Ученые утверждают, что человечество ставило зубные пломбы и импланты еще несколько тысяч лет назад. Например, на территории современного Пакистана нашли остатки импровизированной "бормашины", которым насчитали около 9000 лет. Может и так, но к Средневековью об этом уже позабыли – в ходу были самые варварские методы зуболечения. О том, как спасались от зубной боли наши предки, рассказываем в новой статье познавательного цикла "Болезни белорусов", подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер".
"Дантист". Работа английского карикатуриста Джона Кольера (Тимоти Боббин)
Болит зуб? К кузнецу!
От всевозможных зубных болей наши предки страдали точно не меньше, чем мы. Были у них и флюс с кариесом, и пародонтоз с пульпитом – правда, никто не знал, что это так называется. Пусть в Средние века и не баловались сильно конфетами, пирожными и другими сладостями, от которых, как известно, портятся зубы, но и об их чистке имели весьма отдаленное представление: абсолютное большинство людей обходились без этой гигиенической процедуры.
К несильной зубной боли наши предки относились по-философски, то есть терпели. Способствовала тому и церковь, утверждавшая, что зубная боль – это наказание за грехи. Чаще всего применялись народные методы лечения. Например, прикладывать сало к больному зубу или корни подорожника к уху. Некоторые "рецепты" используются и до сих пор – например, привязать дольку чеснока к запястью руки.
Были и весьма специфические решения: обратиться за помощью к природным объектам – родникам, деревьям, валунам. Например, валун в деревне Бор Пуховичского района… грызли, чтобы избавиться от зубной боли. Считалось, что он обладает целительной силой.
Если становилось хуже, шли к бабке-шептухе: их было немало в белорусских деревнях. Некоторым заговоры помогали. А если было уже совсем невмоготу, отправлялись к кузнецу. У того были два несомненных преимущества: имелись клещи и умение с ними обращаться. О лечении речи не шло – больной зуб просто вырывали. Причем, без наркоза. Продезинфицировать рану можно было алкоголем.
"Зубной врач". Картина Яна Моленара (1628)
Цирюльники – предшественники дантистов
Конечно, были и специалисты, которые учились спасать клиентов от зубной боли – цирюльники. Именно их можно назвать предшественниками дантистов – как непосредственно на территории современной Беларуси, так и во всей Западной Европе.
Читайте также:
Правда, доступны их услуги были далеко не каждому. И не только из-за цены (а она была высока). В основном, цирюльники принимали в городах, а большинство населения на территории Беларуси жило в деревнях и в ближайший город выбиралось раз в год, а то и реже. Ехать-то надо было целый день!
При этом услуги цирюльников мало отличались от сервиса, предоставляемого деревенскими кузнецами. Безусловно, у них был свой "арсенал средневекового стоматолога", да и опыта побольше. Но результат был один: зубы они не лечили, а вырывали.
"Вырывание зуба". Геррит ван Хонтхорст (1629)
В XVI-XVII веках цирюльники часто демонстрировали свое мастерство на ярмарках, где всегда находилось немало потенциальных клиентов. Как правило, пациента либо клали на стол, либо сажали на пол, а цирюльник зажимал его голову коленями. При этом процесс удаления зуба проходил прилюдно и собирал немалую толпу зрителей, наблюдавших за страданиями пациента. Такое вот нехитрое средневековое развлечение.
В Западной Европе, по данным историков, солидную конкуренцию цирюльникам в вырывании зубов составляли крепкие мужчины с твердой рукой и отсутствием сочувствия к пациентам – палачи. При этом "подработка" нередко приносила им денег больше, чем основная профессия. Информации, что такое практиковалось на территории современной Беларуси, мы не обнаружили.
Фрагмент картины "Шарлатан" Яна Стена
Элитное лечение для знати
Опытные врачи, получившие медицинское образование, как правило, гнушались столь низкого занятия, как рвать зубы у черни. Вот только флюсы и пародонтозы не обращали внимание на сословия – зубы болели и у магнатов, и у королей. И личные лекари знати пытались лечить своих нанимателей, используя "передовые" идеи того времени, а также методы признанных светил медицины. И идеи эти были очень странными.
Например, весьма почитаемый римский ученый и писатель Плиний Старший (автор "естественной истории" - крупнейшего научного труда античности, дошедшего до наших дней), рекомендовал в ухо со стороны больного зуба уложить вороний или воробьиный помет, смешанный с маслом. Другая его рекомендация звучала так: "в ночь, когда наступит полнолуние, поймай жабу, плюнь ей в рот и скажи лечебные слова". Кому не помогало, Плиний советовал отварить лягушку в вине и этим отваром полоскать рот. А у кого крепкий желудок – лягушку съесть.
Плиний Старший рекомендовал для успокоения зубной боли плюнуть в рот жабе или отварить лягушку
Итальянский врач и астроном XVI века Джероламо Кардано (кстати, он учился на том же медицинском факультете Падуанского университета, что и Франциск Скорина, но на 14 лет позже белоруса) утверждал, что на больной зуб благотворно влияет лунный свет. И рекомендовал пациентам сидеть с открытым ртом несколько часов, при этом повернувшись лицом в сторону Луны.
А некоторые знатные люди и сами были не прочь попробовать себя в роли зубного врача. Например, российский царь Петр I считал себя заправским "зубодером". В петербургской Кунсткамере хранятся 73 зуба, вырванных лично самодержцем. Большинство из них – абсолютно здоровые.
В XVIII веке больных посадили в кресла, в XIX – дали кокаин
Своеобразный переворот в искусстве лечения зубов совершил французский медик Пьер Фошар, которого называют "отцом современной стоматологии". В 1728 году он опубликовал книгу "Хирург-дантист, или трактат о зубах". К этому времени хирург Корнелиус Золинген уже применил на практике новое изобретение – ручной бор. Процедура сверления занимала огромное количество времени. Научились также делать пломбы: в высверленный зуб заливали расплавленный свинец (для бедных) или же золото (для богатых). Рецепт пломбирования в своем труде описал профессор из Болоньи Джованни Арколани.
Зубоврачебные инструменты, изображенные в книге Пьера Фошара
Пьер Фошар описал 102 разновидности зубных болей, предложил сажать пациента при лечении в кресло. Он писал, что "голову больного не следует зажимать между колен, от этого он переходит в состояние нежелательной нервозности". Также Фошар научился ставить протезы – из клыков моржа или бегемота.
В Российской империи (в состав которой с конца XVIII века входили и белорусские земли) стоматология развивалась медленно. В 1809 году на всю империю числилось 18 дантистов. И лишь во второй половине XIX века наметился прорыв: в 1881-м в Петербурге была открыта "Первая русская школа для изучения зубоврачебного искусства".
Чуть более 100 лет назад в США рекламировали вот такое средство от зубной боли для детей
К этому времени в лечении зубов наметился новый тренд: их стали лечить и обезболивать… кокаином. Причем повсеместно – и в США, и в Европе, и в России. Причем анестезирующие свойства кокаина обнаружил в 1879 году русский химик, профессор Петербургского клинического института Василий фон Анреп. После этого наркотик использовался при всех видах обезболивания (в том числе и при зубной боли) и был запрещен лишь в 1914-м.
Первая зубоврачебная школа в Минске (и вообще на территории всего Северо-Западного края) открылась в 1907 году усилиями доктора Льва Шапиро и дантиста Абрама Демиховского. Годом позже была открыта вторая школа зубных врачей, а в 1909 году они слились в одну. Общее количество учащихся достигло 130 человек. Первый выпуск зубных врачей состоялся 22 декабря 1909 года.
Здание первой в Минске зубоврачебной школы. 1910 год
В 1911 году на территории современной Беларуси работало 120 зубных врачей и дантистов, которые имели свои кустарные зубоврачебные кабинеты и жили исключительно в городах. На селе зубных врачей не было вовсе. А в 1919–1920 годах были национализированы все частные и открыты бесплатные зубоврачебные кабинеты, в том числе в сельской местности. Началась эра советской стоматологии.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.