В последних числах осени в Минске прошел масштабный One AI Forum, посвященный технологиям и разработкам, которые связаны с искусственным интеллектом. На одном из стендов каждый желающий мог прочувствовать все прелести изобретения под названием "иммерсивный дрифт-симулятор". Что за машину такую изобрели белорусы, как подружили ее с ИИ и чем по факту удивили не только гостей форума, но и инвесторов, узнали в Смартэфире у создателя, СЕО BY Movie Production Company Сергея Овсяника. 

Материал подготовлен при поддержке компании “Регула”.

Иммерсивный дрифт и ИИ 1_Сергей Овсяник.jpgСергей Овсяник в офисе Смартпресс 

Что за студия BY Movie? 

Студия BY Movie давно известна на рынке киносъемочных услуг. Когда-то, решив выделиться из ряда прочих белорусских продакшенов, ребята открыли собственный масштабный кинопавильон, сравнимый по площадям разве что с "беларусьфильмовскими". С 2020 года студия начала работу в технологии virtual production (совмещение съемок реальных объектов и виртуальных локаций, которые демонстрируются на огромных LED-панелях, благодаря чему у зрителя создается полное ощущение достоверности картинки). 

– Только мы в Беларуси предлагаем услуги съемок в фотореалистичных виртуальных локациях, – говорит Сергей. – В нашем кинопавильоне есть огромная установка из LED-панелей, система трекинга, настроенные определенным образом компьютеры, команда 3D-специалистов. Эту технологию давно и масштабно используют в Голливуде, мы же сделали высокотехнологичные съемки доступными для Беларуси, Европы. Конкурентов по миру (именно студий c технологией virtual production) не так и много. Когда к нам пришли заказчики с идеей реализации дрифт-симулятора, это не стало каким-то шоком – мы, в общем, уже делали фрагментарно такие вещи под другие проекты. Но сложить этот опыт воедино было вызовом. 

От спортивного тренажера до шоу: как родился дрифт-симулятор 

Как поясняет Сергей, студия предложила заказчику переработать чисто спортивный концепт в сторону зрелищности – так и получился иммерсивный дрифт-симулятор. 

– Изначально это был запрос от компании Blockchain Sports Ecosystem – разработать симулятор и условную "игру" к нему с VR-шлемами. Но мы сели, подумали, "зачем шлемы, как у всех, этим не удивишь, мы реализуем все в экранах, мы же умеем!" А после предложили и машину сделать "живой", подняв ее на пневмоплатформу и снабдив 4-мя моторами, которые могут ее двигать во всех плоскостях. То есть мы вышли за рамки отношений заказчик-исполнитель и родили общими усилиями действительно уникальный, зрелищный продукт с большим потенциалом, – замечает собеседник. 

Иммерсивный дрифт и ИИ 2.jpgКонцепт иммерсивного дрифт-симулятора. Рендер из архива героя 

Как работает технология? 

Мы посетили One AI Forum – крупнейшую в СНГ международную IT-выставку для инвесторов, стартапов, разработчиков и студентов, чтобы увидеть технологию в действии, а заодно и разобраться, в чем иммерсивность (эффект присутствия, погружения - прим. ред.) симулятора BY Movie. 

Выглядит это так: входим в арену из экранов, выстроенных кругом (потолок – также из LED-панелей) и попадаем в игровую локацию. При этом перед глазами со всех сторон – довольно реалистичный мир, привычная трасса, кто был – сразу узнал стадион в Раубичах. В центре – автомобиль гоночного класса. Есть руль, коробка передач, педали. Все выглядит абсолютно реалистично. 

Садимся, машина приподнимается в воздух и при попытке ехать, начинает вилять за рулем, подскакивать при ударах, “прижимать” к креслу на скорости… Благодаря экранам вокруг, которые создают эффект погружения, действительно забываешь, что ты не на трассе.  

Искусственный интеллект на службе точности и надежности 

Соединить работу над красивым визуалом и достоверной механикой фокус-группе помог искусственный интеллект

– Мы ранее постоянно пользовались ИИ: при создании 3D-локаций, непосредственно в съемках на экранах, в подготовке роботов для расчета траекторий движения камер... В этом проекте, в первую очередь, пришлось с помощью ИИ оптимизировать текстуры в локации – наш замкнутый в кольцо экран ведь даже не кинотеатр, здесь 4К мало – у нас 14К, – рассказывает Сергей Овсяник. – Потом делали проектные расчеты для самой машины с ИИ – что она выдержит, как будет себя вести, чтобы не тестировать в режиме "сломалось-чиним" руками, а предусмотреть риски сразу. Причем некоторые нейросети пришлось писать под наши задачи адресно, готовых решений не было. 

Иммерсивный дрифт и ИИ 3.jpgСборка машины на этапе кузовных работ. Из обычного спорткара надо было сделать облегченную версию весом до 500 кг. Фото Ольги Михаленко 

Сергей горько замечает: сюрпризов при строительстве симулятора было достаточно. ИИ как раз "не подкачал", а вот люди... Демоверсию пневмоплатформы разрабатывала группа инженеров, не пользуясь "нейромозгом" – и она просто рухнула, сложилась в первом же тестовом заезде. Так что, убежден изобретатель, в нестандартных ситуациях, с инновационными проектами, да еще и в сжатые сроки реализации без ИИ можно было бы вообще ничего не добиться. 

Думали "усилить" дрифт, а создали новый продукт: кто такая EVA? 

К презентации симулятора публике студия тоже решила подойти новаторски: инструктором для всех гостей “аттракциона” стал нейросетевой ассистент EVA – еще один проект студии. 

Иммерсивный дрифт и ИИ 4.jpgСлева - предварительный концепт ИИ-ассистента, справа - нынешний облик EVA от минской студии. Рендеры из архива героя  

ИИ-ассистент EVA представляет собой визуализированный женский образ, который может не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно инициировать беседу. Самое занятное, что агрегат действительно видит оппонента: может заметить, что человек поднял руку или расплакался. В основе "нейромозга" - сразу 5 нейросетей, которые работают без сети интернет. 



Не без гордости Сергей Овсяник заметил, что интерес к ней на форуме был не меньшим, чем к симулятору. Потенциал у такой помощницы действительно широкий: 

– У нее может быть множество образов и сфер применения. Ее можно использовать в торгово-развлекательных центрах, где она будет разговаривать с гостями, направлять куда-то за скидками; в музеях, где она станет гидом. Мы предлагаем ее интегрировать в дома и на производства. По локальной сети к ней можно "запитать" все ваши бытовые приборы, а на заводе – все линии и агрегаты. И она не только включит их вовремя, но еще и будет помнить, что кофе вы пьете под джаз, а ребенка укладываете под колыбельную. Демоверсия на стенде форума зарекомендовала себя отлично, продолжим ее обучение и доработку. Реальный продукт будет готов к продаже через 5-6 месяцев. 

Особо хочется подчеркнуть благое намерение расширить проект умного помощника в сторону инклюзивности: нейромисс уже обучают сурдоязыку и базе простых жестов, чтобы она могла стать ассистентом для тех, кто по тем или иным причинам не может или не хочет пользоваться голосом. 

"Шанс потрогать, прокатиться, почувствовать инновации еще будет у многих" 

Сергей Овсяник отметил, что по итогам One AI Forum, к разработке появился повышенный интерес со стороны инвесторов и запросы на покупку технологий.

– Более того, на госуровне были гости, которые намерены внедрять иммерсивные симуляторы в качестве не только спортивных тренажеров, но и аттракционов в торговых центрах и парках развлечений. Так что шанс потрогать, прокатиться, почувствовать инновации будет у многих. А мы подолжим испытывать сами себя на "слабо", уже есть несколько новых идей в разработке. 

Иммерсивный дрифт и ИИ 5.jpgСергей Овсяник и журналист Смартпресс Ольга Михаленко 

Что касается съемок кино и рекламы, то, по словам собеседника, сил у студии хватит и на это: 

– Благодаря своим экспериментам, мы всю технологию VP (virtual production) "прокачали". Так что и наши клиенты, и продакшны, которые арендуют трекинг с экранами, теперь увидят еще больше "фишек".  

Автор: Ольга Михаленко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.