В Беларуси планируют изменить правила дорожного движения, и новации затронут в первую очередь лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, или проще говоря, на электросамокатах, гироскутерах, моноколесах. Некоторых из них хотят приравнять к водителям. Проект указа уже прошел общественное обсуждение. Но пока говорить о сроках, когда изменения будут приняты, рано.
Рассказываем, что планируется изменить в ПДД, придется ли сдавать на права водителям электросамокатов и кто несет ответственность за несовершеннолетних водителей.
Главное изменение
Все транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам могут развивать скорость более 25 км/час будут являться механическими транспортными средствами.
То есть, в случае если изменения в законодательство будут приняты, то мощные электросамокаты, которые по своим характеристикам аналогичны мопедам, будут подлежать регистрации. А лица, управляющие такими самокатами, станут водителями. Соответственно им нужно будет получить соответствующую категорию прав.
В Беларуси есть водительская категория "AM" – мопеды, мотороллеры, скутеры и т.д.
Для получения прав категории "АМ" необходимо быть старше 16 лет, пройти обязательное медосвидетельствование и сдать экзамен на знание ПДД. Право управления транспортными средствами категории "АМ" автоматически получают водители, имеющие любую другую категорию в водительском удостоверении.
Водители имеющие права данной категории "АМ" являются полноправным участниками дорожного движения, обязаны знать и соблюдать требования ПДД, сигналов светофора, дорожных знаков и разметки, а также выполнять сигналы регулировщика и инспекторов ДПС ГАИ.
То есть, если вы катаетесь на электросамокате, который не способен развить скорость более 25 км/час, то вы можете спокойно выдохнуть – вам ничего регистрировать не нужно будет и водителем вы не станете.
Нужны ли права для шеринговых электросамокатов?
Кстати, у шеринговых самокатов скорость программно ограничена – они не могут двигаться быстрее 25 км/час.
А в Минске и вовсе существуют зоны, где прокатные электросамокаты сами снижают скорость, рассказал на пресс-конференции заместитель начальника главного управления ГАИ милиции общественной безопасности МВД Александр Занимон. Так, шеринговые самокаты едут медленнее в парках и ряде других людных зонах.
А какая ответственность будет у водителей электросамокатов?
И опять таки, тот, кто управляет электросамокатом, который развивает скорость не более 25 км/час, приравнивается к пешеходу. Для таких людей действуют нормы, установленные для пешеходов - они приведены в главе 4 ПДД.
Таким “пешеходам” запрещено ездить пьяными, перевозить других лиц, и ездить со скоростью более 25 км/час. И они должны быть старше 14 лет.
Ответственность таким “пешеходам” грозит административная по ст. 18.20 КоАП:
-
штраф за нарушение ПДД составляет от 1 до 3 БВ (сейчас 40-120 рублей.).
-
за нарушение ПДД в состоянии опьянения, а также за отказ от прохождения проверки (освидетельствования) для определения такого состояния - штраф от 3 до 5 БВ (120-200 рублей).
-
создание аварийной обстановки - штраф от 3 до 8 БВ (120-320 рублей).
-
за причинение в результате нарушения легкого телесного повреждения другому человеку или оставление места ДТП – от 5 до 20 БВ (200–800 рублей).
Что касается несовершеннолетних "пешеходов", то с 14 до 16 лет ответственность за них будут нести родители, а с 16 лет – они сами.
А вот если вы будете водить самокат, который развивает скорость более 25 км/час, и вас приравняют к водителям, то и ответственность будете нести, как и все остальные водители: Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения.