Маршрут: Минск - Красный берег - Гомель - Минск
Продолжительность: 1-2 дня
Расстояние: 300 км в одну сторону
Траты: бензин + Br60.
Красный - от слова красивый
Двести километров по отличной гомельской трассе М5 из столицы можно преодолеть за 2 часа. И вот мы в Усадебно-парковом комплексе Козелл-Поклевских в Красном берегу.
Этот без преувеличения дворец с прилегающими парком и постройками открылся для туристов всего 5 лет назад. До этого его занимали студенты аграрии - здесь был (а в соседних советской постройки зданиях и до сих пор есть) аграрный колледж. И (слава аграрной науке) здесь все сохранилось: стены, паркет и плитка родные. И резьба потолков, мебель - исторические. Поэтому вам придётся надеть в музее бахилы.
Место имеет удивительную историю. Владел им известный помещик Михаил Гатовский. Человек обеспеченный, образованный. Его любимая дочь Мария вышла замуж за российского водочного магната Викентия Козелл-Поклевского. К концу XIX века Козелл-Поклевские производили 20% всей водки российской империи. А ещё добывали золото, имели банки, металлургические заводы, доходные дома.
Брак был удачным не только в коммерческом плане - он продлился 47 лет. А когда у четы родилась маленькая Манюта, то Михаил Гатовский решил сделать зятю с дочкой подарок. Что можно было подарить тогдашнему олигарху? И тесть решил подарить любимое имение своей дочери, предварительно его перестроив.
Каким то чудом удалось пригласить в провинцию уже известного в Европе питерского архитектора: русского немца Виктора Шрётера. Кстати, после строительства этого дворца, Шрётера для возведения своей резиденции пригласил самый знаменитый мэр Минска Кароль Гуттен-Чапский. По мотивам дворца в Красном берегу была построена и всем известная Оливария.
Темпы строительства по тем временам были невозможные. Дворец был готов за 3 года.
Комплекс строился из красного кирпича Бобруйского заводчанина Гриши Розенберга, который не выдавал секрет производства. И, видимо, было что хранить - здания прекрасно стоят до сих пор. А вот забор из местного кирпича сохранился куда хуже.
Здание очень необычное. Это единственная в Беларуси усадьба, где использовался мавританский стиль альгамбра: характерный для юга Испании.
Вход в дом, насчитывающий 36 комнат - и все 36 - разные по стилям, по дизайнерскому решению, охраняют горгульи.
Практически в каждом зале есть оригинальные вещи из этого дворца: будь то одежда хозяйки дома, или кровать, или уникальная ковка Константина Гензеля. Кстати, этому дворцу повезло не только со студентами-аграриями, но и в оккупацию - он остался практически нетронутым немцами.
Сохранился паркет и плитка в помещениях, и резьба по камню в мавританском стиле на потолке, и даже роспись потолка сусальным золотом.
Из тайн дворца - сейф, вход в который проходил через топочную, а люк спрятан в камине.
Комплекс окружает парк, разбитый знаменитым варшавским ландшафтным дизайнером (как бы сейчас сказали) Франтишеком Шаниором. Он же - создатель королевского парка в Варшаве.
Парк и его дорожки подкупают стремлением сохранить детали - есть даже небольшие кусочки исторической брусчатки.
После революции Козельск-Поклевские эмигрировали в Польшу. Оба похоронены в Варшаве. Потомки живут в Дании и Великобритании. На дом никто не претендует.
Кстати, сейчас во дворце проходит выставка “народных икон”. Они производят удивительное впечатление. Если поднести руку к иконе - она отдаёт тепло. Проверили - работает.
Мы там обнаружили одну уникальную икону - Господа-создателя. Кто не знает - с 761 года изображать Бога-создателя формально запрещено. Но народному творчеству запреты не помеха.
Если вам повезёт, экскурсию по комплексу проведёт Мария Ткачева - будет невозможное количество интересных подробностей.
В имении и в парке не получится провести меньше чем 2-3 часа.
Гомель
Еще 100 км и мы в Гомеле.
Первое впечатление от центра города - классическая европейская застройка 18-19 веков: 2-3 этажные особняки, все разные и очень эффектные. Резьба по камню некоторых - не хуже знаменитого Московского ГУМа. Много зданий напоминают Питер. Немного позже мы узнаем, что это впечатление не случайно. Гомель строился по архитектурной схеме Петербурга.
Старый центр очень располагает к прогулкам, в городе наверняка можно провести не один день. Да и набережная реки Сож оборудована для отдыха (если вы здесь в тёплое время года).
Где поесть?
Из лично опробованного можем рекомендовать кофе в Black fox и обед в кафе Прованс. В первом точно можно подобрать ваш правильный кофе. Ну а в Провансе - немного Франции. Хорошая кухня, прекрасный вид на набережную и реку, красивые закрытый и открытый залы. Цены ниже столичных. А шеф-повар, говорят, участвует в конкурсах французской кухни.
Дворец Румянцевых-Паскевичей
Прямо на берегу реки стоит один из самых красивых дворцов Беларуси - Румянцевых-Паскевичей. Точнее множество построек, входящих в комплекс: храм, усыпальница, ледник: дворец, башня.
“Местечко в Гомеле и 5000 душ” российская императрица Екатерина Вторая вручила Петру Румянцеву за победу России в войне с Турцией. Здесь бывали 3 российских самодержца: Николай I, Александр II и Николай II. Сам Пётр Румянцев почти не бывал в Гомеле, зато его дети выросли здесь. Не зря в истории Гомеля велика роль “Румянцевской эпохи”.
После Румянцевых, которые вернули дворец в государственную казну, у него появляется новый владелец - генерал-фельдмаршал Иван Паскевич. Последними владельцами дворца был его сын Фёдор с женой Ириной. Фёдор умер еще в 1903 году. В 1917-м дворец конфисковали, а 82-хлетней княгине Ирине Ивановне выделили 2 комнаты. С 1919 года здесь уже был музей, и Ирина Ивановна будучи еще в здравии пришла предложить свои услуги - никто ведь не знал толком истории дома, экспонатов, да и истории города. Услуги были не востребованы.
Ирина Ивановна Паскевич
Умерла княгиня в 1924 году, и прихожане можно сказать выпросили у новых властей разрешение захоронить ее у собора.
Правда позже все захоронения - и Румянцевых, и Паскевичей были разграблены.
В Великую Отечественную войну ценности из музея эвакуированы в Урюпинск. Из 7509 вернулись из Урюпинска только 300.
Поэтому оригинальных вещей в музее немного. Первым залом, который скорее всего предложат вам гиды - будет зал конференций с современными портретами знаковых персон Гомеля. Зал выглядит абсолютно не аутентично и кроме разочарования других чувств не вызывает. Но, к счастью, остальные помещения дворца намного больше сохранили связь с историей.
Сегодня обстановку восстанавливают по альбому с фотографиями дворца, купленному на аукционе.
Дворец и парк займут у вас весь оставшийся день.
Кстати, во дворце проходит до конца сентября очень интересная выставка истории моды Татьяны Федосовой.