К счастью, сегодня ВИЧ из смертельного заболевания превратился в хроническое, но сам вирус иммунодефицита человека по-прежнему существует и заражает людей. Как обстоят дела в мире и в Беларуси с этой чумой ХХ века, в пятницу рассказали специалисты на пресс-конференции в Минске.

Откат назад?
Представитель ВОЗ в Республике Беларусь Сергей Диордица констатировал, что после десятилетий прогресса к концу 2024 года запланированного глобальной кампанией снижения количества смертей и новых случаев заражения ВИЧ в мире оказалось недостаточно, чтобы выйти на траекторию ликвидации эпидемии ВИЧ-инфекции к 2030 году.
К тому же, отметил он, в 2025 году наблюдаются перебои с финансированием, которые угрожают уже достигнутым результатам. По оценкам ВОЗ, в 2024 году в мире проживал почти 41 млн человек с ВИЧ. В тот год около 630 тысяч человек умерли от причин, связанных с этой инфекцией, и примерно 1 млн 300 тыс. человек заразились ВИЧ. Более 4 млн человек во всем мире живут с тяжелой стадией ВИЧ – СПИДом.
По глобальному плану борьбы с ВИЧ, к 2030 году 95% всех живущих с ВИЧ должны знать о своей инфекции, 95% – получать антиретровирусную терапию (АРТ), и у 95% пациентов на лечении должна быть достигнута подавленная вирусная нагрузка.

“К сожалению, по состоянию на конец 2024 года соответствующие цифры были такими: 87%-77%-73%”, – сказал Диордица.
Представитель ВОЗ подчеркнул, что существующие проблемы привели к тому, что в прошлом году в мире ВИЧ заразились 120 тысяч детей. Одна из причин – после сокращения глобального финансирования далеко не у всех стран есть возможности для борьбы с ВИЧ.
На мировом фоне в Беларуси все не так плохо
Сегодня в Беларуси живет примерно 26 тысяч человек с ВИЧ, сообщила заведующая отделением профилактики ВИЧ-инфекций и парентеральных вирусных гепатитов Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ирина Глинская.
Из них антиретровирусную терапию получают более 22 тысяч (более 92%). И это хорошие результаты.
Почему лечение очень важно? Человек, который получает терапию, становится незаразен, заявила специалист. “Количество вируса в его крови становится настолько малым, что он не может, в частности при сексуальных контактах, передать вирус другому”, – сказала она.
“Несмотря на то, что каждый год в Беларуси регистрируются новые случаи заражения, количество самих источников ВИЧ-инфекции уменьшается, – подчеркнула Глинская. – Был период – 2015–2016 годы, когда в среднем регистрировалось более 2,3 тысячи новых случаев заражения в год. На протяжении последних шести лет мы видим устойчивую тенденцию к уменьшению числа случаев ВИЧ-инфекции”.
Сейчас, по словам специалиста, можно говорить о чуть более 1 тысячи заражений в год. “Например, за 10 месяцев 2025 года зарегистрировано 923 заражения”, – констатировала она.
Чаще всего заражаются ВИЧ в возрасте 30–49 лет. Преобладает половой путь передачи инфекции (80%), а за последние 10 месяцев это уже 89% случаев заражения.
Также она сообщила, что за 2024–2025 годы в Беларуси не было ни одного случая вертикальной передачи ВИЧ (от матери к ребенку). То есть все беременные носительницы ВИЧ проходят лечение и не заразны.
Кроме того, за последние годы в стране более чем вдвое снизилось число заражений среди молодежи (до 29 лет). По мнению Глинской, молодые люди сегодня более осведомлены об этом заболевании и меняют свое поведение на менее рискованное.
Специалист отметила, что сегодня в стране кровь на ВИЧ можно сдать, в том числе анонимно, и получить результат практически в любой медицинской организации, независимо от формы собственности. В госорганизациях это можно сделать бесплатно. Экспресс-тесты для самотестирования можно купить в аптеке.
Новые препараты и перспективные схемы лечения
Заместитель главного врача по амбулаторной работе Городской клинической инфекционной больницы Минска, главный внештатный специалист Минздрава по оказанию помощи пациентам с ВИЧ Олег Скрипко рассказал, какие достижения есть в мире в лечении ВИЧ-инфекции.
Например, в профилактике заражения применяется современный инъекционный препарат длительного действия каботегравир. А для лечения он используется в сочетании с рилпивирином и имеет коммерческое название Cabenuva. Применяются эти лекарства один раз в месяц или один раз в два месяца.
По словам Скрипко, это очень дорогие препараты и в Беларуси не применяются, в том числе и потому, что страна в них пока не нуждается.
Есть еще один перспективный инъекционный американский препарат – ленакапавир. Применяется один раз в полгода.
А новейшие разработки?
Сегодня в мире разрабатываются варианты вакцин против ВИЧ и специфические антитела, сказал специалист.
Еще одна достаточно перспективная разработка – редактирование генов. “Это специальная технология, так называемые “генетические ножницы”, которые вырезают из клеток провирусную ДНК, и в перспективе это может привести к полному излечению”, – отметил он.
Несмотря на дороговизну и сложность лечения, пациенты с ВИЧ в Беларуси получают его бесплатно. А вот государству оно обходится в круглую сумму, особенно если состояние пациента тяжелое. Сутки в реанимации Городской клинической инфекционной больницы Минска стоят более 1 тысячи рублей, проинформировал Скрипко.
“Тем не менее даже те, кто находится в тяжелой стадии заболевания ВИЧ, имеют все шансы, потому что антиретровирусная терапия творит чудеса. Довольно большой процент тех пациентов, которые раньше практически были обречены на смерть, возвращаются в удовлетворительное состояние здоровья”, – сказал инфекционист.
По информации Городской клинической инфекционной больницы, в Беларуси для лечения ВИЧ чаще всего используется несколько препаратов. Современная схема АРТ – это всегда комбинация из нескольких лекарств (чаще трёх), которые могут быть объединены в одной таблетке. Например, эфавиренз + тенофовир + эмтрицитабин. Такая комбинация принимается один раз в сутки. Есть схемы, при которых лекарства принимаются дважды в день. Противовирусные препараты могут содержать от одного до четырёх компонентов в одной таблетке.
Можно ли излечиться от вируса иммунодефицита человека полностью?
В мире сегодня уже есть случаи полного излечения от ВИЧ, подтвердил Скрипко.
По его словам, в основном это пациенты онкогематологического профиля, у которых при лечении полностью заменили систему кроветворения. “То есть у них уничтожено собственное кроветворение, пересажен донорский костный мозг, свободный от ВИЧ-инфекции”, – пояснил Скрипко.
Он отметил, что это уникальное стечение обстоятельств: люди излечились и от онкологии, и от ВИЧ. Но это не универсальное решение. Увы.