Мало кто замечает мир под ногами – муравьев, жучков, невзрачных букашек. Но это ровно до того момента, пока на глаза не попадутся снимки Андрея Шаповалова, победителя фотоконкурса "Дикая природа Беларуси-2023" в номинации "Насекомые". Изображенный на них микрокосмос потрясает, но как удается снять такие фотографии? О том, когда лучше фотографировать насекомых, какие есть для этого хитрости и приспособления, Андрей рассказал в беседе со Смартпресс.
Андрей Шаповалов. Фото: Анастасия Шаповалова
Наш герой живет в Гродно, по образованию – инженер-физик, трудовую деятельность начал на мусоросортировочном заводе.
– Отец был строителем, я и пошел по его стопам, как это принято в большинстве семей. "Станешь мастером, будешь ходить по стройке с бумажками", – говорил он. Я попробовал, но потом сменил работу, устроился оператором на телеканал, – рассказывает о себе Андрей.
К фотоделу тянуло с детства, жаль, пленочные фотоаппараты были слишком дороги. Появились цифровые камеры – начал "щелкать" птичек и пейзаж. И вдруг на одном из сайтов увидел портреты мух.
Оса-блестянка. Фото Андрея Шаповалова, которое победило на конкурсе “Дикая природа Беларуси-2023” в номинации “Насекомые”
– Насекомые – интересные и необычные, только взгляните на них через объектив с увеличением. Фото с закатами и рассветами надоедают, снимки жуков – никогда, Макросъемка – это целый мир, – рассказывает фотограф.
Кто в объективе?
Выходя на “охоту", Андрей редко загадывает, кто сегодня станет его "моделью",
– В июле, куда ни повернись, – везде насекомые, однажды за 10 минут 15 видов нашел. Посмотрел по сторонам, вниз, под листик – кто-нибудь всегда найдется, – рассказывает наш собеседник.
Частая “модель” в кадре – долгоносик
Некоторые "модели" в кадр попадают часто – долгоносики, осы, много разных пчел.
– Есть обычная медоносная пчела, а есть и такие, что живут под землей и паразитируют на других насекомых. Иногда попадается что-то очень красивое, не сразу определишь вид. Узнал – молодец, не узнал – можно выяснить после обработки снимков, – рассказывает фотограф.
Наблюдения за насекомыми помогают лучше узнать своих "моделей".
– Читаю научно-популярные книги по распространенным видам насекомых, сам же могу рассказать, как они спят, – улыбается Андрей.
Программа-минимум – 3-4 "модели" за утро
Андрей выдает профессиональный секрет: хочешь сделать портрет насекомого – выходи утром, когда большинство "моделей" спит.
Пчела-шерстобит малая. Не будите – спит!
– До 7 утра у дневных насекомых сон. Даже когда температура поднимается выше 20°C и солнце светит, некоторые осы и пчелы сидят на листиках. Если роса – ждут, пока вода с крыльев не высохнет. Это – мое время. Программа-минимум – 3-4 "модели" за утро, – говорит фотограф.
Выйдя на улицу, Андрей осматривает листочки и веточки. Заметив подходящее насекомое, начинает раскладывать технику.
– Отснял модель – не спешу собираться, пройдусь вокруг. Бывает, чтобы не переносить технику, срезаю ножницами веточку с очередным насекомым и несу к камере. Покручу перед съемкой, выберу нужный ракурс. А "модель" в это время крепко спит, – рассказывает фотограф.
Что в рюкзаке фотографа
Технику для макросъемки Андрей переносит во вместительном рюкзаке, даже посвятил ей отдельный обзор.
Фотограф за работой. Главное - не разбудить модель. Фото: Анастасия Шаповалова
Вот что в рюкзаке у Андрея Шаповалова:
- фотоаппарат Canon 6D Mark II
- 2 штатива – для камеры и веточек с насекомыми
- двойная макровспышка
- обычная внешняя фотовспышка
- рассеиватель
- макрообъектив для маленьких насекомых и крупных портретов
- макрообъектив для крупных насекомых вроде богомолов и больших бабочек
- широкоугольный макрообъектив для макропейзажей, когда снимаешь насекомое в его среде обитания
- макрорельсы для точной фокусировки
- спусковой тросик, чтобы при нажатии спуска затвора не тряслась камера,
- "третья рука" – с помощью этого приспособления фиксируют ветки и карточки с фоном
- ножницы – срезать веточки с насекомыми
- пинцет – поправить “модель” или убрать травинку, которая портит общий вид.
Интересуемся, что за специальный фон для насекомых – неужели самой природы недостаточно?
Бумажная оса хорошо смотрится на синем фоне
– При макросъемке со вспышкой фон получается "грязным". Исправить его помогают цветные карточки. Располагаю их позади "моделей", подбирая по цвету. К примеру, желтая оса хорошо смотрится на синем фоне, – объясняет фотограф.
Чему научила съемка дикой природы
Терпение – первое, чему пришлось научиться фотографу.
– В работе использую стекинг – слияние большого числа снимков в один, что делает все изображение резким. Глубина резкости в макросъемке – доля миллиметра, длина насекомого – несколько миллиметров или сантиметров. Чтобы “модель” вышла резкой, приходится делать много снимков со сдвигом точки фокуса. Малейшее движение – и приходится переснимать, – рассказывает наш собеседник.
А еще работа с насекомыми напомнила фотографу дикой природы о тесной связи всего живого и ответственности перед ним.
– Наши жизни тесно связаны. Для человека станет катастрофой, если насекомые исчезнут, как это уже происходит с пчелами, – объясняет Андрей.
Опасный пчелиный волк и божья коровка, которой не повезло
Мир насекомых – не только удивительные формы и яркие цвета. Это иногда и маленькие трагедии, которые фотограф наблюдает через объектив.
Однажды Андрей обрабатывал снятое накануне фото божьей коровки на иголке сосны.
Эту божью коровку уже не спасти…
– Рассмотрел снимок – заметил новую деталь, какой-то белый кокон, на котором сидит насекомое. Оказалось, это следы жизнедеятельности осы-паразитоида, которая отложила яйцо прямо в божью коровку. Примерно через неделю из него вылупятся личинки и съедят жертву, – рассказывает Андрей.
Фото пчелиного волка – символ удачи фотографа.
Пчелиный волк
– Этим летом очень хотел снять пчелиного волка. Иду – а он сидит, позирует. В другой раз наблюдал, как пчелиный волк напал на пчелу. Обвалял свою жертву в песке, ужалил, выдавил весь съеденный нектар, на который у его личинок аллергия, и потащил к себе в норку – кормить детей. Жаль, фото сделать не успел, – говорит фотограф.
Но есть и забавные эпизоды. Красивый пилильщик не только показался человеку с фотоаппаратом, но и дождался съемки на следующее утро.
Пилильщик, который дождался фотографа
– Гулял я как-то вечером с собакой, смотрю по сторонам – на кусте пилильщик. Возвращаюсь – сидит. Я отметил место и вернулся утром для съемок. Считаю, мне фортануло – первый раз снимал такого красивого, в африканской расцветке.
В отпуск за жуком-оленем
Не за горами весна, и фотограф микромира строит планы. В отпуск хочет отправиться в Беловежскую пущу снимать жука-оленя.
– Обещают скинуть координаты, где его найти, буду организовывать экспедицию на неделю, дали бы отпуск.
Красотел пахучий
Желанная "модель" – редкий и очень красивый жук красотел пахучий из семейства жужелиц.
– С прошлого года начал снимать широкоугольным макро со специальным объективом. Получается фото насекомого на фоне его среды обитания. В планах – сделать маленький аквариум для личинок комаров и жука-плавунца. Буду экспериментировать, – делится планами Андрей.
Автор: Фелиция Бачинская, фото: Андрей Шаповалов
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.