Выступать перед публикой – это не только про сцены и микрофоны. Это про умение убеждать на собеседовании, вести переговоры с подростком и не дать коллегам уснуть во время презентации. Как звучать уверенно, удерживать внимание и не выглядеть "маньяком" на зуме? Обсуждаем с экспертом по публичным выступлениям Дмитрием Смирновым.
Дмитрий Смирнов – эксперт и тренер по публичным выступлениям. Фото из личного архива
– Самый сложный кейс ораторского искусства – это когда ребенку исполняется 12 лет. Тут нужно все: противодействие манипуляциям, переговорные практики, конфликтология. Конечно, не всем нужно говорить со сцены. Но выступать перед коллегами, отчитываться перед руководством, проходить собеседования – это важно для многих.
Пример: я занимался с девушкой, которая устраивалась на работу. У нее было отличное резюме, сильные проекты, но отказ был таким: "У нас ощущение, что вы не сможете убеждать наших клиентов". Она не понимала, в чем проблема. Причина – голос. Он у нее был неуверенный, слишком тихий, напряженный, с "бегающими" концовками. Например: "У нас очень эффективная компания. Мы зарабатываем много денег", – интонация была, словно она спрашивает, а не утверждает. Это подрывает доверие.
Основные ошибки при выступлениях
1. Неопределенность цели
Люди думают, что главное – правильно жестикулировать (смеется). Но проблема не в жестах и даже не в голосе.
Человек не понимает, зачем он идет к аудитории, в соцсети. "Зачем ты выкладываешь видео с презентацией какой-то двери?" – "Потому что хочу рассказать!". Это плохая цель. Я с детства слышал от отца: "Не надо хотеть, просто иди и говори".
У каждого выступления должна быть ключевая мысль – мораль басни. Можно ли выразить ее в одном предложении? Если нет – не выступай. Например, если ты презентуешь банковскую карточку, объясни, чем она уникальна, а не просто перечисляй функции.
Дмитрий Смирнов – эксперт и тренер по публичным выступлениям. Фото из личного архива
2. Многословие
Люди пишут текст выступления как школьное сочинение: "высокоэффективные, суперпродуктивные, невероятные". Но мы мыслим не красивыми фразами, а простыми образами.
На тренингах я спрашиваю: "Какая часть речи делает речь красивой?" Чаще всего отвечают: прилагательные. Но прилагательные вроде "потрясающий, невероятный, божественный" без контекста ничего не значат. Главный инструмент выразительности – глагол.
Частая ошибка – заменять глаголы существительными. Вместо "предоставил" – "предоставление". Как выглядит "предоставление"? У слушателя не возникает образа.
Маркетинговая конференция "Содружество". Фото Смартпресс
3. Штампы и канцеляризмы
Фразы "24/7", "индивидуальный подход" – звучат пусто. Но если сказать: "Клиент приносит старый аккумулятор, мы тут же определяем стоимость и даем скидку на новый" – это конкретика, это "индивидуальный подход" в действии.
Также не стоит переносить язык документов в устную речь. Вы же не говорите: "В целях приготовления чая осуществляется поход на кухню"? Зачем мучить аудиторию?
Как зацепить аудиторию с первых секунд?
Если тема написана огромными буквами за вашей спиной, не надо повторять ее. Начинайте сразу с кульминации – описания конфликта, проблемы аудитории и решения. Это всегда работает.
Маркетинговая конференция "Содружество". Фото Смартпресс
Другие варианты:
-
Личный опыт, эмоция. Людям интересны реальные истории.
-
Неожиданная информация. Удивите!
-
Юмор. Но аккуратно – он должен совпадать с настроением аудитории.
Худшее начало: "Здравствуйте. Спасибо, что пришли. Сегодня мы поговорим об этой важной теме". Всё, аудитория уже в телефоне.
Как удерживать внимание?
-
Менять громкость и темп речи.
-
Двигаться: подойти к аудитории, потом чуть отойти.
-
Говорить громко, с посылом. Если эксперт скучен, даже хороший текст не спасет – люди уснут. Решение? Просто говорите в два раза громче.
-
Использовать истории и метафоры, а не сухие факты.
Что делать, если мысли не формулируются?
Упражнение 1. Комментатор. Берем любое видео (мультфильм, спортивный матч), включаем запись и превращаемся в комментатора. Описываем, что видим, добавляем свое мнение. Через 2 недели – гарантированный результат.
Упражнение 2. История дня. Каждый вечер рассказываем себе или близким, что интересного произошло. Можно записывать на календарных листках – в конце года перечитать.
Эти упражнения помогают легко поддерживать разговор, находить истории и уверенно говорить.
Как научить детей говорить, если они мало общаются?
Простой совет: разговаривать. Если родители не общаются, у ребенка нет мотивации. Дома должны звучать диалоги, обмен историями – тогда и дети подтянутся.
Выступления – это навык, который помогает договариваться с детьми, продавать идеи, проходить собеседования и не теряться в переговорах. Главное – понимать свою цель. А если что-то не получается – упражнения решат проблему.
Беседовала Юлия Кочубей
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.