Подорожают ли автомобили этой осенью? Решаются ли проблемы с поставкой машин, запчастей и автохимии? Есть ли альтернатива переходу на "упрощенные" авто? Об этом Смартпресс поговорил с сооснователем компании по реализации электрокаров китайского производства в Беларуси Electro-car.by Русланом Куликовским.
Цены продолжат расти
Сегодня белорусский авторынок находится в очень интересной ситуации. Дилерские центры испытывают нехватку по некоторым позициям. Это в первую очередь касается бюджетных автомобилей, которые в основном были в лидерах продаж – VW Polo, KIA Rio и т.д. Автомобили классом выше, представительские модели тоже постепенно исчезают из дилерских центров.
Спрос сегодня более высокий, чем возможности официальных дилеров по поставкам. Это можно увидеть и по отсутствию рекламных акций.
Повышение стоимости автомобилей наблюдается не с начала этого года, а с середины 2021-го, когда была ограничена логистика, а некоторые предприятия просто остановились.
Постепенно экономика стран начала восстанавливаться, спрос на новые автомобили стал расти. Но производители столкнулись с нехваткой ряда комплектующих. В первую очередь это коснулось микрочипов. В связи с этим производства не могли выйти на тот уровень, который требует рынок, покрыть все запросы дилеров, - и образовался дисбаланс со спросом покупателей. Сократилось и число новинок автопроизводителей, включая китайские бренды. Например, линия производства электромобилей BYD SONG PLUS полностью приостановлена из-за нехватки комплектующих, хотя модель новая – 2022 года.
Опять же, на рынок повлиял курс валют. Был резкий скачок, потом курс откатился назад, а цены остались на прежнем уровне. Притом российский рубль укрепился, а большинство работающих у нас дилерских центров, даже и китайских брендов, все-таки представительства российских компаний на белорусском рынке. Соответственно, и поток машин шел и идет через РФ.
При этом поток автомобилей с российского рынка сократился. Потому что упало производство на территории РФ, по самым пессимистичным оценкам чуть ли не на 90%.
Я считаю, что дальнейшее повышение цен будет. Невозможно быстро переналадить производство, заменить комплектующие, начать производство их внутри страны. Поэтому скорее всего в ближайшее время будет тенденция продолжающегося роста стоимости автомобилей. Но здесь нужно учитывать, что спрос и предложение напрямую связаны. Будут расти цены – будет снижаться покупательская способность. И, соответственно, - спрос. Это рано или поздно приведет к стабилизации спроса и предложения.
"Упрощенные" авто не решение проблемы, а сами – проблема
Я надеюсь, что потребитель выдержит паузу, чтобы дать производителям понять, что "упрощенные", без подушек безопасности и АБС, автомобили не должны сегодня производиться. Это не выход – в эпоху высоких технологий уходить от использования элементарных систем безопасности.
Буквально на прошлой неделе общался с представителями автомобильной компании, которые рассказали, что даже в нынешней сложной ситуации они нашли производителей датчиков АБС на территории РФ, которые уже наладили их выпуск. Да, не в том объеме, который необходим, но обещают, что уже в течение нескольких месяцев нехватка будет закрыта. Надеюсь, что крупные автопроизводители переориентируются на возможности внутреннего рынка, наладят производство этих компонентов и на собственных мощностях.
Хотелось бы, чтобы такие "упрощенные" автомобили не появились на дорогах в больших масштабах. Может быть, как временная мера, чтобы кому-то где-то "перекрыться", но не как что-то постоянное. Это шаг назад.
"Просвета" на рынке автозапчастей и автохимии пока не видно
Выросли цены не только на запчасти, но даже в первую очередь, на масла и добавки в них. Есть вопрос, почему не было налажено внутреннее производство, почему не выпускается конкурентоспособных позиций? А мы знаем, что масла производит и "Лукойл", и "Газпром", но они менее качественны, чем европейские бренды. Я надеюсь, что сложившаяся ситуация откроет нам глаза на некоторые вещи, и производители в ЕАЭС смогут наверстать упущенное, вывести свой продукт на более высокий уровень.
Подорожание автохимии и автокомпонентов, конечно, в первую очередь связано с логистикой, с санкциями, затронувшими возможности перевода денежных средств. Сбился весь рабочий цикл, все потянуло друг за друга, - начиная с невозможности оперативно заказать и провести платеж и заканчивая логистическими проблемами, ограничениями на въезд перевозчиков. Последние, к слову, пользуются ситуацией. Видя дефицит на рынке, они стали поднимать свои цены.
"Просвета" пока не вижу. Стоимость автозапчастей продолжит расти, до определенного предела. Пока не будут найдены альтернативные пути поставок, расчетов и т.д. Сложилась непростая ситуация, и решения пока не найдено.
30-40% уже заказанных авто с пробегом "зависли" в пути
Что касается подержанных автомобилей – я не могу сказать, что они сегодня полноценно ввозятся. Скорее, довозятся. Те, которые были оплачены ранее. Поставки прерывались в связи с задержкой платежей, и весь этот "снежный ком" рос. Затор, который образовался, когда были просто заблокированы многие торговые площадки, на 60-70% сегодня "рассосался". Но 30-40% все еще находятся в процессе поиска вариантов, как доставить. Никто не хочет работать над одним заказом по полгода, но на сегодня такое случается.
В сложившейся ситуации невозможно четко гарантировать поставку в конкретные сроки. Ни одна адекватная компания не даст таких гарантий. Есть много факторов, которые просто не зависят от тех, кто поставляет автомобили.
Автомобильные потоки перестраиваются. Мои "коллеги по цеху" в Казахстане рассказали, что быстро переориентируются на другие рынки – на тот же Китай, на Саудовскую Аравию… И на нашем рынке бизнес не сидит сложа руки, ищет варианты решения проблем, возможности поставок через другие страны. Тот же Узбекистан может стать как поставщиком автомобилей, так и транзитной территорией. Рынок будет меняться, и автомобили все равно будут ввозиться.
Растет интерес к "электричкам"
Интерес к электромобилям в Беларуси вырос. Мы наблюдаем, что по некоторым моделям, которые мы ввозим, в сравнении с прошлым годом, - вдвое.
Устройство такого автомобиля в целом чуть проще, чем машины с ДВС, это касается фильтров, масел и т.д. Это один из факторов, который подстегивает интерес к электрическим моделям.
Что отталкивает от них – так это недостаточное знание китайских брендов. Опасение, что компании, существующие на рынке всего 5-6 лет, а китайский автопром развивается стремительно, и таких компаний очень много, могут просто внезапно снимать с производства те или иные модели, запуская новые линейки. И где тогда брать запчасти? Но китайцы не изобретают колесо, они берут лучшее от других брендов и применяют. Не стоит бояться, что нельзя будет найти ту или иную запчасть. Все производители пересекаются друг с другом, и на рынке можно найти все компоненты, заказать их через Интернет.
Китайский авторынок предлагает большое количество моделей в дешевом сегменте – всего за $8-10 тыс. в среднем. Но наибольшим интересом в Беларуси пользуются средний и представительский классы электромобилей. Главным образом, потому что отталкивает стоимость доставки в $3 тыс. в сравнении со стоимостью автомобиля в случае с самыми дешевыми моделями.
***
Читайте нас в Viber и Telegram