Карманные деньги у детей исчезают со скоростью света – и вот уже снова: “Мам, дай денег!”, хотя только вчера из кошелька “ушла” десятка. Типичная ситуация, но не для белоруски Марии Желиховской – работника банка с тремя высшими образованиями и степенью магистра финансов. Для своих дочерей 3, 7, 9 и 11 лет она разработала собственную систему обучения финансовой грамотности. Рассказываем, как это работает.
Семья Желиховских в полном составе
Начальный финансовый капитал – в 5 лет
В семье у Марии есть традиция: на пятый день рождения родители дарят ребенку небольшую копилку. В нее кладут монеты разного номинала и 5-рублевую купюру, чтобы в сумме вышло где-то около 15 рублей (за эталон берут стоимость трех киндер-сюрпризов).
– Для пятилетнего ребенка это огромная сумма: он с горящими глазами пересчитывает деньги, предвкушая самостоятельные покупки.
Интересуемся у героини, почему именно 5 лет они выбрали для вручения стартового капитала. Мария поясняет, что в таком возрасте дети могут считать и выполнять арифметические действия типа “1 + 2 = 3”. Значит, они смогут вести простые финансовые подсчеты без участия родителей.
– Кроме того, малыши могут облизывать монеты. А дети в 5 лет уже понимают, что такие вещи не стоит брать в рот, а после прикосновения к ним нужно мыть руки. Плюс к 5 годам дети “обрастают” своей собственностью: игрушками, посудой, постельным бельем. Они осознают, что эти их личные, неприкосновенные вещи. И такие вещи они могут купить самостоятельно, ориентируясь на свои желания.
Та самая копилка, которую дарят ребенку на 5 лет, а затем уже у него появляется личный кошелек для походов в магазин
Дети сами решают: копить или тратить
Личные копилки есть у трех дочерей Марии. Стартовый капитал был у всех одинаковый. Однако со временем у каждой из девочек сформировалось свое финансовое поведение, рассказывает собеседница.
– Кто-то копит на долгожданную игрушку или что-то глобальное, а кто-то – тратит деньги на мелочевку. Я не запрещаю и не даю непрошенных советов, даже если ребенок хочет спустить всю имеющуюся у него сумму. Для него это станет отличным финансовым уроком: деньги заканчиваются, если их бездумно тратить – в следующий раз он подумает, стоит ли так поступать.
Как человеку с экономическим образованием, Марии интересно наблюдать, как дети обращаются с деньгами: считают, сколько не хватает на долгожданную покупку, покупают что-то в складчину или одалживают при необходимости, а главное – учатся просить назад свои деньги (что сложно дается даже взрослым). Все эти навыки пригодятся им во взрослой жизни, считает собеседница.
– Покупая игрушки по первому запросу, вы не даете ребенку шанса на них накопить. В итоге он лишается возможности получить много финансовых инсайтов еще в детстве, когда ошибки не так болезненны, как во взрослом возрасте.
Традиционный шопинг удался: каждый купил себе что-то за свои личные деньги
“Я могу купить себе десятую сумочку, так и мой ребенок – четвертую лошадку”
В магазинах мамы часто советуют детям, какую именно игрушку выбрать для покупки, но у Марии другая тактика.
– Мои дети за свои деньги покупают, что хотят. Даже если это будет четвертая карета с лошадкой, купленная за 2 недели, или огромный веер с перьями – я не выскажу свое мнение. Как я могу купить себе десятую сумочку, так и мой ребенок может купить себе четвертую лошадку, если он на нее накопил. Это его финансовый выбор за счет личных денежных накоплений.
То же самое касается покупки сладостей и чипсов. Мария поясняет: в первое время все дети сметают подобное в магазинах, но потом понимают: если все деньги “съесть”, то в копилке ничего не остается.
– Плюс раз в месяц мы проводим день вкусной, но нездоровой еды, чтобы у детей было меньше соблазнов покупать подобное за свои деньги.
Для детских покупок у Марии есть два важных правила: живых существ можно приобрести только с разрешения родителей, нельзя покупать опасные предметы, которые могут покалечить и убить (ножи, петарды, спички).
Куклы, “тянучки”, кольца, очки – за свои деньги дети покупают всё, что угодно (кроме животных и опасных предметов)
А если ребенок хочет странную одежду или дорогой смартфон?
Мария считает, что обеспечить ребенка всеми необходимыми вещами (едой, мебелью, канцелярией, одеждой) – это родительский долг, и никогда не берет деньги из детской копилки на покупку куртки или обуви.
– Но нестандартная одежда и обувь входит в число детских хотелок, которые они должны оплачивать сами. Если дочь захочет себе кеды на огромной платформе, и я понимаю, что она не сможет в них ходить и наденет максимум 1-2 раза, то предложу ей накопить на такую вещь. В 8 из 10 случаев ребенок отказывается от такой покупки.
При этом Мария подчеркивает, что лояльно относится к предпочтениям дочерей и соглашается на приобретение как пышных фатиновых юбок, так и футболок с черепами. Потому что она помнит, как сама была девочкой-подростком и хотела быть не как все.
– Зато удобно: сами выбрали, сами – носят. Без закатывания глаз и фраз: “Я это носить не буду!”
В большинстве случаев Мария одобряет выбор стиля старших девочек и покупает им то, что они подбирают себе на маркетплейсах
– С гаджетами та же ситуация: если они нужны для учебы или безопасности – это обязанность родителей. Если же ребенок хочет какой-то новомодный смартфон – пусть копит на свою мечту, – считает Мария Желиховская.
Сначала – шопинг в магазинах фиксированных цен, и только потом – на маркетплейсах
Для первых покупок Мария советует выбирать магазины фиксированных цен типа “Fix Price” или “3 цены”: там много разных отделов, в том числе с игрушками и канцтоварами по небольшой цене. Причем, ценники “круглые”: 3, 2, 1,5 рубля, поэтому маленьким детям удобно вести подсчеты.
– Затем уже можно ходить по другим магазинам или даже переходить к формату онлайн-покупок на маркетплейсах, как делают старшие дети. Они выбирают, читая отзывы, и отправляют мне артикулы товаров. Я заказываю, а они отдают мне деньги.
Источники детских доходов: сдача в магазине, подаренные на праздники деньги, монеты вместо сладостей
Мария смеется, что деньги, положенные в копилку на День рождения, заканчиваются достаточно быстро. И тогда у детей возникает вопрос: “А где взять еще?”
– Во-первых, я “отсыпаю” им сдачу в виде монет при покупке в оффлайн-магазинах. Во-вторых, к ним приходит “зубная фея”. Плюс денежные подарки на день рождения, 8 марта и Новый год, если ребенок сам просит дарить не игрушки, а конвертики с деньгами. Так, например, делает сейчас моя старшая дочь-подросток. Это хороший источник пополнения детского бюджета – так вы даете ребенку шанс научиться грамотно распоряжаться не только 5 рублями, но и большой суммой.
Перед Днем рождения девочки пишут wish-лист, в котором среди игрушек может присутствовать пункт “деньги”: ими дети тоже распоряжаются самостоятельно
Мария никогда не забирает подаренные ребенку деньги в счет организации праздника, как иногда делают другие родители. Кроме того, она договорилась с бабушками и дедушками, что иногда они приносят детям монеты вместо сладостей. И если сначала старшее поколение странно восприняло такую идею, то теперь она всем пришлась по душе.
Никакой “оплаты” за домашние дела и поощрение за итоговые отметки
Мария категорически против того, чтобы включать в список детских доходов “плату” за выполнение домашних дел.
– Поддержание порядка в доме, будь то уборка игрушек, складывание вещей на полку или посильная помощь маме в виде загрузки посудомоечной машины – это общая для всех задача. Все, кто живет в доме, обязаны следить за чистотой и порядком своего места обитания.
Что касается отметок, то текущие не вознаграждаются. Более того, Мария даже не следит за ними. А вот за четвертные и годовые, если они выше 8-9 баллов, дети получают поощрение. Это может быть игрушка, мероприятие или деньги – что именно, решает сам ребенок.
– Такие же вознаграждения есть для тех, кто делает что-то сверх учебной программы. Например, участвует в олимпиадах, готовит научные работы – и это дает результаты. То есть нужно не просто принять участие в олимпиаде, а занять призовое место. Такие поощрения стимулируют ребенка на развитие и дают ему понять, что вы видите и цените его успехи.
Дочери Марии получают вознаграждения за успехи в олимпиадах и научной деятельности
Конечно, бывают у детей и непредвиденные поступления денег, например, когда они идут в театр или едут на экскурсию. В таких случаях Мария дает дочерям небольшую сумму, чтобы они могли купить себе что-то из еды или сувенир на память. А вот в школьный буфет девочки не ходят – героиня складывает для них ланч-боксы. И это полностью устраивает всех членов семьи.
Автор: Ирина Ивлиева, фото из архива героини
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.