Где дно автомобильного рынка? Пересматривают ли условия дилеры и кредиторы? Что происходит с машинами, которые покупались для перепродажи в Россию? Поговорили с главным редактором портала av.by Дмитрием Макаревичем о том, как авторынок страны справляется с вызовами 2022 года и что ждет продавцов и покупателей в ближайшие месяцы.

Дмитрий Макаревич.jpg

Доллар откатился, но цены падать не спешат

- В начале марта в долларовом эквиваленте у дилеров серьезных изменений не было. Потом цены в рублях дружно следовали за курсами иностранных валют. И к концу месяца рублевое подорожание выглядело тревожным: от 4 тыс. рублей по Lada Vesta до 17,4 тыс. по VW Polo Exclusive с 7-ступенчатой DSG и 1,4-литровым TSI.

Цены на авто.jpg

В апреле мы наблюдаем обратную ситуацию: рубль окреп по отношению к доллару и откатился к значениям на конец февраля. Но перепишут ли дилеры ценники так же оперативно в сторону уменьшения – вопрос открытый.

Пока не спешат. Видимо, нет серьезных предпосылок к тому, что в ближайшее время ситуация в Украине стабилизируется и санкционная петля ослабнет. 

Как дела на вторичке?

- Что касается рынка подержанных автомобилей, то в марте цены слегка подросли. Некоторые продавцы набросили 5-10% к прайсу, руководствуясь простым правилом: если в салонах нет новых машин, то покупатель будет искать их на "вторичке".

В марте база объявлений на av.by выросла на 25% – до 52 тыс. Люди стали значительно чаще выставлять автомобили на продажу. Отчасти это связано с традиционным весенним всплеском активности на рынке.

База росла не из-за того, что многие в одночасье решили продать машину, а потому что предложения стали накапливаться. В какой-то момент предложение превысило спрос.

Еще в начале года хорошие автомобили улетали как горячие пирожки. Несомненно, в этот процесс вносили свою лепту и россияне. Они активно покупали в Беларуси 2-5-летние автомобили, прибывшие к нам с европейских и американских аукционов по 140-му указу. 

Авторынок.jpg

Что происходит теперь? Те автомобили, которые ехали или плыли в Беларусь с прицелом на кошелек покупателей с Востока, до сих пор в продаже. У россиян сейчас нет возможности купить доллары или евро, а российские рубли белорусам не особо и нужны. Настало время не продавца, а покупателя. Сейчас покупатель может диктовать условия, потому что находится в заведомо выигрышном положении с валютой в кармане. Поэтому торг уместен как никогда и продавцы готовы уступать, трезво оценивая ситуацию на рынке.

Китайцы нам помогут. Но не сразу

- Китайские марки заполнить образовавшуюся на рынке пустоту, конечно, попытаются. Другой вопрос, сколько времени у них на это уйдет. Заменить полноценно тот же BMW, Mercedes китайскими Chery или Haval вряд ли с наскока удастся. Да, у китайских марок есть премиальные линейки и бренды, но в России и у нас они вообще не были представлены.

Второе – проблемы с логистикой, вызывающие дефицит деталей, компонентов, коснулись и китайских производителей. Сейчас весь мир испытывает нехватку микрочипов, и говорить, что в Китае их в избытке, неверно.

Завод_белджи.jpg

Что до "белорусских китайцев", раньше 20% шло на внутренний рынок, 75% поставлялось в Россию, 5% – в Казахстан. Сейчас ввиду падения платежеспособности белорусов, подорожания автомобилей и ужесточения кредитных условий, предположу, что пропорция изменится. На белорусский рынок будет идти около 15%, все остальное будут пытаться продать в Россию. И в этом есть смысл, так как бренд Geely сейчас занимает в РФ лидирующие позиции (рост продаж за 2021 г. +59%), доверие к ним уже сформировалось.

Geely Coolray.jpg

О большей локализации производства (сейчас она чуть более 50% - шины, аккумуляторы, радиаторы, стекло, сидения плюс ​​все этапы сварки, покраски, сборки и тестирования) и о расширении линейки говорить сейчас не приходится. В условиях серьезного санкционного давления, все крупные проекты (как, например, строительство завода двигателей Geely в Великом камне) будут заморожены.

“Белорусские электрокары” еще долго ждать?

- “Заморозка” актуальна и для выпуска электромобилей. Как неоднократно говорил сам директор БелДЖИ, для них это возможность прощупать рынок, изучить спрос. В прошлом году планировалось завезти к нам в разобранном виде до тысячи машин, собрать и попробовать реализовать. Однако по итогу к нам попали лишь 50.

Электромобиль_на_зарядке.jpg

С учетом ситуации, когда доллар значительно вырос, а электрокары занимают доли процента рынка (0,1% в 2021-м, продано 43 шт.), рисковать валютой, тратя ее на закупку разобранных электрокаров у Китая с малым шансом даже вернуть инвестиции (не говоря уже про заработать), никто не будет. Думаю, проект электромобилей белорусской сборки в этом году будет поставлен на паузу и сдвинется с мертвой точки только после ослабления санкционного давления.

Санкции.jpg

Аналогично с расширением рынка сбыта. В БелДжи собирались активно выходить на рынок Казахстана. Но сейчас главная задача – сохранить имеющийся объем продаж (30 тыс. авто в год). При этом ожидается серьезное падение по всему белорусскому рынку до уровня 2015-2016 гг. (26 тыс. авто). Хотя в тройке лидеров - Lada, Geely, VW - китайский бренд останется.

Автопарк стремительно стареет

- Белорусский автопарк неизбежно стареет и продолжит стареть. Я помню, как многие белорусы привозили 3-5-летние Audi,Opel, Renault, Peugeot и каждые 2-3 года могли их обновить, выбрать машину посвежее. Сейчас единственный ручеек относительно свежих машин из ЕС и США обеспечивает 140-й указ о возмещении 50% таможенных пошлин и налогов при ввозе авто для личного пользования гражданами, имеющими право на льготы.

Куча машин.jpg

Что касается дилерских продаж, то если в прошлом году они достигли 46,8 тыс. авто, при оптимистичном развитии ситуации мы откатимся до уровня 2017 года (34 тыс.). При худшем сценарии выйдем на 25 тыс. проданных авто по итогам 2022 года. В значительной степени это зависит от того, насколько быстро вернется в норму производство на заводах в России. А там пока многие заняли выжидательную позицию или взяли тайм-аут.

Дмитрий Макаревич2.jpg

Ждать ли расцвета криминала?

- Что касается угона или автокраж, то у нас такие криминальные методы исторически значительно уступают тому размаху, которым в этом плане “славится” Россия. Случаи изменения VIN-номера и т.п. имеют место быть, но случаются эпизодически. Говорить о повальном криминале в автосфере не приходится. Беларусь не такая огромная, в тайгу не убежишь и не спрячешься. Поэтому я не вижу предпосылок к росту угонов и автокраж.

Автоугон.jpg

Что касается расцвета гаражного сервиса, то расценки в специализированных СТО выросли. Думаю, те люди, которым не чужд технический ремонт, начнут активнее самостоятельно выполнять простые процедуры с автомобилем.

А если в чем-то сомневаешься, тематических роликов на Youtube-канале предостаточно. Ну а те, кто не решится замарать руки, наверняка пересмотрят свой подход к обслуживанию автомобиля. Как минимум увеличат интервалы между заменами технических жидкостей и сократят визиты на сервис.

Рынок_запчастей.jpg

Кредиты на паузе

- Кредитование сейчас фактически поставлено на паузу. Сделок по кредитным программам происходит значительно меньше. Во-первых, значительно ужесточились условия получения кредита. Во-вторых, если в прежние обвалы рубля люди стремились вкладывать средства в том числе в машины, то сейчас этого нет. Спрос на новые иномарки в марте оставался минимальным, не было всплеска покупательской активности.

Кредит на авто.jpeg

Некоторые клиенты лизинговых компаний уже сообщают, что часть из лизингодателей пересматривают условия по выплатам – такая информация появляется в тематических пабликах в Сети. По кредитным договорам все остается в рамках условий, которые подписывались при получении кредитов.

Кризис преодолим?

Дилерам важны объемы продаж. Продавать 3-4 машины в месяц – это значит остаться на хлебе и воде. 

Белорусские компании полностью зависимы от локализованных производств в России. Не секрет, что львиную долю продаж (до 90%) на белорусском рынке составляли автомобили, собранные в РФ.

Да, любой кризис преодолим. Вопрос лишь в том, когда это случится.

Разумеется, чтобы выжить компании будут уменьшать свою маржу, хоть в убыток никто работать не будет. Из-за роста цен у поставщиков выросли и цены в сервисных центрах дилеров. А мы знаем, что основной доход автоцентры получают вовсе не от продажи автомобилей, а от сервиса и продажи запчастей.

Автосервис.jpg

Со стороны дилеров "серого" ввоза запчастей и автохимии не будет. Это очень рискованный и неоправданный шаг как в плане репутации, так и в плане штрафных санкций от производителя. Как только в Сети появится информация, что дилер какой-то марки пытался нелегально что-то ввезти или обслужить контрафактной запчастью машину клиента – это поставит крест на его дальнейшей судьбе в Беларуси.

Кто сегодня покупает автомобиль в салоне?

- Тот, кому жизненно важно купить новую машину. Например, от этой сделки напрямую будет зависеть эффективность бизнеса.

Покупатель_с_валютой.jpg

К примеру, в компании, которая занимается перевозками одна за другой "посыпались" машины. Чинить их в условиях дефицита запчастей очень дорого да и нерентабельно. Чек за покупку нескольких новых автомобилей может быть на 30-40% выше, чем итоговый счет за ремонт старой техники у дилера. И в перспективе – это выгоднее. 

Ну а старый автомобиль всегда можно быстро продать на av.by и забыть о проблеме.