Александр Глеб — кумир тысяч мальчишек, мечтающих о карьере профессиональных футболистов. Равно как и их родители желают звездного будущего своим детям. В рамках проекта "Как вырастить чемпиона?" совместно с Betera, лидером индустрии беттинга Беларуси, Смартпресс расспросил победителя Лиги чемпионов, 6-кратного обладателя звания лучшего игрока страны о его пути в большой футбол и о том, что мешает современным детям раскрыть свой потенциал.
Начинать в 10 лет — для футбола поздно
Еще лет тридцать назад отбор в футбольные ДЮСШ проводился среди школьников 2-х классов. Как на такой "призывной" возраст смотрит нынешняя футбольная наука? Александр Глеб полагает, что 8 лет — это и не поздно, и не рано для "разбега".
— Обычно родители ведут сыновей в секции в 6-7, бывает, и в 8 лет. Это оптимально. 10 лет — уже поздновато. Ребята, которые стартовали пораньше, уже набрались минимального опыта, более оснащены технически. А если мальчишка приходит в 10 лет, он отстает на 3-4 года. Меня отец привел в спортшколу 6-летнем возрасте. Причем до этого я по году занимался гимнастикой и прыжками в воду.
Александр с ностальгией вспоминает времена, когда детские наставники устраивали "рейды" по городским школам в поисках даровитых мальчишек.
— Это было здорово, когда специалисты целенаправленно приходили и наблюдали, как на физкультуре или дворовой площадке тот или иной парень двигается, как его слушается мяч. И, что немаловажно, для каждого пацана было честью, когда к нему подходил настоящий тренер и говорил: малый, у тебя хорошие задатки, хочешь заниматься футболом? Вырастали крылья, рос авторитет среди сверстников.
Гаджеты и соцсети заменили двор и общение
Раньше детские тренеры оперировали понятием "отбор". Сейчас все свелось к простому "набору". Плюс футбол практически бесследно исчез с улиц.
— Это главная беда, — огорчается Глеб. — Мы воспитывали во дворах ловкость и характер. Присутствовала конкуренция среди мальчишек, каждый хотел выглядеть "быстрее, выше, сильнее".
Корни проблемы футболист видит в пресловутой "гаджетизации" мозгов.
— Компьютеры, телефоны, интернет, соцсети — нет здорового баланса между реальной и виртуальной жизнью. Раньше такого не было. Мы всё свободное время проводили на улице. И не просто играли да бегали-прыгали, а общались, соперничали. И с детства привыкали, что жизнь — это борьба и соревнование в широком смысле. Мы стремились быть лучше. И лучшими. Развивались, прогрессировали. Сейчас я этого в подростках не вижу.
Александр Глеб в составе “Штутгарта”
Кто-то полагает, что у малыша должны быть базовые игровые навыки, физические кондиции. Другие убеждены, что всё дадут и разовьют специалисты.
— У меня получалось гонять мяч во дворе и без футбольной школы. Я был быстрый, резкий. И, если честно, мне хватало дворового футбола. Я занимался плаванием и был счастлив, — с улыбкой рассказывает Александр о "творческом" пути будущей звезды. — Если бы не отец, я бы, наверное, проигнорировал футбольную секцию. Уличных игр было множество, они затягивали. Когда двор заполнен детьми, когда постоянно играешь зимой в хоккей, летом в футбол, то просто кайфуешь и не думаешь: мол, надо бы записаться в секцию. Спасибо отцу. Благодаря его настойчивости я посвятил жизнь футболу.
Интернаты и академии — шанс для талантов
Система спецклассов, спортинтернатов, академий — этот концепт подготовки футбольного резерва жизнеспособен и актуален в Беларуси. По словам Александра Глеба, такая модель весьма эффективна. В первую очередь она служит трамплином для ребят с периферии, к которым не такое пристальное внимание, как в крупных городах.
— В Беларуси много талантливых спортсменов в любом виде, — убежден наш собеседник. — Но таковы реалии: многих упускаем из виду. Если родители не привели за руку в спортшколу, потеряли время и дар. Причины разные: либо дорого, либо дефицит времени. А РУОРы, академии дают ребятам возможности реализации. Если появился парень, прошел разные тесты, проявил себя — его берут на баланс. Он живет в интернате, развивается в спорте, параллельно учится. Не обременяет семейный бюджет. И доказывает свою состоятельность. Ну а дальше — выживает сильнейший. И на периферии очень много ребят, которые больны футболом и готовы сражаться за свое место под солнцем. Просто нужно давать им шанс.
В форме лондонского “Арсенала”
Козырь Европы — инфраструктура
Александр Глеб выступал в Германии, Англии, Испании. У него есть возможность сравнивать тамошнюю и белорусскую системы подготовки юных футболистов. Принципиальные отличия Глеб видит, прежде всего, в условиях для занятий футболом.
— В странах, которые принято называть футбольными, огромное количество качественных детских полей, как естественных, так и искусственных. А вот я до 16 лет тренировался на асфальте. Представляете? А на каких полях проводилось первенство города? Пробежало несколько человек — пыль столбом, иногда грязь, лужи. Поэтому между нашими странами была огромная пропасть в плане инфраструктуры. Сейчас, считаю, мы движемся вперед. Но еще, мягко говоря, далеки от эталонов.
Молодые Алекс Глеб и Лео Месси: дуэль в Лиге чемпионов
Сначала любовь к игре, потом — достижения
В специализированных ДЮСШ тренеры зачастую гонятся за результатом. Понятно, что от этого в том числе зависят их зарплаты и категории. В европейских же школах стараются придерживаться иного принципа: в детском спорте результат вторичен, главное — влюбить ребенка в футбол и научить получать удовольствие от игры. Именно такой подход близок Александру Глебу.
— В раннем возрасте наши юноши даже талантливее западных. Но потом мы начинаем отставать. За рубежом от детей не требуют результат лет до 13-14. Они развивают лучшие качества, привыкают к тренировочной и игровой специфике. Выбирают амплуа — тренер наблюдает и делает выводы, где парня лучше использовать на поле. А после 14 лет уже начинается профессиональный отбор. Подросткам позволяют импровизировать и дают время полюбить футбол в себе. А у нас требуют достижений с первого турнира.
“Лондонец” Александр Глеб (Арсенал) и миланец Андреа Пирло (Милан)
Этим, по мнению Александра, сразу оказывается давление на детскую психику. При этом зачастую теряются ценные кадры. Если с раннего возраста отбирать на тот момент только лучших — это недальновидно. Ребята, которые поначалу менее талантливы, не имеют возможности подтянуться за счет работоспособности, трудолюбия, желания. Идет отсев, им не дают шанса проявить себя.
— Сегодня в Беларуси функционируют детские коммерческие школы, — отмечает положительный момент Глеб. — В платных футбольных заведениях готовят ребят те же квалифицированные специалисты. И по тем же программам, что и в ДЮСШ. Но со своими наработками. Это здорово. "Пропали" дворы — есть куда пойти, пусть за деньги. Надо понимать, что частным инициативам тоже нужны средства на инвентарь, экипировку, аренду полей и залов. Зато у детей и родителей есть альтернатива. И хорошая.
Желание, терпение, учеба — и ты в футболе
Завершив профессиональную карьеру, Глеб продолжает следить за событиями в мировом и белорусском футболе. Конечно, как профессионал и болельщик он переживает, что наш футбол в последние годы превратился в объект болельщицких насмешек. Что спровоцировало падение, Александру сказать сложно.
— Если бы знать причины и рецепт для исправления ситуации... Применительно к игрокам скажу, наверное, банальную вещь: труд превыше всего. А еще — спортсмен на карьерном старте должен быть полуголодным. Эта мотивация — самая действенная. Когда надо накормить семью, улучшить качество жизни — игрок будет стараться отдать на тренировках и в матчах все силы. Когда мы росли и получали копейки, то мечтали: я буду пахать, заработаю, добьюсь! Построю дом, куплю машину... Это нормальные человеческие желания. Но они стимулировали и двигали к цели.
Вершина карьеры Александра Глеба – Кубок чемпионов в составе “Барселоны”
В продолжение рассуждений о том, как стать если не выдающимся, то хотя бы квалифицированным футболистом, Александр говорит: в первую очередь придется чем-то жертвовать, от чего-то отказываться. И очень любить свое дело. Не просто ходить на тренировки, а работать. И обязательно вне секции. Отрабатывать и регулярно улучшать дома, на улице технические качества, подтягивать физические кондиции.
— Плюс огромное желание и терпение, — резюмирует Глеб. — По-другому ни в одном виде спорта не добиться успеха. Я завороженно, открыв рот, смотрел на своих кумиров. На того же Зинедина Зидана — как он двигается, как принимает мяч с уходом в сторону, как видит поле и куда отдает передачи. Все нюансы подмечал. И на поле я постоянно практиковал увиденное. Это мне очень помогало. Я не набивал постоянно мяч и не делал с ним какие-то трюки. Уже юношей я понимал: это неважно. А существенно другое — то, что реально пригодится в игре. Надо учиться у кумиров, у классных игроков. Особенно у тех, которые играют на твоих позициях. И, конечно, постоянно работать над ловкостью и координацией.
Больше материалов цикла читайте по хештегу #как вырастить чемпиона
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.