Подорожают ли автомобили этой осенью? Решаются ли проблемы с поставкой машин, запчастей и автохимии? Есть ли альтернатива переходу на "упрощенные" авто? Об этом Смартпресс поговорил с сооснователем компании по реализации электрокаров китайского производства в Беларуси Electro-car.by Русланом Куликовским.

Руслан Куликовский.jpg

Цены продолжат расти

Сегодня белорусский авторынок находится в очень интересной ситуации. Дилерские центры испытывают нехватку по некоторым позициям. Это в первую очередь касается бюджетных автомобилей, которые в основном были в лидерах продаж – VW Polo, KIA Rio и т.д. Автомобили классом выше, представительские модели тоже постепенно исчезают из дилерских центров.

Спрос сегодня более высокий, чем возможности официальных дилеров по поставкам. Это можно увидеть и по отсутствию рекламных акций.

Повышение стоимости автомобилей наблюдается не с начала этого года, а с середины 2021-го, когда была ограничена логистика, а некоторые предприятия просто остановились.

Пустой автовоз.jpg

Постепенно экономика стран начала восстанавливаться, спрос на новые автомобили стал расти. Но производители столкнулись с нехваткой ряда комплектующих. В первую очередь это коснулось микрочипов. В связи с этим производства не могли выйти на тот уровень, который требует рынок, покрыть все запросы дилеров, - и образовался дисбаланс со спросом покупателей. Сократилось и число новинок автопроизводителей, включая китайские бренды. Например, линия производства электромобилей BYD SONG PLUS полностью приостановлена из-за нехватки комплектующих, хотя модель новая – 2022 года.

Опять же, на рынок повлиял курс валют. Был резкий скачок, потом курс откатился назад, а цены остались на прежнем уровне. Притом российский рубль укрепился, а большинство работающих у нас дилерских центров, даже и китайских брендов, все-таки представительства российских компаний на белорусском рынке. Соответственно, и поток машин шел и идет через РФ.

При этом поток автомобилей с российского рынка сократился. Потому что упало производство на территории РФ, по самым пессимистичным оценкам чуть ли не на 90%.

Обнял машину.jpg

Я считаю, что дальнейшее повышение цен будет. Невозможно быстро переналадить производство, заменить комплектующие, начать производство их внутри страны. Поэтому скорее всего в ближайшее время будет тенденция продолжающегося роста стоимости автомобилей. Но здесь нужно учитывать, что спрос и предложение напрямую связаны. Будут расти цены – будет снижаться покупательская способность. И, соответственно, - спрос. Это рано или поздно приведет к стабилизации спроса и предложения.

"Упрощенные" авто не решение проблемы, а сами – проблема

Я надеюсь, что потребитель выдержит паузу, чтобы дать производителям понять, что "упрощенные", без подушек безопасности и АБС, автомобили не должны сегодня производиться. Это не выход – в эпоху высоких технологий уходить от использования элементарных систем безопасности.

Буквально на прошлой неделе общался с представителями автомобильной компании, которые рассказали, что даже в нынешней сложной ситуации они нашли производителей датчиков АБС на территории РФ, которые уже наладили их выпуск. Да, не в том объеме, который необходим, но обещают, что уже в течение нескольких месяцев нехватка будет закрыта. Надеюсь, что крупные автопроизводители переориентируются на возможности внутреннего рынка, наладят производство этих компонентов и на собственных мощностях.

Краш-тест.png

Хотелось бы, чтобы такие "упрощенные" автомобили не появились на дорогах в больших масштабах. Может быть, как временная мера, чтобы кому-то где-то "перекрыться", но не как что-то постоянное. Это шаг назад.

"Просвета" на рынке автозапчастей и автохимии пока не видно

Выросли цены не только на запчасти, но даже в первую очередь, на масла и добавки в них. Есть вопрос, почему не было налажено внутреннее производство, почему не выпускается конкурентоспособных позиций? А мы знаем, что масла производит и "Лукойл", и "Газпром", но они менее качественны, чем европейские бренды. Я надеюсь, что сложившаяся ситуация откроет нам глаза на некоторые вещи, и производители в ЕАЭС смогут наверстать упущенное, вывести свой продукт на более высокий уровень.

Авто 3.png

Подорожание автохимии и автокомпонентов, конечно, в первую очередь связано с логистикой, с санкциями, затронувшими возможности перевода денежных средств. Сбился весь рабочий цикл, все потянуло друг за друга, - начиная с невозможности оперативно заказать и провести платеж и заканчивая логистическими проблемами, ограничениями на въезд перевозчиков. Последние, к слову, пользуются ситуацией. Видя дефицит на рынке, они стали поднимать свои цены.

"Просвета" пока не вижу. Стоимость автозапчастей продолжит расти, до определенного предела. Пока не будут найдены альтернативные пути поставок, расчетов и т.д. Сложилась непростая ситуация, и решения пока не найдено.

30-40% уже заказанных авто с пробегом "зависли" в пути

Что касается подержанных автомобилей – я не могу сказать, что они сегодня полноценно ввозятся. Скорее, довозятся. Те, которые были оплачены ранее. Поставки прерывались в связи с задержкой платежей, и весь этот "снежный ком" рос. Затор, который образовался, когда были просто заблокированы многие торговые площадки, на 60-70% сегодня "рассосался". Но 30-40% все еще находятся в процессе поиска вариантов, как доставить. Никто не хочет работать над одним заказом по полгода, но на сегодня такое случается.

В сложившейся ситуации невозможно четко гарантировать поставку в конкретные сроки. Ни одна адекватная компания не даст таких гарантий. Есть много факторов, которые просто не зависят от тех, кто поставляет автомобили.

Авто 2.png

Автомобильные потоки перестраиваются. Мои "коллеги по цеху" в Казахстане рассказали, что быстро переориентируются на другие рынки – на тот же Китай, на Саудовскую Аравию… И на нашем рынке бизнес не сидит сложа руки, ищет варианты решения проблем, возможности поставок через другие страны. Тот же Узбекистан может стать как поставщиком автомобилей, так и транзитной территорией. Рынок будет меняться, и автомобили все равно будут ввозиться.

Растет интерес к "электричкам"

Интерес к электромобилям в Беларуси вырос. Мы наблюдаем, что по некоторым моделям, которые мы ввозим, в сравнении с прошлым годом, - вдвое.

Устройство такого автомобиля в целом чуть проще, чем машины с ДВС, это касается фильтров, масел и т.д. Это один из факторов, который подстегивает интерес к электрическим моделям.

Электромобиль.png

Что отталкивает от них – так это недостаточное знание китайских брендов. Опасение, что компании, существующие на рынке всего 5-6 лет, а китайский автопром развивается стремительно, и таких компаний очень много, могут просто внезапно снимать с производства те или иные модели, запуская новые линейки. И где тогда брать запчасти? Но китайцы не изобретают колесо, они берут лучшее от других брендов и применяют. Не стоит бояться, что нельзя будет найти ту или иную запчасть. Все производители пересекаются друг с другом, и на рынке можно найти все компоненты, заказать их через Интернет.

Китайский авторынок предлагает большое количество моделей в дешевом сегменте – всего за $8-10 тыс. в среднем. Но наибольшим интересом в Беларуси пользуются средний и представительский классы электромобилей. Главным образом, потому что отталкивает стоимость доставки в $3 тыс. в сравнении со стоимостью автомобиля в случае с самыми дешевыми моделями.

***

Читайте нас в Viber и Telegram