Правила речевого этикета знакомы нам с детства: не перебивать собеседника, не использовать грубые слова, быть вежливым и обращаться по имени. В онлайн-среде строить экологичную и комфортную для всех участников коммуникацию может быть сложнее, ведь кроме привычных нам норм личного общения тут также существуют свои специфичные правила взаимодействия. Есть даже специальное слово “нетикет” (англ. net и "этикет"), которое обозначает правила поведения и общения в интернете. 

Нетикет-вайбер.jpg
Конечно, правила поведения и общения на разных платформах и с разными группами людей могут отличаться. Например, переписка в общем чате коллег и сообщения вашему близкому родственнику будут разными. Но вот несколько общих принципов экологичного онлайн-общения, которые помогут сделать ваши переписки более комфортными. 

Помните, что вы ведете переписку с реальным человеком. Когда мы не видим и не слышим собеседника лично, несложно и вовсе забыть, что мы общаемся с живым человеком, а не со смартфоном. Не забывайте напоминать себе об этом и никогда не пишите то, что вы не стали бы говорить своему собеседнику лично. Писать слова только заглавными буквами и использовать много восклицательных знаков и других символов тоже не стоит – в онлайн-мире это будет означать крик. Лучше оставаться спокойным и вежливым в любой ситуации. 

Старайтесь не игнорировать собеседника, если прочитали его сообщение. К тому же, прочитанное сообщение может потеряться среди диалогов и вовсе остаться без ответа. Если у вас нет времени на переписку, оставьте сообщение непрочитанным, чтобы вернуться к нему в удобный момент. Если же вы случайно уже прочитали послание, то напишите собеседнику, что вы увидели сообщение и ответите позже. Некоторые мессенджеры, например Rakuten Viber, дают нам преимущество, позволяя читать полученные сообщения незаметно или скрывать свой статус, когда мы онлайн. Еще один отличный инструмент внутри мессенджера для пользователей iOS – возможность отметить чат как непрочитанный. 

Не ленитесь найти ответ самостоятельно. Особенно актуален совет для групповых чатов, где, как правило, много участников, и переписка живет своей жизнью. В таких чатах несложно потерять важную информацию или “выпасть” из контекста беседы. Если вы присоединяетесь к разговору в разгар переписки или вовсе стали новым участником чата, то не стоит сразу же задавать все свои вопросы. Для начала прочтите новые сообщения – возможно, кто-то уже ответил на ваш вопрос. Используйте функцию поиска внутри чата, чтобы находить нужные сообщения по ключевым словам. 

Соблюдайте онлайн-границы собеседника. Это касается и сообщений, отправленных поздно вечером, и неуместных шуток. Также не стоит сразу же звонить в ответ на сообщение собеседника. Лучше уточнить, готов ли он сейчас к голосовому звонку. Отдельного внимания заслуживает ирония, которая в переписке может быть совершенно не очевидна. Убедитесь, что ваши слова не звучат двусмысленно, а эмоджи, который вы планируете использовать, будет правильно понят вашим собеседником. Кстати, если вы попали в неоднозначную ситуацию и не знаете, что ответить собеседнику (и нужно ли вообще что-то отвечать), на помощь придут стикеры. Выберите свой топ наклеек на разные случаи переписки и используйте их в моменты, когда уже “слов нет”. 

Помните о приватности: своей и чужой. Личная информация должна оставаться личной. Относитесь к конфиденциальности других людей так же, как вы бы предпочли, чтобы относились к вашей: никогда не передавайте контактные данные и не делитесь приватной информацией о человеке с другими пользователями без его согласия. Добавляйте участника в группы или каналы только после получения от него предварительного согласия. И, конечно же, в чатах с коллегами, друзьями, родными или любом другом онлайн-комьюнити нет места дискредитации и обсуждению других людей. 

Лучше отправить одно лаконичное текстовое сообщение. Голосовые сообщения, пожалуй, самый главный триггер пользователей мессенджеров. Во-первых, они не всегда уместны. Например, лучше не отправлять голосовое, предварительно не уточнив у собеседника, подходит ли ему такой формат коммуникации в целом. Во-вторых, иногда голосовые сообщения просто неудобно слушать и они в прямом смысле застают человека врасплох. Поэтому в мессенджерах лучше отправлять текстовое сообщение. Суть своего послания стоит кратко изложить в одном сообщении, и не отправлять несколько разрозненных подряд, ведь частые звуковые уведомления могут раздражать. Если же без голосового сообщения никак не обойтись – уточнить у собеседника, можно ли это сделать и объясните причину. 

Помните, что нетикет, как и речевой этикет в личном общении, влияет на впечатление о вас. А общение онлайн формирует ваш имидж не только в сети. Следуйте простым советам, и вы всегда сможете быть желанным собеседником в любом чате.