Заработкам на рынке невзаимозаменяемых токенов (NFT) позавидовал бы даже Пабло Эскобар. Именно NFT-бизнес стал самым быстрорастущим и прибыльным в 2021 году. Если в 2020 году объем продаж оценивался в $95 млн, то по итогам всего трех кварталов 2021-го, по данным DappRadar, уже превысил $10 млрд. Общая капитализация NFT, как ожидается, по итогам года составит около $50 млрд. И аналитики уверяют, что это только начало...

Если говорить максимально упрощенно, то NFT — это своеобразный цифровой сертификат, который подтверждает ваше право владения уникальным (и это ключевое слово) цифровым товаром. Хранится он в блокчейне, поэтому не может быть произвольно изменен. Вся информация, "зашитая" в код (кто произвел товар, кому и за сколько он продавался), достоверна и обновляется при каждой сделке с товаром.

В криптомире классика не котируется


Для творческих людей NFT — идеальная возможность продать цифровые копии своих работ за очень неплохие деньги. Но это только на первый взгляд. Как оказалось, цифровой и реальный мир разошлись уже очень далеко. Невзаимозаменяемые токены классического "оффлайнового" искусства и даже работы, считающиеся в нашем невиртуальном мире креативными и "особенными", в цифровой вселенной большой популярностью не пользуются.

Лимончелла.jpg

Судите сами: NFT работы Владимира Цеслера "Лимончелла", выставленная на аукцион за 0,5 эфира, была продана за 0,6 эфира (около $2100), а права владения на цифровое фото работы Покраса-Лампаса Transition "ушли" за 16 эфиров ($28,7 тыс на момент продажи в марте 2021 года, $61,6 тыс. — по состоянию на середину декабря).

Неплохая цена за jpg-файл, который, к тому же, любой может скачать абсолютно бесплатно, скажете вы. И ошибетесь. В криптомире считают на сотни тысяч. Например, в августе неизвестный покупатель заплатил 45 эфиров ($135 тыс.) за фото нарисованного камня. Вот это.

Камень за 135 тысяч долларов.jpg

И мы пока не говорим о культовых коллекциях NFT, где счет идет на миллионы долларов (об этом — ниже).

Не особо востребованы и NFT-токены великих художников прошлого. "Эрмитаж" провел своеобразный эксперимент, выставив на аукционе невзаимозаменяемые токены фотографий картин из своей коллекции: предлагались Ван Гог, Кандинский, Джорджоне, Клод Моне и Леонардо да Винчи. В итоге больше всего заработали на картине да Винчи "Мадонна Литта" — $150 тыс. в эквиваленте. Для сравнения — самый дешевый "КриптоПанк 7693″ (один из 10 тысяч) сегодня продается за $245 тыс.

Панк_леонардо2.jpg

В цифровом мире есть свои легендарные художники. Так, Майк Винкельман, более известный, как Beeple, продал свою картину Everydays: The First 5000 Days за $69 млн, сразу войдя в тройку самых дорогих художников современности. Майк в 2007 году решил рисовать по одному эскизу каждый день до своей смерти и проданная картина представляет собой коллаж из первых 5 тысяч дней. Этот NFT-токен является самым дорогим в истории.

5000_дней.jpg

Сейчас набирают популярность работы художника Pumpametti, который заявил о себе в Твиттере в сентябре нынешнего года. Посмотрите на четыре самые дорогие его произведения за последний месяц. На NFT каждой из них он заработал в несколько раз больше, чем Владимир Цеслер выручил за "Лимончеллу".

пумпаметти2.png

Впрочем, NFT-искусство представлено не только картинами. Американская группа Kings of Leon была первым известным музыкальным коллективом, выпустившим альбом в NFT-формате. Случилось это в марте нынешнего года и за первые четыре дня группа заработала около $2 млн. Впоследствии ее примеру последовали и другие исполнители, в том числе и российские. Но с меньшим успехом. 

От КриптоПанков до Скучающих обезьян: виртуальные коллекции за миллиарды

Настоящей легендой рынка являются КриптоПанки (CryptoPunks). Они были одними из первых на рынке NFT и стали самыми успешными. Хотя в 2017 году, когда компания Larva Labs представила коллекцию из 10 тыс. алгоритмически сгенерированных персонажей размером 24×24 пикселя (то есть система сама создавала их внешний вид из загруженных атрибутов), ничто не предвещало прорыва. КриптоПанков раздавали бесплатно!

А в 2021 году рынок взорвался: цены персонажей стремительно росли. За последний год средняя цена персонажа превысила 52 эфира (более $200 тыс.), а общий объем всех продаж — 616 тыс. эфиров (более $1,79 млрд).

КриптоПанков продавали на аукционе Christie’s — пакет из 9 персонажей был продан чуть менее, чем за $17 млн. Китайский бизнесмен, генеральный директор децентрализованной платформы для развлекательного контента TRON Джастин Сан объявил, что закупил КриптоПанков на $10 млн. В сентябре Larva Labs подписала контракт с United Talent Agency (UTA) — одним из крупнейших голливудских агентств по работе с талантами — теперь персонажи могут появиться в кино и на телевидении.

А легендой проекта является пользователь под ником hemba. Он владел более чем тысячей персонажей и распродал их по смешным ценам незадолго до того, как КриптоПанки взлетели. Упущенная выгода составляет десятки (если не сотни) миллионов долларов.

криптопанк_4156-2.png

Самый дорогой на сегодня персонаж — КриптоПанк 4156: 9 декабря он был продан за 2500 эфиров ($10,26 млн). Интересный факт — его предыдущий владелец приобрел персонажа в феврале нынешнего года за 650 эфиров ($1,25 млн по курсу). Отличная была инвестиция, не находите?

Впрочем, КриптоПанки были все же не первыми. Пионером NFT можно назвать Сайруса Адкиссона, который создал проект под названием Etheria еще в 2015 году, через три месяца после запуска блокчейна Ethereum. Проект позволил пользователям покупать, продавать и строить на шестиугольных участках цифровой земли на большой карте. Идея практически никого не заинтересовала.

Когда началась ЭТА-лихорадка", Сайрус вспомнил о проекте, и долго искал пароль от учетной записи. Найдя, он сделал несколько твитов из давно бездействующего аккаунта в Twitter. Сообщил, что большинство "участков" еще свободно и они продаются по 1 эфиру. В итоге более 900 "плиток" было продано за два дня, а в пустой кошелек Сайруса "упало" почти $1,5 млн.

А самым трендовым на сегодня является проект Bored Ape Yacht Club (BAYC), круто взлетевший в апреле 2021 года. Четыре друга из Майами (они и сегодня известны только под псевдонимами) вложили в него $40 тыс. Они не скрывают, что хотели заработать немного деньжат на хайпе. "Скучающие обезьяны" были созданы по тому же принципу, что и КриптоПанки. Правда, идея была расширена: у персонажей был свой "дом", а у счастливых владельцев появился бонус: они получили право рисовать на крышке унитаза в виртуальной ванной. Правда, с ограничениями: не больше одного пикселя раз в 15 минут.

обезьяны2.png

Предпродажи шли туго — команда заработала на них примерно по $30 тысяч на брата. А затем проект за несколько часов стал суперпопулярным. Вечером команда, как обычно, разошлась по домам, а утром все четверо проснулись миллионерами: за одну ночь BAYC стал самым популярным смарт-контрактом в мире.

Yuga Labs кует железо, пока горячо. И вскоре выпустила еще 10 тыс. "скучающих обезьян" — на этот раз в виде мутантов. Если первая партия продавалась по 0,8 эфира, то вторая — уже по 3 эфира (около $11 тыс.) за штуку. "Мутанты" были распроданы за час... На сегодняшний день общий объем продаж BAYC, по данным DappRadar, составил около $900 млн и находится в топ-5 самых популярных NFT-проектов.

Что происходит на самом деле?

Безусловно, взрывной NFT связан, в первую очередь, со спекуляциями. Когда за полгода ты можешь получить 1000% прибыли — это действительно привлекает. Раскаленный рынок дает возможность быстро заработать и вывести доход. Правда, пока "криптоинвесторы" не торопятся уходить, вкладывая свои эфиры во все новые проекты. На волне хайпа на рынок входят и крупные корпорации (так, одного из КриптоПанков, по дешевке, всего за $150 тыс., приобрела VISA), и звезды спорта и шоу-бизнеса. Знаменитый рэпер Снуп Дог и вовсе оказался "NFT-китом": недавно музыкант признался, что известный коллекционер под ником Казомо де Медичи — это именно он. В "портфеле" Казомо — NFT-токены на десятки миллионов долларов. Последнее приобретение — работа художника XCOPY "Right-click and Save As guy" за 1600 эфиров (около $7 млн)

xcopy.jpg

О том, что рынок NFT может оказаться пузырем и вскоре лопнет, говорят многие — вплоть до Центральной политико-юридической комиссии Коммунистической партии Китая, разместившей в своем блоге сообщение о том, что "многие статьи и отчеты указывают на существующий пузырь в цене цифровых коллекций, а сами NFT связывают с такими рисками, как отмывание денег и финансовые мошенничества".

Впрочем, тому же биткойну предрекали скорую "смерть", и когда он стоил $1 тыс., и когда подорожал до $20 тыс. Сейчас он стоит $48 тыс.

Что же касается вопросов с отмыванием денег, то проблема также стоит остро. Дело в том, что на сегодняшний день большинство платформ NFT игнорируют принцип KYC ("Знай своего клиента") банковского и биржевого регулирования для компаний, работающих с деньгами частных лиц. Он означает, что прежде, чем проводить финансовую операцию, необходимо идентифицировать и установить личность контрагента. На рынке NFT-токенов в большинстве случаев царит анонимность, что делает его идеальным для отмывания денег. Ничто не мешает "криптоинвестору" создать невзаимозаменяемый токен кирпича и продать его себе же за $1 млн, выведя потом деньги через один из обменников.

Кроме того, речь идет и о возможности налоговых мошенничеств. Основатель консалтинговой компании Post Oak Labs Тим Суонсон обозначил самую простую схему: "Известный счет с большими налоговыми обязательствами покупает токен у неизвестного аккаунта, а затем перепродает третьему аккаунту по значительно более низкой цене, получая убыток, который компенсирует вышеупомянутые налоговые обязательства". Многие эксперты уверены, что подобные схемы активно используются и сыграли свою роль во взрывном росте популярности NFT.

Ситуация усугубляется абсолютно непонятным ценообразованием на рынке — в отличие от классического искусства, понять, какими критериями руководствуются покупатели NFT, невозможно.

Что съест гниль и при чем здесь пираты?

У NFT-рынка хватает серьезных проблем и помимо возможных отмывания денег и налоговых мошенничеств. Одна из них — "гниение" ссылок.

Дело в том, что в NFT-токене есть лишь информация о предмете искусства, который вы приобретаете. Само изображение (аудиотрек, твит, игровой меч) находятся вне блокчейна и хранятся на сторонних площадках. Проще говоря, в токен "зашита" ссылка на фото. Если вдруг сайт, на котором хранится объект, "умрет" — вы его потеряете навсегда. Как и деньги, которые за него заплатили. Запостить фото заново на другой сайте не получится — это уже будет другой объект, копия, не соответствующая принадлежащему вам NFT. А "гниение ссылок" в Сети — обычная вещь, причин у которой великое множество.

А еще есть пираты. Огромное количество людей не понимает, за что платят миллионы долларов владельцы NFT — ведь так просто это же изображение скопировать, просто нажав правую кнопку мышки! В итоге появилось целое движение "райт-кликеров" (right click — клик правой кнопкой мыши), с которыми ведут войну "криптоинвесторы". Первые увлеченно копируют изображения за миллионы долларов, вторые требуют удалить их. А австралийский разработчик Джеффри Хантли создал даже хранилище на 17 террабайт для копий изображений, защищенных невзаимозаменяемыми токенами и назвал его The NFT Bay (по аналогии со знаменитым торрентом The Pirate Bay). Скачивание — абсолютно бесплатное.

На сегодняшний день к NFT-токенам больше вопросов, чем ответов. Но пока мы задаем себе эти вопросы, кто-то становится миллионером.

А напоследок ловите котика. За его NFT-токен нынешний владелец в феврале заплатил 300 эфиров (тогда они стоили $561 тыс., сегодня — $1,1 млн):