С 4 июня правила использования беспилотных летательных аппаратов изменяются, сообщает портал "Планета Беларусь".

Как рассказал на круглом столе, организованном ресурсом, преподаватель курсов по подготовке операторов беспилотных летательных аппаратов Леонид Спаткай, "главной проблемой является отсутствие у людей достоверной информации про изменения правил эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Беларуси. Дата 4 июня возникла еще 4 октября 2022 года, когда приказом №268 Департамента гражданской авиации (22 декабря 2022 года приказом №341 в него были внесены изменения) было утверждено Руководство по порядку государственного учета и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов".

Согласно этому документу, с 4 июня для выполнения полетов в открытых категориях - т.е. с помощью гражданских беспилотных летательных аппаратов - всем владельцам или операторам дронов необходимо пройти соответствующее обучение. Согласно п. 47 этого Руководства оператор гражданских беспилотных летательных аппаратов до 4 июня 2023 года должен освоить содержание образовательной программы по их эксплуатации и потом делать это каждые пять лет. Согласно этому же положению, гражданские беспилотные летательные аппараты необходимо зарегистрировать в Департаменте гражданской авиации.

"Это значит, что их владелец должен прийти в департамент, предъявить свой сертификат, подтверждающий прохождение обучения, предоставить сам беспилотник и коробку от него. На основании этого БЛА ставят на учет и присваивают ему регистрационный номер. Это необходимо для налаживания учета и контроля над использованием БЛА, а также воздушного пространства Беларуси. Как бы то ни было, в бескрайнем небе становится тесно. В нем выполняет полеты авиация различных видов, и беспилотники находятся на последнем месте", - уточнил эксперт.

В открытой категории любой владелец беспилотника может записаться на курсы (например, ДОСААФ), пройти 24-часовую программу подготовки и после проверки знаний получить сертификат, копию которого он должен иметь при выполнении полетов. То есть, отметил Спаткай, обучение на открытую категорию позволяет летать везде, кроме городов и закрытых для полетов зон.

При этом, добавил он, согласно нормативно-правовым документам, если летательный аппарат оснащен фото- или видеоустройством, которое находится на стабилизированном подвесе, как "Фантом" или "Мавик", и осуществляет запись информации на носители, которые расположены либо в самом беспилотнике, либо в пульте управления им, это считается аэрофотосъемкой. В таком случае необходимо получить разрешение Генерального штаба министерства обороны Республики Беларусь: "Для этого подается заявка, получается разрешение на съемку, затем в Генеральный штаб предоставляются фотографии, чтобы там могли убедиться, что на них не попали объекты, которые не предназначены для широкого круга. Если снимки делаются только для внутреннего использования организацией, то проблем будет меньше. Главное - не выставлять их в открытый доступ. Приведу пример. У нас проходили подготовку по расширенной программе специалисты Белнефтехима специально для мониторинга линейных инженерных объектов. Однако даже им необходимо получать в Генеральном штабе разрешение на полеты".

При этом, если вы снимаете на встроенную камеру, это не считается аэрофотосъемкой.

При выполнении полета у вас должны быть при себе копия свидетельства о регистрации квадрокоптера и копия сертификата оператора. Приехав в то место, на которое вы подавали заявку и получили разрешение на полет, вы обязаны связаться с районным центром управления воздушным движением и сообщить диспетчеру, что согласно такой-то заявке, будете здесь выполнять полеты. При каждом новом взлете необходимо докладывать о том, что вы совершили его. Закончив полет, вы должны доложить об этом диспетчеру, а также сообщить, планируете ли выполнять последующие полеты.


Получать все новости оперативно в Viber.