Волейбол — один из самых динамичных и любимых болельщиками игровых видов спорта. С какого возраста оптимально отдавать ребенка в волейбольную секцию? Какова роль природных данных? Что важнее в системе подготовки волейболиста — упор на атлетизм или технику? Об этом в рамках проекта "Как вырастить чемпиона?" совместно с Betera, лидером индустрии беттинга Беларуси, Смартпресс поговорил с диагональным сборной Беларуси, чемпионом страны, серебряным призером Золотой Евролиги Родионом Мискевичем.
"Набивающий" с пятого класса
Диагональный — ключевое атакующее амплуа. Это игрок, набирающий или, как говорят волейболисты, "набивающий" очки. 28-летнему бомбардиру доводилось выходить на площадку с волейболистами, "набивавшими" за матч по 50-55 баллов. Персональный рекорд Мискевича — около 35 результативных ударов. Это тоже отличный показатель. Родион любит и умеет атаковать и в этом находит спортивный драйв. Однако не скрывает, что влюбился в волейбол далеко не с первого взгляда.
— Я пришел в волейбольную секцию в пятом классе. Сегодня это, возможно, не самая оптимальная отсечка для старта: в современные школы набирают и в 7-8 лет. Но меня заверили, что и 11-12 лет — не поздно. И я с этим согласен. Скажем, я какое-то время вообще не хотел заниматься этим видом. На физкультуре, во дворе у сверстников ценились другие забавы. Перекидывать мяч через железные планки, на которых выбивают ковры, — в такой мелкой тусовке у меня не было желания находиться. Хотелось быть с настоящими пацанами, которые рубятся в футбол. Поэтому класса до 9-го я особо не рвал жилы в волейбольной секции, из двадцати ребят был в третьем составе.
Волейбол как "день сурка"
Родион вспоминает, что в какой-то момент вообще хотел уйти — надоело. И только в старших классах действительно проникся волейболом. Серия интересных тренировок, несколько удачных соревнований — и он вошел во вкус. Открылось второе дыхание, появилась осознанная сосредоточенность на игре. Так зачастую бывает: подросток не ощущает кайфа или охладевает к чему-то. И вдруг происходят успехи и понимание: да, это мое.
— В карьере профессионала тоже случаются периоды апатии — на фоне усталости, в том числе моральной. Ведь по ходу сезона устаешь главным образом от монотонности и обыденности. На протяжении восьми месяцев ты видишь одни и те же лица, делаешь привычную работу. Такой "день сурка". Постоянно находиться в зале — тоже "не айс". Выхолощенность может накрыть любого, спортсмены знают, о чем я. Но это издержки профессии. Можно постоянно прокручивать в голове вопрос: когда это закончится? Но чтобы всё бросить... Всё равно, когда с 14-15 лет привык делать одно и то же, после перерыва и передышки тянет обратно.
Ребенку нужна физическая база
Возвращаясь к вопросу о "возрастном трамплине", спортсмен не категоричен в советах родителям. И считает, что, применительно к волейболу, всё относительно.
— Когда я выступал в Италии, неоднократно беседовал на эту тему с опытными тренерами. Так вот у них есть материалы с рекомендациями, в какие виды детей лучше отдавать до волейбола, чтобы заложить функциональную базу. Плавание — для укрепления мышечного корсета. И легкая атлетика (прыжки, бег) для универсального атлетизма. И только развив определенные качества, приводить сына или дочь в волейбол. А к конкретному возрасту, думаю, привязываться не стоит. Может, в 10 лет папа с мамой будут толкать отпрыска в шею, и он возненавидит игру. А вот в 12 сам полюбит и захочет взять мяч и выходить на площадку. Заинтересовывать нужно мягко и тактично.
В то же время волейболист добавляет, что у спортшкол также могут быть собственные подходы и программы набора, становления будущего игрока. Маленькие дети в любом случае не отрабатывают удары, комбинации, расстановки. Изначально они развиваются и вовлекаются посредством грамотной ОФП. И необходимо соблюдать баланс в нагрузках, требованиях, учитывать уровень одаренности и природного развития ребят — чтобы не отбить желание.
Спорт для высоких, но есть нюансы
Посмотреть на волейболистов — они сплошь широкоплечие гренадеры. "Волейбол — спорт для высоких" — это не стереотип. Конечно, представитель этого вида должен обладать определенными физическими особенностями. Но это если говорить о сформировавшемся игроке.
— Рост, длинные руки — это замечательно. Но это если рассуждать упрощенно, — говорит диагональный с ростом почти два метра. — Допустим, на позиции либеро выступают и не очень высокие игроки. Ну и смотря, какие цели преследовать. Если стремиться стать "чемпионом чемпионов" — тогда да, рост важен, без "сантиметража" никуда не деться. Нападающий или пасующий должен быть не ниже 190 см. Это минимальная норма для этих амплуа. Но как узнать по школьнику, вымахает он до великана он или останется не очень высоким?
Мискевич рассуждает о человеческой природе: примеров уйма, когда подросток резко вытягивался за год-два. Поэтому до поры не стоит заморачиваться "вопросом роста". Если ребенку нравится волейбол — пусть приходит и играет. А еще Родион делает важную оговорку: очкарикам вход в зал не запрещен — в волейбол играют ребята и в линзах, и со слуховыми аппаратами.
Фитнес и "качалка" — обязательны
Говоря о нюансах подготовки, волейболист подчеркивает важность системных тренировок по ОФП и силовому атлетизму. Занятия в зале фитнеса обязательны.
— Волейбол — это не только мяч и сетка. Без общей "физухи" никак. При условии, что каждые выходные у команды матч, минимум 4 часа надо уделять ОФП. Две "качалки" в неделю — так примерно везде. Другое дело, какое качество занятий. Бывает, приходит спортсмен в "тренажерку" и два часа делает "жим от груди". В такой бессистемности толку мало. Плюс надо держать в уме этап сезона — когда игрок на пике формы, а когда нужно дополнительно укрепить мышцы.
Спортсмен должен сам разбираться в этих тонкостях и следить за "функционалкой". Но без профильного специалиста это непросто. Поэтому пару лет назад Мискевич начал индивидуально работать с тренером по физподготовке.
— Это наставник, который свой опыт и богатые знания о волейболе пытается применить и в фитнесе. Как бывший игрок, он в курсе, как грамотно распределять нагрузки, какой нужен выбор движений, на какие группы мышц. А вообще я приверженец "теории 10 тысяч часов". Столько нужно времени, если хочешь что-то идеально отработать и стать в чем-то профессионалом. Особенно это касается этапа становления, когда во многом надо брать количеством. 10 тысяч часов — и ты станешь профессионалом в любой области.
Растяжка минимизирует риски травм
Майка, шорты, кроссовки — экипировка волейболиста незамысловата. Ну еще наколенники, учитывая большое количество падений, прыжков за мячом по углам и за пределы игрового прямоугольника.
— Я наколенниками не пользуюсь, — улыбается Родион. — Но для многих они неизменная деталь. Естественно, как и любой игровой вид спорта, волейбол довольно травмоопасен. Однако риски можно и нужно минимизировать. Скажем, физподготовка включает в себя еще и восстановление. У меня два-три занятия в неделю по часу — "раскатка" на массажном ролике. Это помогает избежать случайных повреждений. Ведь на фоне усталости риск получения травмы увеличивается. Сочувствую игрокам с хроническими проблемами с суставами или подверженным травмам. Вот им из-за особенностей организма по-настоящему тяжело. А есть обратные примеры: спортсмену плевать на растяжку и восстановление — и никаких болячек. Но все-таки "забивать" на эти компоненты — не вариант.
Что важно в питании? Системность!
Протеиновые коктейли, различные витаминные комплексы включены в рацион многих спортсменов. Родион Мискевич ничего не имеет против, но акцентирует внимание на системности в спортивном питании. Пищевая дисциплина, режим — всё должно быть подчинено актуальной цели: для кого-то — поддержание веса, для другого — наращивание мышечной массы.
— Вот мне нужно было набрать общую массу. Это для меня тяжелый процесс, — с улыбкой вспоминает Родион. — Помню, "точил" не в себя. Еда уже вызывала отвращение. Лето, жара — а мне нужно ежедневно употреблять 5 тысяч калорий. Макароны, мясо... В те дни для меня тренажерный зал был реально отдыхом. Ну, прибавил в весе. Но это же межсезонье. А по ходу сезона я подсчет калорий не веду и все нажитые непосильным трудом килограммы скидываю. Что касается того же протеина — да, это дополнительный источник белка. Но мне хватает натурального. Два грамма мяса на кг массы тела в 100 кг — это 200 грамм белка в сутки. Небольшая мясная порция.
Больше материалов цикла читайте по хештегу #как вырастить чемпиона
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.