Сложно мечтать о большом спорте, когда ты родился в семье штукатуров. Особенно, если хочешь выступить на Олимпиаде. Но британский прыгун с трамплина Майкл Эдвардс (более известный как "Эдди Орёл") доказал: если упорно идти к своей цели, то обязательно дойдешь. Точнее, долетишь.
Историю Олимпиад пишут как чемпионы (мы уже рассказывали о великолепной Клаудии Пехштейн), так и спортсмены, для которых уже само участие в Играх – воплощение мечты (читайте историю Филипа Бойта). 34 года назад, 14 февраля 1988 года британец Майкл Эдвардс вписал свое имя в летопись мирового спорта.
Неудавшийся штукатур
Вообще-то Майкл должен был стать обычным британским штукатуром. Как его отец и дед. Но, похоже, природа подшутила над семьей Эдвардсов: вместо обычного работяги у них родился совершенно обезбашенный парень, который грезил большим спортом. А если точнее – Майкл мечтал попасть на Олимпиаду. Проблемы с “большим планом” начались уже в детстве, когда он серьезно повредил ногу играя в футбол. В результате – полгода в больнице и еще два с половиной года реабилитации.
Но только-только научившись заново ходить Эдди (такое прозвище дали Майклу в школе) начинает заниматься горными лыжами! И вполне успешно: буквально за пару лет он смог пробиться в национальную команду Великобритании. Казалось бы – мечта рядом! Но это было бы слишком просто. И на Игры-1984 в Сараево Эдди не взяли. Вроде бы судьба в очередной раз намекнула: “Парень, твоей родине нужны штукатуры, а не горнолыжники!”.
Несостоявшийся горнолыжник
Но парень не сдавался. Правда, денег на то, чтобы продолжать карьеру горнолыжника, не было. Все, на что хватило сбережений, так это на билет до США. Эдди высчитал, что в Лейк-Плесиде тренировки будут дешевле. А возможностей для занятий там было достаточно – все-таки в 1980-м там состоялась зимняя Олимпиада.
Был в Лейк-Плесиде и трамплин. И, когда британец в очередной раз проходил мимо него, Эдди осенила идея: если горнолыжников на родине достаточно, то прыгунов с трамплина точно не хватает! С 1924 года британцев не было в этом виде спорта. Оставалось лишь научиться прыгать.
Если честно, то тренер Чак Бергхорн был, мягко говоря, шокирован, когда к нему пришел упитанный парень в очках с толстенными стеклами и на английском с британским акцентом попросил подготовить его к Олимпиаде. Стоит отметить, что Чак отношение к спорту имел опосредованное: готовил трассу для прыжков и участвовал в любительских соревнованиях. Это уже потом Голливуд, экранизируя историю Майкла Эдвардса (фильм “Эдди Орёл” вышел в 2015-м) превратил Чака в бывшего чемпиона Олимпиады – сыгравший его Хью Джекман уверенно прыгает с трамплина с сигарой в зубах.
В общем, Чак взялся тренировать Эдди. Дал ему свои ботинки и шлем. Правда, ботинки были великоваты, поэтому британец надевал 6 пар носков, а у шлема порвалось крепление и его приходилось подвязывать веревочкой. Но разве Эдди этим можно было смутить?
Эдвардсу было очень страшно – он понимал, что каждый прыжок может стать для него последним. Он еще не был орлом, а напоминал, скорее, курицу: когда его лыжи отрывались от трамплина, он смешно взмахивал руками, как будто пытаясь взлететь. Эдди был на 10 кг тяжелее среднестатистического прыгуна с трамплина. А специальные очки надевал поверх обычных – те запотевали, и он практически ничего не видел… Но прыгать он научился за 5 месяцев!
В Калгари через Европу
В конце 1986 года Эдди вернулся в Европу и начал выступать на различных соревнованиях. Для того, чтобы передвигаться по континенту, он одолжил у мамы старенький пикап. А на жизнь зарабатывал чем придется – газон подстричь, мусор убрать, снег расчистить…
Спортсмен экономил на всем, и когда, после очередного неудачного прыжка сломал себе челюсть, то просто подвязал ее наволочкой от подушки: обращаться к врачам было дорого.
Но на чемпионате мира-1987 он сумел прыгнуть на 73,5 метра! Это был новый национальный рекорд Великобритании (и самый худший результат среди всех участников ЧМ). В результате его все-таки включили в Олимпийскую сборную страны для участия в Играх-1988 в Калгари. В мире его уже знали, как “Эдди Орла” и самого странного прыгуна с трамплина.
Кстати, узнал он об этом, находясь в психиатрической больнице в Финляндии. Эдди арендовал там койку. Это было дешевле, чем жить в гостинице. И когда он, поговорив по телефону, заявил, что его взяли на Олимпиаду, врачи посмотрели на него уже профессиональным взглядом… Но все обошлось.
“Где написано, что Олимпиада – для победителей?”
Приключения Майкла Эдвардса на Олимпиаде – словно сценарий комедийного сериала. Прилет не задался: чемодан Эдди раскрылся в аэропорту и его белье разметало по всей транспортной ленте.
Когда он справился с этой проблемой, то засмотрелся на встречавшую его съемочную группу канадского телевидения и группу фанатов (с плакатом “Добро пожаловать в Калгари, Эдди Орёл!”) и ударился об заклинившую стеклянную дверь: минус очки и плюс разбитый нос.
Конечно же, перед соревнованиями его пригласили на пресс-конференцию. И многие журналисты проигнорировали брифинг председателя МОК Хуана Антонио Самаранча ради общения с Эдди. Британец опоздал на нее почти на час: сначала заблудился в Олимпийской деревне, а затем его не пропускала охрана (спортсмен забыл аккредитационную карточку). А когда, наконец, появился перед журналистами, то сразу заявил: “Где это написано, что Олимпиада – только для победителей?”
Внимание к “Эдди Орлу” было приковано нешуточное. И это буквально бесило всех остальных спортсменов: они, с детства занимавшиеся прыжками, ненавидели этого выскочку. Но не все. Некоторые и помогали. Например, шлем для выступления на Олимпиаде ему подарили итальянцы, а лыжи – австрийцы.
А зрителям было интересно выступление всего двух спортсменов: знаменитого «летающего финна» Матти Нюканена и “Эдди Орла”. Оба не подкачали – Матти в первой же попытке установил новый олимпийский рекорд (118,5 метров), а Эдди… просто смог. Он прыгнул на 55 метров, но комментаторы всего мира дружно выдохнули: “Орёл приземлился!”
Уже на закрытии Олимпийских игр глава оргкомитета Калгари-1988 Фрэнк Кинг заявил: “На этих играх некоторые из вас завоевали золото, другие побили рекорды, а некоторые даже воспарили, как орлы”. Эдди стал первым спортсменом, упомянутым в речи на закрытии Олимпийских игр.
“Правило Эдди Орла”
“Быстрый Эдди”, “Медленный Эдди”, “Сумасшедший Эдди”, “Летающий штукатур”, “Мистер Магу”, “Отвратительный Снеговик”, “Чемпион аутсайдеров” - это только некоторые из прозвищ, которыми награждали Майкла Эдвардса. После Олимпиады он вложил все заработанные деньги (около миллиона долларов) в трастовый фонд, который прогорел. Выплатили ему лишь 100 тысяч фунтов.
Он участвовал в самых разных шоу, снимался в рекламе, и пытался вновь попасть на Олимпиаду. Однако доступ на Игры уже был закрыт: Международный олимпийский комитет ввел новое требование, которое сейчас известно, как “Правило Эдди Орла”: чтобы попасть на Олимпиаду, спортсмен должен попасть или в 50 лучших атлетов на международных состязаниях уровня чемпионата мира или континента, или в 30% лучших итоговых результатов (в зависимости от числа участников).
Эдди окончил университет и занялся юриспруденцией (говорят, успешно). В 2007 году о нем снова писали все газеты Великобритании: он стал донором костного мозга для своей больной раком сестры Элизабет и спас ей жизнь.
Стал мотивационным спикером и все-таки еще раз побывал на Олимпиаде: в Ванкувере-2010 он нес олимпийский факел.
Так что у Эдди все хорошо. В отличие от того самого финна Матти Нюканена, ставшего Олимпийским чемпионом на 90-метровом трамплине в Калгари-1988. Матти стал алкоголиком, дважды отсидел в тюрьме (за нападение с ножом на знакомого и за покушение на убийство жены) и умер в 2019 году при невыясненных обстоятельствах в возрасте 55 лет…
Фото с сайтов olympic.com, disgustingmen.com, tyrol.com