Александр Романьков — один из величайших фехтовальщиков мира за всю историю. Заслуженный мастер спорта СССР, 17-кратный чемпион Советского Союза, 10-кратный чемпион мира (по 5 раз в команде и в личном первенстве), олимпийский чемпион, серебряный и бронзовый призер трех Олимпиад — идеальный герой для цикла "Как вырастить чемпиона", совместного проекта Смартпресс и Betera, лидера индустрии беттинга в Беларуси. В редакционной студии легендарный рапирист рассказал о роли кино и книг в популяризации фехтования, о самом сложном виде фехтовального оружия и о том, почему боль и травмы от уколов клинка — не более чем страхи в голове.
Больше материалов цикла читайте по хештегу #как вырастить чемпиона
Эталон кинофехтования – "Скарамуш" и Делон
Второе и равнозначное название фехтовальщиков – мушкетеры. Создается впечатление, что в этот вид спорта приходят исключительно романтики, начитавшиеся книг Дюма и насмотревшиеся фильмов о приключениях благородных авантюристов и дуэлянтов. Собеседник Смартпресс этого и не отрицает.
– Влияние кинематографа и литературы на интерес к фехтованию остается значимым фактором и сегодня. Что уж говорить о временах моего детства и юности, – с улыбкой вспоминает Александр Анатольевич. – Киноверсии похождениий Фанфана-тюльпана или д'Артаньяна и его друзей неизменно привлекают эффектной картинкой. При этом на технические нюансы мало кто обращает внимание, да массовому зрителю это и не нужно. Ну а я, уже как зрелый профессионал, могу выделить американский фильм 1950-х "Скарамуш". Удивительно, но в нем на самом деле присутствует чистое красивое фехтование. Там не швыряются табуретками, не помогают себе оглоблями. Действительно фехтуют — и это видно опытному глазу.
Кадр из фильма "Скарамуш" (1952)
Среди актеров у Романькова есть особенно уважаемые, про которых он говорит: "Эти — из наших".
— Как думаете, почему Алену Делону удалась роль в картине "Зорро"? Не только из-за обаяния. Француз реально занимался фехтованием и в кадре грамотно управляется с оружием. Из современных звезд та же спортивная история и у Умы Турман, и у Милы Йовович.
Ален Делон в фильме "Зорро" (1975)
Д'Артаньяны из Масюковщины
Саша Романьков вырос в Масюковщине, которая в 1950-60-х даже не считалась районом Минска. По словам спортсмена, в столичном пригороде тоже хватало романтиков, которых легко было зацепить боем на шпагах – в отличие от тяжелых на подъем нынешних тинейджеров.
– Теперешние подростки видят множество ярких картинок. В их жизнь быстро и доступно приходят развлечение всевозможных форматов, они каждый день влюбляются во что-то другое. Но я не считаю мое поколение обделенным. В нашем детстве было все. За исключением одного: интернета и гаджетов. Зато мы владели настоящим, живым миром.
Александр Романьков и его спортивные награды
Олимпийский чемпион рассказывает, что среди его сверстников не было не увлекавшихся спортом. Александр тоже поменял несколько видов. А особый талант проявлял в плавании. Но, несмотря на мольбы завуча "Трудовых резервов", из-за двустороннего воспаления уха с карьерой пловца пришлось попрощаться.
– Но я не сильно переживал: вариантов состоятся в спорте хватало. И это в военном городке в Масюковщине! Скажем, в Минске из любой точки можно было доехать до ГУМа за “пятак”. А за проезд из нашего района до центра приходилось платить уже пятнадцать копеек – Масюковщина не считалась чертой города. Но на наших перспективах это и близко не ставило крест. Как-то раз на сосне возле остановки повесили объявление: в школе открывается секция фехтования. И туда заявились все мальчишки! А как иначе, если мы уже были накручены фильмами и подготовлены уличными боями? Постоянно выдирали доски из окрестных сараев, вытачивали мечи, сабли и шпаги, делились на команды – и почти взаправду дрались. А тут – секция, с настоящим оружием, с возможностью почувствовать себя мушкетером. Как сказал Мольер: "Фехтование – это искусство наносить удары и уколы, не получая их в ответ". Вот таким искусством нам хотелось овладеть.
Главное для фехтовальщика – стойка и техника
Будущий мастер пришел в фехтовальную секцию в 11 лет. Тогда это было нормально. Сейчас оптимальным для начала занятий большинством видов спорта считается уже дошкольный возраст.
– Фехтование не исключение. Да, в мое время ребят набирали в 4-5 классах. Однако не только по каким-то физиологическим или психологическим установкам. В нашем виде имелась и объективная причина: тогдашнее фехтовальное оружие было бы слишком тяжелом для маленьких детей. Существовали риски, большой вес инвентаря приведет к искривлению позвоночника. Теперь такой проблемы нет – налажен выпуск детских шпаг и рапир. Они укороченные, как правило, из пластмассы. И значительно легче взрослых – самое то для начальных тренировок.
С чего начинается подготовка юного фехтовальщика? Когда его выводят на дорожку, дают в руки инвентарь? Александр Анатольевич предупреждает: индивидуальные уроки ученик получит далеко не сразу.
– На начальном этапе тренировчный процесс коллективный и проходит в строю. Тренер учит разминаться, дает специальные упражнения. А главное – показывает, как правильно принимать стойку. И что поразительно: наставник демонстрирует одинаковую статику 10-15 человекам. А когда ребята начинают фехтовать – у каждого оказывается собственная стойка! И это навсегда. Я вот могу со спины стопроцентно узнать, кто фехтует. Настолько у любого фехтовальщика свой почерк, своя стать, какой бы манеры он ни придерживался – атакующей или защитной. Фехтование – это вид спорта не на силу и атлетизм, а исключительно на технику. Поэтому здесь так важны правильная постановка ног, грамотные перемещения, умения переносить центр тяжести и держать оружие.
Рапира – самая универсальная
В спортивном фехтовании три дисциплины: шпага, рапира, сабля. Какая из них сложнее – вопрос вроде бы риторический. И для фехтовальщиков даже не совсем корректный. Но у спортсмена и тренера Романькова есть свое, подкрепленное многолетним опытом мнение.
– Ни в коем случае не хочу никого обидеть, но, при всей субъективности оценок, самым сложным видом назову рапиру. Она фактически универсальна. И раньше все без исключнния начинали с нее. И только в тренировочном процессе, порой продолжительном, тренер на основе профессиональных наблюдений и интуиции распределял молодых спорстменов по специализациям. Сейчас такое почти нигде не практикуется. Идет набор в группы в зависимости от профиля наставника и количества мест в команде. Тренер-шпажист указывает на парнишку: ты идешь ко мне. И у остальных специалистов аналогично. Но это не значит, что шпажист не может разглядеть со временем раписриста или саблиста и поменять специализацию ученика, передав его коллеге.
Александр Романьков с первого появления в зале и до завершения карьеры фехтовал под руководством одного тренера – уникальная история и большая жизненная удача. Как вспоминает Александр Анатольевич, у него проблем с самоопределением не было – потому что не было выбора.
– Эрнст Владимирович Асиевский как вручил мне сразу рапиру, так я ей и орудовал всю жизнь на дорожке. Это у моего друга Николая Алехина, с которым мы пришли в фехтование в один день и в одну секунду, произошел судьбоносный поворот. Он четыре года фехтовал рапирой. А однажды был, по сути, насильно привлечен в сборную саблистов, в которой не хватало спортсмена для участия в Спартакиаде школьников. В итоге саблистом и остался, завоевав в этой дисциплине монжество медалей.
Чемпион Олимпийских Игр-1980 в Москве Николай Алехин
К сожалению, Алехина уже нет с нами. Но я часто смотрю на старую мистическую фотографию. На том групповом снимке мы все смешные мальчишки, в трико с вытянутыми коленками, с каими-то стоптанными едва ли не домашними тапками. И вот все ребята держат рапиры острием вниз, и только мы с Колей – вверх. Из того юношеского состава только Алехин с Романьковым впоследствии и стали олимпийскими чемпионами. Наверное, с детства знали: нам – только вверх.
Против боли – кевлар и мараген
Александр Романьков много и увлекательно рассказывает про "тогда и теперь", про различные мировые школы и стили фехтования, про календарь национальных соревнований и проблемы с международными стартами. А еще упоминает о несчастных, даже со смертельными исходами случаях в фехтовании. Но тут же спешит успокоить родителей и ребят: в современном фехтовании риск травмироваться оружием и болевые ощущения от уколов мизерны.
– Сегодня в распоряжении фехтовальщиков безопасная аммуниция и качественный инвентарь. Например, прочнейшие костюмы из кевлара, который применяется даже для защиты от пуль. Или те же марагеновые клинки – они практически не ломаются, ими невозможно травмировать соперника. Так что все страхи – только в головах тех, кто плохо знаком со спортивным фехтованием.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.