“Такого вы яшчэ не бачылі. Гэта проста “фэнаменальна”!” – так коротко и эмоционально заведующий клубом в деревне Грабово Житковичского района Иван Малькевич презентует хату, в которую нам обязательно нужно заглянуть. И ведет нас по песчаной дороге на отшиб деревни. Переступаем порог дома Марии Сочилович и ничего от восторга не можем сказать. Здесь все в вышиванках – ярких, сочных, пестрых. Ты будто не в белорусскую деревню попал, а прямиком в Латинскую Америку. Столько в этом жизни! Буйными цветами вышиты наволочки на подушках, шторы на окнах, покрывала и… накидка на плоский телевизор. Наших бабушек не проведешь, они выкрутятся даже в современном мире. Марии Васильевне 72 года, она много лет проработала дояркой на ферме, как говорит сама, дважды неудачно выходила замуж, но не растеряла оптимизма и любовь к жизни.
На пороге большого деревянного дома нас уже ждет Мария Сочилович. Выглядит это всё как душевный кадр из фильма: в розовой майке, нарядной юбке и носочках женщина сидит на деревянном стульчике, на голове – красивый белый платок, на шее – разноцветные бусы. Рядом маленькая колонка, из которой льется музыка.
Мария Сочилович на пороге своего дома.
Кот Мурзик.
– Певень мой так ужо любіць песні, пакідае сваіх курэй, прыбяжыць да мяне і можа так да вечера стаяць, – смеется Мария Васильевна и знакомит со своим хозяйством: в цветах крадется кот Мурзик, за забором лает Дружок.
Как только открывается дверь в хату – не можем подобрать нужных слов. Она вся переливается на солнце разными цветами: розовыми, желтыми, голубыми, зелеными. Это то, что меньше всего ожидаешь увидеть в деревне на 60 человек. Десятки вышитых вещей: наволочки, подушки, шторы на окнах, ковры… И везде абсолютная чистота: ни соринки, ни пылинки.
–Усё маё багацце – вось гэта, – смеется 72-летняя Мария Сочилович, показывая на свои вышиванки.
Как Марию выдали замуж за мужчину старше её на 16 лет: “Ты яго гады насіць не будзеш”
– Я сама родам з Мілевіч (соседняя деревня – Прим.), а замуж пайшла ўжо сюды. Ой, як пайшла, маці заставіла, – историю своей жизни Мария Васильевна рассказывает просто, ничего не приукрашая, не пытается из нее сделать красивую картинку. Говорит как есть. – У маці было 8 дзяцей, а тыя ж разы так было: скарэй бы ўсіх пааддаваць.
Правда, до замужества у Марии была попытка устроить свою жизнь в городе. Окончив 10 классов, она поехала учиться в Гомель на закройщицу.
– Не магу ў горадзе. Як на тыя кірпічы глядзець? Мне дзярэўня трэба – і ўсё! Месяц павучылася і ўцякла дамоў, – вспоминает Васильевна.
Вернувшись в родные Милевичи из Гомеля, девушка устроилась работать в лесничестве. И там на Марию начал засматриваться мужчина старше её на 16 лет.
После замужества Мария Васильевна переехала в этот дом.
– Ну, а я дзеўкаю была трохі і пахожа на дзеўку. Вось гэты памочнік ляснічага і ўлюбіўся ў мяне, а я яго баюся. Пайшлі мы раз у клуб (а мы туды хадзілі рэдка, бо жылі далека на хутары), а там і танцы, і кіно. Пасядзелі ў тым кіне, выйшлі, а на вуліцы цёмна-цёмна. І мая сяброўка кажа таму мужчыне: “Аляксандравіч, правядзіце нас”. Дайшлі да хаты, пастаялі, пагаварылі мо хвілін пяць. І ўсё, больш нічога не было. А пасля прыязджае ён на трактары з чамаданам, заходзіць у нашу хату: “Я к вам на кварціру”, – рассказывает Мария Васильевна. – А маці кажа: “Добры ён чалавек, дровы нам дарэмна прывязе, хай жыве” І застаўся як квартырант. Праз паўгода маці гаворыць: “Ідзі за яго замуж”. Як замуж?! Яшчэ з ніякім хлопцам не правялася, і ён жа стары! Маці адказвае: “Ты яго гады насіць не будзеш”. А мне ж нравіўся красівы кучаравы Іван з леспрамхозу, век яго не забуду… І пайшла я за Аляксандравіча.
“У мяне пяцёра дзяцей, 10 унукаў, а я не знаю, што такое “любовь”
Молодая семья переехала в Грабово, в этом браке родилось трое детей: “Мужык такі быў раўнівы, што баялася па хлеб схадзіць, не дай Госпадзі”. А через 9 лет супружеской жизни муж Васильевны погиб. Вскоре после этих событий за ней стал ухаживать разведенный Федя. Однажды они оказались за одним столом.
– Сядзім, а адна жанчына кажа: “Федзя, ты вельмі любіш сала, а ў Марусі яго вельмі багата. Прыходзь ды жыві”, – так запросто деревенские сосватали Марию и Федора. – Стаў ён прыходзіць, малым кулёк падушачак (конфет) прыносіць. У меня трое дзяцей, дзве каровы, свіння. Чаго гэты Федзя ходзіць? І я і сказала: “Калі думаеш са мною жыць, прыходзь і жыві. А калі не – чаго ты сюды бегаеш?” І ў сераду ён перайшоў да мяне, пражылі разам 34 гады, нарадзілі дваіх дзяцей. Дзеўкі, у мяне пяцёра дзяцей, 10 унукаў, а я не знаю, што такое “любовь”. От так я пражыла.
Перед операцией Васильевна видела только одним глазом, но все равно вышивала
Мария Васильевна где только не успела поработать: и в лесничестве, и дояркой на ферме. Но всегда находила время для рукоделия. Говорит, раньше мода такая была: когда девушка идет замуж, у нее среди приданого должны быть вышитые вещи. Но и после замужества Васильевна не бросила иголку и пестрые нитки.
– Раней прыйду с фермы і вечар яшчэ сяджу, вышываю, – женщина вспоминает, как приходилось доить коров трижды в день. Уже в четыре утра нужно было быть на работе.
Постепенно дом обрастал яркими вещами. Здесь на каждом шагу вышивка: маленький стульчик возле печки накрыт цветастой салфеткой, плоский телевизор – тоже. Наших бабушек не проведешь, они найдут способ выкрутиться в современном мире. Два года назад Васильевне сделали операцию на глаза.
В шкафу хранятся десятки мотков разных ниток.
Телевизор в этой красоте выдают разве что торчащие ножки
– Я ўжо тады дрэнна бачыла, акуляры напру і вышываю. Адно ж вока добрае было, – рассказывает Мария Сочилович. – Як толькі зрабіла аперацыю, пытаю ў доктара: ці можна мне вышываць? Можна.
Женщина открывает шкаф и достает из него десятки мотков ниток. Сейчас она работает над занавесками на двери, сама прикинула узор, и уже на белом полотне появились алые цветы.
“Маруся – экстравагантная женщина”
Чтобы люди знали, какая в округе живет мастерица, заведующий местным клубом в Грабово Иван Малькевич рассказывает о ней при первой возможности.
– Гэта проста “фэнаменальна”! – это первые слова, которые мы услышали, приехав в деревню писать про местный ансамбль. И тут же отправились в гости к Васильевне.
Иван Иванович первым делом нас отвел в гости к местной мастерице.
Когда в клубе устраивают концерт, в фойе выставляют работы Марии Сочилович: зачем прятать такую красоту дома, пусть остальные тоже ей полюбуются! Женщина не просто создает яркие вещи, она еще и по жизни модница, которая выбирает нежно-розовый, желтый, зеленый цвета. А какая у нее коллекция платков! Признаемся: мы такого еще никогда не видели. Десятки головных уборов аккуратно, один к одному сложены в серванте.
– У мяне ўсе хусткі харошыя, – перебирает свое богатство Мария Васильевна. – Усё купляю ў Жыткавічах на базары.
– Маруся очень экстравагантная женщина, – подмечает Иван Иванович.
– Я ніколі не выйду да аўталаўкі ў каравай спадніцы і без наскоў, – соглашается Васильевна. – Калі ў бальніцы была, там амаль усе ў чорным хадзілі. А я то ў жоўценькім, то ў ружовым. Люблю радзіцца (наряжаться - Прим. ред.).
Как только начнется сезон ягод и грибов, женщина сядет на велик и покатит в лес. Два года назад “на ягадах” она заработала 2 тысячи рублей, и сама оплатила операцию на глазах.
– Часам з палкай іду ў лес, ногі не цягнуць. Тады, як тая Баба Яга, дзве палкі вазьму і сама сабе кажу: “Табе гэта трэба? Ляжы за грубкай, чаго ты сунешся?” – театрально Васильевна передает диалог, который у нее периодически проигрывается внутри. – Пераначую дома і зноў жа хочацца ў лес ісці. Ну што я цэлы дзень буду рабіць?
Васильевна любит слушать музыку из колонки, компанию ей всегда составляет петух.
На стене – сказочный ковер.
В убранном и ярком доме у Васильевны есть самый любимый момент, когда она лежит на своей кровати за печкой и рано утром в комнату начинают вползать солнечные лучи:
– Аж ззяе ўсё! І так мне тады добра робіцца.
Автор: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.