В последних числах осени в Минске прошел масштабный One AI Forum, посвященный технологиям и разработкам, которые связаны с искусственным интеллектом. На одном из стендов каждый желающий мог прочувствовать все прелести изобретения под названием "иммерсивный дрифт-симулятор". Что за машину такую изобрели белорусы, как подружили ее с ИИ и чем по факту удивили не только гостей форума, но и инвесторов, узнали в Смартэфире у создателя, СЕО BY Movie Production Company Сергея Овсяника.
Материал подготовлен при поддержке компании “Регула”.
Сергей Овсяник в офисе Смартпресс
Что за студия BY Movie?
Студия BY Movie давно известна на рынке киносъемочных услуг. Когда-то, решив выделиться из ряда прочих белорусских продакшенов, ребята открыли собственный масштабный кинопавильон, сравнимый по площадям разве что с "беларусьфильмовскими". С 2020 года студия начала работу в технологии virtual production (совмещение съемок реальных объектов и виртуальных локаций, которые демонстрируются на огромных LED-панелях, благодаря чему у зрителя создается полное ощущение достоверности картинки).
– Только мы в Беларуси предлагаем услуги съемок в фотореалистичных виртуальных локациях, – говорит Сергей. – В нашем кинопавильоне есть огромная установка из LED-панелей, система трекинга, настроенные определенным образом компьютеры, команда 3D-специалистов. Эту технологию давно и масштабно используют в Голливуде, мы же сделали высокотехнологичные съемки доступными для Беларуси, Европы. Конкурентов по миру (именно студий c технологией virtual production) не так и много. Когда к нам пришли заказчики с идеей реализации дрифт-симулятора, это не стало каким-то шоком – мы, в общем, уже делали фрагментарно такие вещи под другие проекты. Но сложить этот опыт воедино было вызовом.
От спортивного тренажера до шоу: как родился дрифт-симулятор
Как поясняет Сергей, студия предложила заказчику переработать чисто спортивный концепт в сторону зрелищности – так и получился иммерсивный дрифт-симулятор.
– Изначально это был запрос от компании Blockchain Sports Ecosystem – разработать симулятор и условную "игру" к нему с VR-шлемами. Но мы сели, подумали, "зачем шлемы, как у всех, этим не удивишь, мы реализуем все в экранах, мы же умеем!" А после предложили и машину сделать "живой", подняв ее на пневмоплатформу и снабдив 4-мя моторами, которые могут ее двигать во всех плоскостях. То есть мы вышли за рамки отношений заказчик-исполнитель и родили общими усилиями действительно уникальный, зрелищный продукт с большим потенциалом, – замечает собеседник.
Концепт иммерсивного дрифт-симулятора. Рендер из архива героя
Как работает технология?
Мы посетили One AI Forum – крупнейшую в СНГ международную IT-выставку для инвесторов, стартапов, разработчиков и студентов, чтобы увидеть технологию в действии, а заодно и разобраться, в чем иммерсивность (эффект присутствия, погружения - прим. ред.) симулятора BY Movie.
Выглядит это так: входим в арену из экранов, выстроенных кругом (потолок – также из LED-панелей) и попадаем в игровую локацию. При этом перед глазами со всех сторон – довольно реалистичный мир, привычная трасса, кто был – сразу узнал стадион в Раубичах. В центре – автомобиль гоночного класса. Есть руль, коробка передач, педали. Все выглядит абсолютно реалистично.
Садимся, машина приподнимается в воздух и при попытке ехать, начинает вилять за рулем, подскакивать при ударах, “прижимать” к креслу на скорости… Благодаря экранам вокруг, которые создают эффект погружения, действительно забываешь, что ты не на трассе.
Искусственный интеллект на службе точности и надежности
Соединить работу над красивым визуалом и достоверной механикой фокус-группе помог искусственный интеллект.
– Мы ранее постоянно пользовались ИИ: при создании 3D-локаций, непосредственно в съемках на экранах, в подготовке роботов для расчета траекторий движения камер... В этом проекте, в первую очередь, пришлось с помощью ИИ оптимизировать текстуры в локации – наш замкнутый в кольцо экран ведь даже не кинотеатр, здесь 4К мало – у нас 14К, – рассказывает Сергей Овсяник. – Потом делали проектные расчеты для самой машины с ИИ – что она выдержит, как будет себя вести, чтобы не тестировать в режиме "сломалось-чиним" руками, а предусмотреть риски сразу. Причем некоторые нейросети пришлось писать под наши задачи адресно, готовых решений не было.
Сборка машины на этапе кузовных работ. Из обычного спорткара надо было сделать облегченную версию весом до 500 кг. Фото Ольги Михаленко
Сергей горько замечает: сюрпризов при строительстве симулятора было достаточно. ИИ как раз "не подкачал", а вот люди... Демоверсию пневмоплатформы разрабатывала группа инженеров, не пользуясь "нейромозгом" – и она просто рухнула, сложилась в первом же тестовом заезде. Так что, убежден изобретатель, в нестандартных ситуациях, с инновационными проектами, да еще и в сжатые сроки реализации без ИИ можно было бы вообще ничего не добиться.
Думали "усилить" дрифт, а создали новый продукт: кто такая EVA?
К презентации симулятора публике студия тоже решила подойти новаторски: инструктором для всех гостей “аттракциона” стал нейросетевой ассистент EVA – еще один проект студии.
Слева - предварительный концепт ИИ-ассистента, справа - нынешний облик EVA от минской студии. Рендеры из архива героя
ИИ-ассистент EVA представляет собой визуализированный женский образ, который может не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно инициировать беседу. Самое занятное, что агрегат действительно видит оппонента: может заметить, что человек поднял руку или расплакался. В основе "нейромозга" - сразу 5 нейросетей, которые работают без сети интернет.
Не без гордости Сергей Овсяник заметил, что интерес к ней на форуме был не меньшим, чем к симулятору. Потенциал у такой помощницы действительно широкий:
– У нее может быть множество образов и сфер применения. Ее можно использовать в торгово-развлекательных центрах, где она будет разговаривать с гостями, направлять куда-то за скидками; в музеях, где она станет гидом. Мы предлагаем ее интегрировать в дома и на производства. По локальной сети к ней можно "запитать" все ваши бытовые приборы, а на заводе – все линии и агрегаты. И она не только включит их вовремя, но еще и будет помнить, что кофе вы пьете под джаз, а ребенка укладываете под колыбельную. Демоверсия на стенде форума зарекомендовала себя отлично, продолжим ее обучение и доработку. Реальный продукт будет готов к продаже через 5-6 месяцев.
Особо хочется подчеркнуть благое намерение расширить проект умного помощника в сторону инклюзивности: нейромисс уже обучают сурдоязыку и базе простых жестов, чтобы она могла стать ассистентом для тех, кто по тем или иным причинам не может или не хочет пользоваться голосом.
"Шанс потрогать, прокатиться, почувствовать инновации еще будет у многих"
Сергей Овсяник отметил, что по итогам One AI Forum, к разработке появился повышенный интерес со стороны инвесторов и запросы на покупку технологий.
– Более того, на госуровне были гости, которые намерены внедрять иммерсивные симуляторы в качестве не только спортивных тренажеров, но и аттракционов в торговых центрах и парках развлечений. Так что шанс потрогать, прокатиться, почувствовать инновации будет у многих. А мы подолжим испытывать сами себя на "слабо", уже есть несколько новых идей в разработке.
Сергей Овсяник и журналист Смартпресс Ольга Михаленко
Что касается съемок кино и рекламы, то, по словам собеседника, сил у студии хватит и на это:
– Благодаря своим экспериментам, мы всю технологию VP (virtual production) "прокачали". Так что и наши клиенты, и продакшны, которые арендуют трекинг с экранами, теперь увидят еще больше "фишек".
Автор: Ольга Михаленко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.