюансов множество, особенно если учесть, что буксировка на трассе и в условиях бездорожья отличаются. Разбираемся, как буксировать машину, какие средства использовать и как не нарушить при этом ПДД.
Основные причины, по которым может понадобиться буксировка
Ситуаций, когда буксировка машины – единственно возможный способ доставить автомобиль до места назначения или на ближайшую СТО, достаточно.
- Техническая неисправность автомобиля. Перегрев двигателя, разряд аккумулятора, обрыв ремня – всё может случиться внезапно.
- Автомобиль не предназначен для бездорожья. Выехали отдохнуть на природу, а там – разбитая колея, грязь после затяжных дождей. И вот ты уже не отдыхаешь, а ищешь способ выбраться.
- Ошибки в расчетах и планировании маршрута. Не подрасчитали расстояние, и топливо закончилось на полпути или полностью разрядилась батарея в электромобиле.
- Необходимость эвакуации после ДТП.
Особенности буксировки на трассе: что говорят ПДД
На загородной трассе при буксировке автомобиля главное – безопасность. Про подручные средства – веревки и самодельные стропы – забываем сразу. Используем только тросы и стропы промышленного изготовления. Длина буксировочного троса должна быть от 4 до 6 метров, чтобы избежать эффектов “гармошки” – резких рывков, возникающих при ускорении и торможении из-за колебаний натяжения троса. Обязательное условие при буксировке – включенная аварийная сигнализация на буксируемом транспортном средстве (п. 51.4 ПДД Республики Беларусь), а при буксировке на сцепке – флажки или светоотражающие щитки на тросе (п. 206 ПДД).
Буксировка на жесткой сцепке
Кроме того, при буксировке на сцепке за рулем машины обязательно должен быть водитель (п. 189 ПДД), а вот при перемещении методом частичной погрузки присутствие людей в салоне автомобиля запрещено (п.190 ПДД).
Для перемещения автомобилей с неисправностями нужно помнить, что при буксировке на сцепке должны быть исправны рулевое управление и тормоза. С заклинившим рулем или неисправной тормозной системой буксировать машину можно только методом частичной погрузки (п. 192 ПДД).
Буксировка методом частичной погрузки
Буксировка в зависимости от типа трансмиссии
Если у вас механическая коробка передач, всё относительно просто. Включаем нейтраль, отпускаем ручник – и поехали. Но и здесь есть нюансы: если автомобиль получил повреждения трансмиссии, даже “механика” может преподнести неприятный сюрприз. Главное – не разгоняться выше 50 км/ч и не тянуть машину слишком далеко (не более 50 км), чтобы не перегревать детали.
С автоматической коробкой передач (АКПП) уже сложнее. Некоторые модели допускают буксировку, но только с включенной нейтралью, на малой скорости и на короткие дистанции – до 30 км. Если коробка не поддерживает режим буксировки (обычно он указывается в инструкции по эксплуатации и может включать специальное положение селектора или предписания по отключению привода), лучше не рисковать – вызывайте эвакуатор.
Буксировка на гибкой сцепке
Что касается вариатора (CVT) – это одна из самых капризных трансмиссий. Производители, как правило, категорически запрещают буксировку на тросе. Даже при включенной нейтрали механизмы внутри продолжают вращаться – и это может привести к повреждениям. Здесь выход только один – эвакуатор или частичная погрузка с тележкой под ведущие колеса.
С электромобилями – отдельная история. При буксировке электродвигатель может перейти в режим генерации электроэнергии, что грозит серьезными проблемами для электроники. В большинстве случаев такие авто можно транспортировать только с полной погрузкой или на платформе, либо на тележке под ведущие колеса.
Транспортировка методом полной погрузки
Внедорожье – совсем другая история
Буксировка не ограничивается только трассой. Чтобы вытянуть машину, засевшую в грязи на лесной или проселочной дороге тросы с заправки или первые попавшиеся в магазине – не лучший выбор.
– Они рассчитаны исключительно на буксировку по ровной дороге, – поясняет инструктор по контраварийному вождению Мария Вашкевич. – Для вытаскивания из грязи и других экстремальных условий нужен рывковый трос, который может растягиваться и аккумулировать силу. Но если он слишком слабый – не выдержит нагрузку, если слишком прочный – не обеспечит необходимую динамику. Поэтому профессионалы экстремальных дорог, которые часто сталкиваются с такими ситуациями, берут с собой несколько тросов для вытягивания автомобилей разной массы.
Если машина застряла на проселке, в лесу, в поле – просто тросом не отделаешься. Здесь уже нужны динамические стропы, шаклы, лебедки и другое оборудование. Важно понимать: вытащить машину из грязи – это не просто задача на силу, это про точку зацепа, про угол вытаскивания и про то, насколько ты вообще понимаешь, что делаешь.
Многое будет зависеть от технического состояния обоих автомобилей. При рывке возможно разрушение крепежных элементов, особенно на старых авто. А “отлетающий” металлический крюк может нанести серьезные травмы. Поэтому всегда нужно использовать демпфер – специальный тросогаситель или хотя бы куртку, которую можно набросить на трос. Демпфер предотвратит разлет троса в случае его разрыва или повреждения крепления. Еще одна мера безопасности – отвести всех людей от обеих машин на расстояние не менее длины троса.
Установка демпфера на стропу
– Для обеспечения безопасности можно использовать софт-шаклы – мягкие соединительные элементы из сверхпрочных волокон, – рекомендует Мария Вашкевич, – Они легче, безопаснее, не подвержены коррозии, как металлические, а при обрыве не наносят урона – просто падают, как веревка. Всё снаряжение лучше покупать в специализированных магазинах. Но если нет опыта, лучше просто вызвать помощь.
Софт-шакл
Что покупать: динамическую стропу или стандартный трос?
С виду обычный буксировочный трос и динамическая стропа похожи, но работают по-разному. “Динамика” растягивается при нагрузке, аккумулирует энергию рывка и снижает ударную нагрузку на крепления.
Но стоит помнить: в 90% случаев вам нужно не геройствовать, а просто аккуратно дотащить автомобиль по асфальту или ровной дороге до ближайшего сервиса. Поэтому если вы не фанат оффроуда, а просто собираете базовый набор на случай непредвиденной поломки – берите проверенный, качественный буксировочный трос.
Кроме того, не забудьте перед дальней поездкой проверить работоспособность всех узлов и агрегатов автомобиля, а находясь за пределами трассы, не пытайтесь проехать там, где ваша машина имеет шансы застрять в грязи.
Автор Владимир Фалалеев