Болезни суставов и сегодня являются серьезной проблемой для людей. А если говорить про старину, то ревматизм и вовсе был катастрофой: работать было практически невозможно. На территории современной Беларуси, где столетиями смешивались культуры, религии и медицинские традиции, борьба с этим недугом превратилась в уникальный симбиоз магии, природы и науки. О том, как справлялись с болезнями суставов и радикулитом наши предки, рассказываем в новой статье познавательного цикла "Болезни белорусов".

Цикл подготовлен при поддержке компании "Гедеон Рихтер".

Как раньше лечили болезни суставов 1.jpgЗнаменитый французский художник Пьер Огюст Ренуар из-за ревматоидного артрита едва удерживал кисть и передвигался в инвалидной коляске

От жертвоприношений до изумрудов с медом

В древности больная спина практически ставила крест на возможности работать в поле (до изобретения трактора было еще много сотен лет), с больными руками невозможно было стирать (до изобретения стиральной машины оставалось примерно столько же, сколько до трактора). Больные суставы не позволяли полноценно выполнять домашнюю работу и воевать. Поэтому и относились к ним очень серьезно и лечили всеми доступными методами.

В дохристианские времена наши предки верили, что болезни суставов насылают злые духи, поэтому использовали специальные амулеты, которые якобы защищали от болезней. Также практиковались бескровные жертвоприношения – из мягких металлов, таких, как свинец или олово, отливали (вырезали) "дубликат" больной конечности и жертвовали богам.

Лечение больной спины раскаленным кирпичом: "Сейчас, Хведос, ты у меня молодым козликом запрыгаешь!" Фильм "Белые росы"

Также практиковалось лечение священными камнями. Как отмечают в своей статье "Страницы истории белорусской ревматологии" ученые Николай Сорока и Олег Синяченко (опубликована в журнале "Здравоохранение", 2018-4), зелень изумруда якобы исцеляла суставы (минерал применялся как наружное средство, так и внутрь, когда его растирали на особом медицинском оселке, смешивая с медом и вином). Янтарь служил лекарством при опорно-двигательных нервных расстройствах, а малахит использовали при болях в позвоночнике и мышцах. 

banner

Кроме того, больные суставы лечили окуриванием дымом (считалось, что положительным действием обладает красный дым при горении травы зверобоя и веток метлы, которой заметали церковь, рубашки умершего человека, высушенной крови черного петуха). А еще – пили воду, в которую бросали угольки, и купали больных в воде, в которой кузнецы ранее охлаждали железо.

"Выпары хваробу!" Баня как лечебное учреждение

Особую роль в лечении больных суставов занимала баня. Ее строили на краю деревни, подальше от дома, чтобы "нечистая сила" не вернулась. Больного ревматизмом заводили внутрь, парили дубовым веником (дуб считался деревом Перуна — бога-громовержца), а затем обливали ледяной водой. Нередко веники заранее вымачивали в отваре ромашки или зверобоя для усиления эффекта. Так "выпарвалi хваробу". Кстати, ревматизм наши предки называли "раматус", а больных – "рамацiзнiкамi".

Как раньше лечили болезни суставов 3.jpgБелорусские бани были очень маленькими (до 10 кв.м.). Но это не мешало им играть важную роль в лечении болезней суставов. 

А с XIII века, как опять же отмечают Н.Сорока и О.Синяченко, в лечении больных суставов, прежде всего – позвоночника, появился новый тренд – "топтание". При этом "топталкой" должна была быть женщина, обязательно родившая близнецов мужского пола. Другой вариант - когда заболевал отец, по его спине заставляли ходить сына. Процесс сопровождался произношением вслух различных заклинаний и молитв.

При болезнях суставов также обращались к "зеленой" медицине – рецепты лечения знала каждая бабка. Крапивой били по больным суставам, чтобы "разогнать кровь". Жгло, но верили, что это "огонь против болезни". Ягоды можжевельника добавляли в мази от ломоты. Листья мяты применялись для приготовления настоев, которые пили для облегчения симптомов ревматизма. Также применялись отвары из герани и ивы, коры дуба, листьев березы, цветов ромашки и зверобоя. А еще – вытяжка из мандрагоры (этот корень также носили в виде амулета).

Спину и колени могли растирать салом и медом, причем мед брали "тройной силы" — собранный на Троицу.

Еще один эпизод из фильма "Белые росы" - на этот раз больную спину лечат укусами пчел.

Аптеки с летучими мышами и "чудо-грязи"

С расцветом ВКЛ в Беларусь пришли европейские тренды. В Вильне и Гродно появились первые аптеки, а врачи начали экспериментировать с экзотическими методами.

В аптеках XVI века продавались не только травы, но и... сушеные летучие мыши, порошок из рогов оленя и даже "мумиё" – смола с горных скал. Считалось, что эти ингредиенты "заряжены силой земли". Для лечения ревматизма предлагали, например, мазь из пчелиного воска и скипидара – её втирали в суставы. А еще – настойку на скорпионах. Верили, что яд "убивает боль".

Возле рек и болот находили целебные грязи. Например, под Пинском крестьяне копали "жирную землю", нагревали её в печи и обмазывались, как глиной. После этого заворачивались в холстину и лежали до утра. В состав грязи входили сера и минералы, которые действительно уменьшали воспаление.

Врачи, обучавшиеся в европейских университетах, например, в Кракове и Падуе, привозили новые методы. На поясницу ставили пиявки, чтобы "вытянуть плохую кровь". Также был вариант с прижиганием: раскаленной железной иглой касались больных мест. Метод болезненный, но некоторые хронические боли после него проходили.

Люди верили в силу тепла. Мешочки с нагретой солью, песком или зерном прикладывали к больным суставам. Это был простой, но эффективный способ облегчить боль.

Как раньше лечили болезни суставов 5.jpgФранцузский врач Гийом де Байю

Кстати, сам термин "ревматизм" был введен в XVII веке французским врачом Гийомом де Байю, который считал, что артрит может быть проявлением заболевания всего организма. Его же принято считать "отцом" ревматологии. Гийом де Байю был личным врачом короля Франции Генриха IV.

Первые "санатории" для знати

Уже с XVIII века в практику вошло "лечение на водах". Богатые шляхтичи ездили в Австрию и Италию, но местные аналоги появились и в Беларуси. Аристократы отдыхали на Нарочи (уже тогда она была в тренде!). Здесь пили минеральную воду и принимали ванны с травами. В парке усадьбы Радзивиллов в Несвиже были оборудованы купальни с подогретой родниковой водой для "лечения суставных хворей".

В XIX веке сверхмодным во всей Российской империи стал курорт в Друскиниках (ныне – Друскининкай, Литва). Воду из местных источников называли "жидким серебром". 

Как раньше лечили болезни суставов 6.jpgМинеральный источник в Друскининкае

Статус курорта Друскеники получили в 1793 года, когда личным врачом польского короля и великого князя литовского Станислава Августа были экспериментально подтверждены целебные свойства минеральных источников. Известность же минеральные источники приобрели ещё в конце XVII века, когда местный крестьянин Пранас Сурутис и его дети прославились в окрестностях как "целители".

Позже, в советский период, Друскининкай стал одним из ведущих бальнеологических курортов, где активно применялись различные методы лечения, включая грязелечение, минеральные ванны, массаж и физиотерапию.

Для менее обеспеченных граждан вполне подходили "борисовские грязи" — их добывали из озера Палик и применяли при хроническом ревматизме.

Около 200 лет назад ревматизм начали лечить уже по-научному. В 1897 году немецкий химик Феликс Хоффман создал на основе содержащегося в коре ивы салицина ацетилсалициловую кислоту, но в Беларуси экстракты ивы использовали задолго до этого. Крестьяне жевали кору ивы при болях в суставах.

Как раньше лечили болезни суставов 7.jpgНа картине Рубенса "Три грации" (1635 год) видны пальцы, пораженные артритом.  

Многие методы предков дошли до наших дней:

  • Банные ритуалы – теперь их называют "спа-процедурами".
  • Грязелечение – используется в санаториях Нарочи и других курортов.
  • Травяные чаи из ромашки и зверобоя – продаются в каждой аптеке.

Некоторые рецепты средневековых знахарей (например, ивовая кора) оказались научно обоснованными. А вот пиявки и правда вернулись в медицину — но уже как часть гирудотерапии.

Ревматизм в фольклоре: пословицы и приметы

"Ломит кости — жди дождя" – крестьяне верили, что больные суставы предсказывают погоду.

"Ревматизм пристает к тем, кто воду после купания не вытряхнет" – запрещали оставлять ведра полными, чтобы "духи болотные не вселились".

"На Воздвиженье баню топи – год без хвори проживешь" – церковный праздник 27 сентября считали лучшим днем для профилактики болезней.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.