Ходите по галереям, любите настоящее искусство, уже купили несколько работ и задумались о собственной коллекции? Ну ведь круто иметь дома музей, удивлять гостей! А ещё, говорят, можно зарабатывать на искусстве.
С чего начинать трансформацию зрителя в коллекционера? Как угадать, что покупать? Как не насмешить профессионалов своим выбором? Мы пообщались в галерее ДК с арт-эдвайзером, куратором клуба "Факультатив" Дарьей Пушко.
Окончила Санкт-Петербургскую Академию художеств имени И.Е. Репина (история и теория искусства) и МГУ имени М.В. Ломоносова (история искусства). Работала экскурсоводом в ГМИИ имени А.С. Пушкина и арт-эдвайзером на ярмарке современного искусства Cosmoscow.
С чего начать? Первые шаги
Первый шаг - это насмотренность, которую человек приобретает, посещая выставки и галереи. Это визуальный опыт, который постепенно поможет отличить условно плохое искусство от условно хорошего.
Второй шаг - читать книги о современном искусстве, экспликации на выставках. говорить с практиками и игроками арт рынка. Такими практиками могут быть галеристы. Можно прийти на выставку не только посмотреть картины, но и пообщаться с галеристом, который может прокомментировать работы.
Что спрашивать? Что надо узнать о художнике, чья работа приглянулась?
Образование для художника по-прежнему важно. Это ключ к раскрытию его таланта. Где он учился, где выставлялся, в каких частных и музейных коллекциях есть его работы. Спросить надо о технике работ.
Какая техника сейчас в моде?
По-прежнему живопись, графика - тиражная, которая печатается в нескольких десятках экземпляров, и уникальная, скульптура. Техник становится все больше, но ни одна новая технология не вытесняет прежние. Живопись, как и 500 лет назад, остается востребованной на арт-рынке. Например, видеоарт гораздо меньше понимают и покупают.
Какое направление, стиль сегодня популярны?
Одна из любопытных тенденций - абстракция фигуративного искусства, где узнаются черты человека, если это портрет, объекта, если природа или пейзаж. Таких произведений много.
А реализм академического толка уже перестает быть актуальным.
С какой долей вероятности можно угадать популярность художника в будущем?
Вероятность очень низкая. Единицы становятся популярными и дорогими. Но наблюдая за тем или иным художником, зная его творческий бэкграунд, фиксируя внимание со стороны арт-критиков, можно предсказать, ждёт ли его в дальнейшем успех. Но ни один профессионал акр-рынка гарантии не даст.
Какова доля в раскрутке художника его пиара, личного бренда?
Немаленькая. Чем больше выставок, чем больше о нем пишут в прессе - тем лучше растут цены. Для художника продвижение - это в первую очередь выставки, виртуальное пространство, признание со стороны музеев. Если покупает музей, марка качества уже стоит, даже тех работах художника, которые в музей не попали. Или если какой-то крупный коллекционер обратил внимание на автора. Это сигнал для остальных.
Где покупать картины?
Самый выигрышный вариант - в галереях. В галереи попадают только работы, имеющие художественную ценность. Но в Минске мало галерей для 2-миллионного города.
Часто молодые художники находят нестандартную площадку, например бар, где они могут разместить свои произведения. Там они могут заявить о себе, пока ими не заинтересовалась галерея.
И, наконец, интернет. Есть множество порталов, где можно выставляться, продавать и покупать произведения искусства. Но там зачастую отсутствует ценз - рядом с хорошей работой может быть плохая.
Как не потратить деньги зря?
Не начинать с приобретения дорогих работ. Лучше покупать работы небольшого формата или тиражную графику, которая в силу техники стоят дешевле.
На какой нижний порог стоимости ориентироваться в тиражной графике, живописи?
От 100 уе за тиражную графику молодого начинающего автора. Более авторитетные и зрелые стоят в 1,5-2 раза дороже. В живописи порог может начинаться от тех же 100-200 уе. Например на аукционе VLADEY - это московский аукцион, где продаются и белорусские авторы - есть пороговая стоимость - "все по 100". Первая стартовая цена 100 уе и дальше ставки повышаются.
Можно ли перепродавать на аукционах работы из своей коллекции?
Далеко не каждую работу возьмут на аукцион. У аукционного дома свой интерес. Он должен знать, что работы этого автора ценятся, что на них есть покупатели. Поэтому на вторичный рынок работы новичков не попадут.
Кстати, наблюдать за ходом аукционов полезно для коллекционера. Так можно понять, сколько стоит платить за работу того или иного автора.
Но в нашей стране нет аукционов. Если продавать на зарубежных, надо отправлять работы за границу. Есть определенные ограничения, хотя с современным искусством это проще, чем с классическим.
Сколько в Беларуси коллекционеров?
Мало. В пределах 10. Часть из них не публична. Есть частные, есть корпоративные коллекции.
Заработать на коллекционировании можно?
В Беларуси - нет. Можно в тех странах, где развит арт-рынок, где художники уверенно растут в ценах. Наш арт-рынок находится в зачаточном состоянии, только-только развивается. Поэтому коллекционеры фактически просто поддерживают художников. Это социальный проект, но он имеет моментальную отдачу. Потому что произведения искусства в доме и в офисе мгновенно наполняют пространство, интеллектуально и эстетически.
Когда мы делаем ремонт, не оставляем место для картин…
Нет привычки. В европейской, американской культуре эта привычка воспитывается поколениями. Когда ты видишь в своём доме, доме бабушки картины на стенах, это становится такой же необходимостью как стулья, кресла и диван.
Но уже появились дизайнеры, которые декорируют интерьер произведениями искусства. Их называют арт-эдвайзеры. В Беларуси это пока новая профессия. Но похожую роль играют искусствоведы.
Арт-рынок формируется: у зрителей уже появляется потребность не только смотреть, но и приобретать. Мы в рамках клуба "Факультатив" открыли недавно курс коллекционера.
Современный белорусский художник заработать может только за рубежом?
Пока да.
Полная видеоверсия беседы здесь ⬇️
Автор: Юлия Кочубей