Во времена Советского Союза популярность самбо на одной шестой части суши была сумасшедшей. Но многолетние попытки "продавить" его в олимпийскую программу остаются безуспешными. Впрочем, зрелищный вид жив, в том числе и в нашей стране. Владимир Япринцев – легенда мирового самбо. Заслуженный мастер спорта СССР, многократный чемпион Советского Союза, Европы и мира, кавалер серебряного ордена Международной федерации за выдающиеся заслуги в развитии самбо – это все о Япринцеве. Почему щуплое телосложение – не помеха для выхода на ковер, ломали ли руки при наборе в секцию самбо и как готовят юных единоборцев в Японии – заслуженный тренер страны рассказал в интервью из цикла “Как стать чемпионом”, совместном проекте Смартпресс и Betera, лидера индустрии беттинга в Беларуси.
Больше материалов цикла читайте по хештегу #как вырастить чемпиона
Хулиган из Ашхабада
"Самооборона без оружия" изначально замышлялась и внедрялась как прикладное единоборство – для подготовки сотрудников силовых органов и первых спецподразделений в СССР. По сути, она является спортивной компиляцией дзюдо, джиу-джитсу, общеизвестных видов борьбы. Неудивительно, что многие советские мальчишки буквально "заболевали" самбо.
Кадр из фильма о зарождении самбо "Непобедимый" (СССР, 1983) с Андреем Ростоцким в главной роли
– Мне было 12 лет, когда я записался в секцию самбо, – вспоминает Владимир Япринцев. – Мы тогда жили с семьей в Ашхабаде, столице советского Туркменистана. Город южный, темпераментный. Хотелось приключений и проверки себя. А вокруг самбо всегда был ореол романтизма. Сейчас смешно вспоминать, а тогда мы на полном серьезе считали, что в самбисты не принимают без экстремальных испытаний. Примерно таких: тебе буду ломать ногу или руку, а ты должен скрипеть зубами, но терпеть. Я боялся не самих "пыток", а только одного – сумею ли выдержать экзамен, не заплачу и не убегу ли.
Многим прославленным мастерам в детстве приходилось делать выбор между разными активностями. Владимир не был исключением и не сразу прикипел к спортивной и боевой борьбе.
Владимир Япринцев неоднократно поднимался на высшую ступень пьедестала чемпионатов мира и Европы
– Отсутствие технологий, гаджетов и связанных с ними возможностей определяло сферы наших "живых" интересов. Спортом мы бредили. Я перепробовал все виды, которые были доступны в нашем городе – футбол, гимнастика, стрельба, дисциплины легкой атлетики. А потом на всю жизнь влюбился в самбо. Изначально не думал о высоких достижениях. Просто, как любой пацан в таком возрасте, хотел стать смелее, сильнее, выносливее. Чтобы иметь уважение в коллективе и уметь при необходимости дать сдачи. Хотя и так был задиристым подростком, с характером. Можно сказать, благодаря самбо моя энергия оказалась направленной в позитивное русло.
Японская методика – в борьбу через игру
Самбо – одно из самых контактных единоборств. Между тем, у детей еще не сформирован толком крепкий костный каркас, нет прочности в мышцах. В каком возрасте сегодня оптимально отдавать ребенка в секцию самбо? У заслуженного тренера Беларуси Владимира Япринцева есть определенные рекомендации, но они не категоричны.
– Уязвимость детского организма не нужно преувеличивать. Вместо лишних беспокойств лучше заняться его укреплением с ранних лет. Родители, которые действительно нацелены на воспитание здорового и крепкого ребенка, стараются заложить физическую базу. Это прекрасно, когда еще дошкольник хотя бы на самом элементарном уровне позанимался плаванием, акробатикой, гимнастикой. Тогда он приходит в единоборства гибким и координированным.
Япринцеву неоднократно доводилось бывать в Японии. И в Стране восходящего солнца он с интересом наблюдал за подготовкой юных единоборцев.
– Могу сказать на примере дзюдо. В этот вид там набирают малышей 3-5 лет. Множество частных клубов и школ, в которых практикуется формат игры. Детишки одеты в кимоно, бегают, резвятся, выполняют комплексы упражнений. Напоминает детский сад. Вообще до лет семи взрослые японцы разрешают своим чадам делать практически всё. Но это не предполагает отсутствие дисциплины. Стоит сэнсэю на тренировке дать команду – и детвора выстраивается, как положено, отрабатывая элементы. Однако надо понимать, что Япония и Беларусь – страны с разными традициями, культурой и подходами в воспитании. Я считаю, 10-12 лет – наиболее органичный возраст, когда нашим мальчикам и девочкам можно основательно погружаться в самбо.
Генетика и фактура – не главное
Некоторые ребята от рождения щуплые. А еще, бывает, пускают слезу при неудачах или болевых ощущениях. Должен ли ребенок обладать какими-либо специфическими особенностями, особыми физическими и психологическими данными, чтобы заниматься самбо, – вопрос для родителей не праздный.
– Слезы случаются у всех детей. Но не все вырастают плаксами. А касательно физических данных – не думаю, что в нежном возрасте можно четко разглядеть, какой ширины плечи станут у юного борца, какими будут размер ноги, рост, вес, – улыбается Владимир Геннадьевич. – Да, генетику никто не отменял. И вдумчивый тренер при взгляде на родителей примерно представит, каким станет подросток в процессе взросления. Но, по большому счету, для юного самбиста это не важно. Главное – личное желание и стремление стать лучше и сильнее. Мне даже в голову никогда не приходило выбирать детей по физиологии. Я видел сотни случаев, когда в секцию приходил хиленький паренек. А потом благодаря желанию, рвению, трудолюбию обгонял в спортивном развитии сверстников и становился чемпионом. Перед вами живой пример.
Первым делом – учиться правильно падать
В самбо разрешены удушающие, болевые приемы. У некоторых родителей и юных воспитанников это может вызывать оторопь и опасения за здоровье ребенка. Заслуженный мастер спорта успокаивает: реальные риски минимальны, страхи напрасны, процесс под контролем.
– Если взять статистику, то самый травматичный вид спорта – футбол. Но в него ведь не боятся отдавать детей. А самбо, представьте себе, не отличается повышенной травмоопасностью. Во-первых, мы говорим о квалифицированных специалистах, под контролем которых проходят занятия и соревнования. А во-вторых, в первую очередь в секциях учат правильно падать. Это азы, основа единоборств. Я их продвигаю даже среди своего рабочего окружения. Устраиваю для взрослых людей "самботерапию". И первым делом учу грамотно падать. А для юного самбиста самостраховка – базис. Как убрать руку, как фиксировать корпус. И здесь очень большие помощники – акробатика и гимнастика.
Самбо – эффективнейшая самозащита
В детстве мы до хрипоты спорили, кто кому наваляет – борец или боксер, самбист или каратист. Владимир Япринцев убежден, что самбо как способ самозащиты в экстремальных ситуациях – самое эффективное единоборство.
– Наш вид ведь и замышлялся как боевое искусство. И комплексность, разноплановость делает его уникальным и очень действенным. В этом смысле опять же показательны статистические выкладки. Возьмите любые категории смешанных единоборств, где разрешено практически всё – ММА, UFC и так далее. В боях без правил выходцы из самбо – лучшие. Такие, как Хабиб Нурмагомедов, Федор Емельяненко. Борьба в партере – в этом компоненте самбиста победит только самбист. Боевое самбо – это еще и поставленная ударная техника. Удушающие приемы, болевые на руки-ноги... Самбо – мультивариативный спорт и способ самозащиты. И наиболее эффективный.
Бой UFC 7 октября 2018 года: Хабиб побеждает Конора Макгрегогра удушающим приемом из арсенала самбо
Дефицит спортшкол – актуальная проблема
Решение принято: ребенок идет заниматься самбо. Куда обращаться? И здесь Владимир Япринцев огорошивает: оказывается, поиск секций самбо может превратиться в непростой квиз. Интернет, конечно, в помощь. Но поисковики наверняка направят в места, где самбо – "пасынок", а основной профиль – дзюдо.
– Потеря былых позиций и популярности, малое количество школ и клубов – болевые точки нашего вида спорта. Это большая проблема, которую нужно решать в высоких инстанциях. К сожалению, самбо – неолимпийская дисциплина. Это оказывает на его развитие негативное влияние. Печально об этом говорить, но с последнего чемпионата мира белорусы не привезли ни одной медали, даже бронзовой. При этом спортсмены перспективные. Плюс я лично знаю немало хороших опытных и молодых тренеров, у которых растут достойные воспитанники. И которым есть чему научить и чем завлечь мальчишек и девчонок.
Не желая заканчивать разговор на минорной ноте, Владимир Геннадьевич подчеркивает: вырастить спортивную звезду – это замечательно, но для него куда важнее вырастить культурного и сильного духом человека.
– Кто-то назовет это мелочью, а для меня воспитание – в приоритете. Чтобы человек здоровался со всеми при встрече, чтобы вставал, когда входит старший. Меня радует наша национальная команда, в которой ребята ведут себя с огромным уважением к тренерам, девушкам, друг другу. Любой, кто в теме, подтвердит: белорусская команда самбистов – самая дружная и эталонная по части культуры и воспитания. А ведь все это идет еще из детского спорта. Значит, мы едим свой хлеб не зря.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.