Сегодня форумы и соцсети пестрят названиями "мощных славянских оберегов". Что из этого правда, а что – маркетинговый миф? Способен ли заморский амулет отвести беду от белорусской души, и как к таким традициям относится церковь? В новой статье цикла "Беларусь сверхъестественная" разбираемся, какие обереги окружали наших предков и почему вера в их магию жива до сих пор.

Цикл подготовлен при поддержке компании "Гедеон Рихтер".

Больше информации в нашем видео:

Почему нас манит магия?

В XXI веке, когда наука объясняет многое, вера в талисманы, обереги и магию не исчезает. Почему? Доктор филологических наук, профессор Ирина Казакова видит в этом человеческую природу и стремление верить в чудо.

Кукла-оберег неразлучники.jpgКукла-оберег “неразлучники”, призванная охранять согласие и гармонию в семье между мужем и женой

– Для того чтобы создавать научные открытия, изучать что-то, нужно очень сильно напрягаться. А когда человек верит в чудо, то ему кажется: кто-то в ладоши хлопнет и всё наладится. В этом есть какой-то человеческий инфантилизм – и развитие технологий еще более усугубляет этот момент. А еще мы все в душе остаемся детьми с тем самым детским желанием верить в волшебство. Нам всегда хочется чего-то фантастического, таинственного, красивого, яркого, – считает Ирина.

Доктор филологических наук профессор Ирина Казакова.jpgДоктор филологических наук, профессор Ирина Казакова

Психотерапевт Андрей Метельский добавляет, что талисманы – это не просто предметы, а часть ритуала, который дарит ощущение безопасности.

– Жить можно и без оберегов и амулетов, но с ними проще. Это своеобразный ритуал, а ритуал создает ощущение защищенности. В нем важны четкое начало, последовательность действий и завершение. Эта предсказуемость успокаивает. Взять, например, африканские племена: их жизнь полностью ритуализирована – от рождения до смерти, даже охота сопровождается танцем. И у них нет неврозов или психозов, потому что мир объяснен и безопасен, – говорит он.

banner

Обереги и амулеты: рассказываем, в чём разница

Стоит отметить, что на территории современной Беларуси куда активнее использовались обереги, которые представляли собой "артефакты" массовой защиты. Амулеты применяли для индивидуальной защиты и куда реже.

– Действительно, у белорусов система личных амулетов была развита не очень сильно. Куда больше внимания уделялось оберегам для защиты семьи, рода, местности, где человек был. Из личной защиты можно вспомнить одежду с вышивкой. Так же передавали защитную силу: например, при рождении ребёнка сына сразу заворачивали в рубашку отца, а дочь – в нижнюю юбку матери. Это тоже оберегательный момент, – говорит Ирина Казакова.

Куколки - белорусский оберег.jpgКуколки - белорусский оберег

Но с приходом христианства языческие подходы трансформировались. Сильным индивидуальным оберегом стал нательный крест.

– С принятием христианства главным оберегом стал крест. В народе говорят: "Не снимать ни в любви, ни в бане". Крещение отдаёт нас под защиту Бога, – отмечает собеседница.

Откуда взялись обереги?

Традиция оберегов стара, как само человечество. Наши предки стремились к гармонии с природой и космосом, ощущая себя частью огромной вселенной. Они верили, что духи природы управляют миром, и пытались их задобрить, наладить контакт – еще до появления официальных религий и христианства. Например, белорусы создавали обереги из подручных материалов, наделяя их сакральным смыслом. Особое место занимала солома.

Соломенный паук.jpgРаньше соломенный “паук” был практически в каждом белорусском доме

– Соломоплетение у белорусов было не просто ремеслом. Солома символизировала землю: после жатвы в ней оставалась сила солнца и почвы. Из неё плели фигурки, украшали дома. В каждом деревенском доме был соломенный паук – его вешали над столом или над покутью – главным местом в доме, где сейчас вешают иконы. Считалось, что этот паук в течение года собирал всё плохое: болезни, беды, негатив. А перед Колядами его и накопленное им зло сжигали. И в доме почетное место занимал новый паук, – рассказывает Ирина Казакова.

Соломенные венки, куколки и украшения также служили оберегами, охраняя дом и его обитателей. Ещё один яркий пример – белорусский рушник, особенно так называемый "абыдзённiк". Он так назывался потому, что ткали его за один день или ночь в кризисные времена: когда приходила война, засуха или эпидемия. Нетронутые девушки и вдовы собирались и пряли лён. Часть ткани жертвовали церкви или вешали на крест у въезда в деревню. А с рушником обходили деревню по кругу. Это был своеобразный ритуал очищения, как будто мир создавался заново. Рушник потом сжигали, возвращая его земле. В древности могли изготовить такой рушник, что им могли "опоясать" всю деревню.

Белорусский рушник.jpgБелорусский рушник. Фото Смартпресс

Среди древних белорусских оберегов выделяются не только соломенные изделия и рушники, но и вышивка на одежде – и эти традиции были очень сильными. Различались десятки видов обережного орнамента.

– Красный цвет вышивки на одежде был главным оберегом. Её наносили на ворот, запястья и подол – места, через которые, по поверьям, могло проникнуть зло. Это была мощная защита. У мужчин пояс символизировал силу рода, а беременные женщины завязывали пояс на животе тремя узлами, чтобы уберечь ребёнка от сглаза или нечистой силы, – отмечает Ирина Казакова.

Белоруски в национальной одежде.jpegБелоруски в национальной одежде

Красные нити к церкви отношения не имеют

Также, по ее словам, важную роль играла красная нить - оберег, знакомый многим народам. Например, ее завязывали на свадьбе невестам – под платье или на запястье.

Мадонна с красной нитью.jpgКрасную ниточку на запястье носят даже суперзвезды. На фото – Мадонна

Красные нити и сегодня очень популярны – огромное количество людей повязывают их на руку. В качестве того же оберега. Иногда ее продают как "церковный амулет". 

Впрочем, заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Александр Шимбалёв опровергает причастность церкви к красным ниткам.

– В церкви такого не продают. Говорят, их привозят из Иерусалима, но скорее они были куплены у уличных торговцев. Красная нить упоминается в Писании лишь однажды: её привязали младенцу, чтобы отметить первенца при родах двойни. Как это связано с защитой? Никак. Это несуразица, но люди верят и носят. Если вы не первенец из ближневосточных близнецов – снимите, – говорит он.

Протоиерей Александр Шимбалев.jpgЗаместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Александр Шимбалёв

Церковь вообще к оберегам и талисманам относится скептически.

– Только икона имеет значение, но она – не талисман и не амулет. Икона – это окно в Царствие небесное, напоминание о духовном мире. Мы молимся, и неважно, куда смотрим, но ее образ помогает сосредоточиться. Исцеляет не предмет, а молитва, – подчеркивает протоиерей Александр Шимбалёв.

Белорусский паук против маски африканского шамана

Многие белорусы привозят талисманы из Китая, Мексики, Африки. Но эффективны ли они? Александр Шимбалёв предостерегает – они могут негативно повлиять на человека.

– Я сам знаю о подобных случаях. Мой знакомый профессор религиоведения рассказывал, как ему привезли амулеты от африканского шамана – не сувениры, а настоящие. И начались проблемы дома. Или взять популярный сувенир из Мексики – камень Солнца. В его центре изображен божок ацтеков, язык которого исполнен в виде жертвенного ножа, а рядом – человеческое сердце. Что хорошего может принести такой сувенир? Ничего, – говорит священник.

Маска африканского колдуна.jpgМаска африканского колдуна в Беларуси может нанести вред 

Согласна с ним и профессор Ирина Казакова. По ее словам, сувениры с рынков из дальних стран – будь то Африка, Индия или Латинская Америка – могут быть опасны. Они могли использоваться, например, в ритуалах или чёрной магии – и тогда дома начнутся болезни и неудачи.

– Не стоит гоняться за такими "раритетами" – лучше купить обычный сувенир в супермаркете, который будет напоминать о путешествии. А если человек будет верить, что, например, китайская статуэтка принесет ему удачу, это может сработать как плацебо: он станет смелее действовать в достижении своей цели, – говорит она.

Психотерапевт Андрей Метельский.jpgПсихотерапевт Андрей Метельский

Психотерапевт Андрей Метельский считает, что сила талисмана – в вере.

– Талисман или оберег – это точка опоры для чувства безопасности. Если человек верит, что он помогает, то эта вера работает. Но купленный амулет лучше три дня подержать в земле, очистить от негативной энергетики, а затем зарядить своей энергией, подержав в руках. Самый мощный талисман – тот, что сделал сам, – отмечает он.

Еще одна разновидность индивидуальной защиты – это татуировки. Но тату с магическими символами не всегда защищают. Бывает и наоборот.

Татуировка пентакль 2.png

– Сатанинские знаки, пентакли, заклинания – это призыв тёмных сил. Молодёжь считает эти знаки стильными, загадочными и красивыми. Но потом сожалеет о сделанной татуировке: в жизни начинаются проблемы, – отмечает отец Александр.

Обереги и талисманы в Беларуси – это не просто предметы, а часть культуры, веры и истории. От соломенных пауков до нательных крестов, от красной нити до рушников – они отражают стремление человека к безопасности и гармонии. Но, как напоминают эксперты, их сила – в нашей вере и намерениях. А выбирая защиту, стоит сначала понять, от чего мы защищаемся.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.