"Не пiва бяда, а перапой" – предупреждали наши предки, явно намекая, что утро после застолья может превратиться в битву с головной болью, сухостью во рту и прочими "прелестями" похмелья. Не сказать, что это болезнь, но состояние "бодуна" принесло столько проблем и страданий в истории человечества, что мы не можем не рассказать о том, как боролись наши предки с этим синдромом в новой статье познавательного цикла "Болезни белорусов", подготовленной при поддержке компании "Гедеон Рихтер". Спойлер: некоторые рецепты заставят вас либо смеяться, либо хвататься за голову (даже без похмелья).
Так изобразил похмелье английский иллюстратор Роберт Сеймур
Гуляй, да меру знай!
Признаемся себе честно – белорусы пили всегда. Застолья с алкоголем постоянно были частью национальной традиции. Практически во всех художественных произведениях белорусских писателей праздники ассоциировались с накрытым столом, на котором неизбежно присутствовало спиртное. Причем авторы писали об этом, как о чем-то само собой разумеющемся.
Естественно, не будем утверждать, что участники этих застолий упивались вусмерть – это не так. Наши предки, в большинстве своем, были людьми ответственными и понимали – завтра на работу. Но кто-то выходил за пределы своей нормы, кто-то ее и не знал никогда. А наутро надо было лечиться…
“Апiвень” – вредный дух из белорусской мифологии, который не пропускал ни одного застолья: сидел на краю стола и следил, кто сколько пьет, малопьющим подливал побольше. Увидеть его могли только очень пьяные люди. Иллюстрация Валерия Слаука
Древние белорусские летописцы в своих трудах предпочитали рассказывать о войнах, доблести своих князей и предательстве чужих, а не о том, как болела голова у крестьян после, например, праздника дожинок. Поэтому о взаимоотношениях белорусов с алкоголем в древности известно не так уж много. Едва ли похмелье в те времена было серьезной проблемой. И не из-за высокого морального облика наших пращуров – крепких алкогольных напитков не было! И князья, и крестьяне пили пиво и медовуху (слабоалкогольный напиток на основе меда крепостью до 9 градусов). К тяжелым последствиям это, как правило, не приводило.
Корчма: эпицентр веселья и утренних мучений
Всё изменилось примерно в XV веке – появилась "гарэлка". В корчмах продавался "заводской" продукт, но в народе довольно быстро освоили самогоноварение. Корчмы были сердцем белорусской социальной жизни (хотя бы потому, что казино, ночных клубов и кинотеатров тогда еще не придумали и корчма была единственным местом для развлечений). И тут уже речь не шла о праздничных застольях – ширилось бытовое пьянство.
В "Хронике Быховца" (XVI век) упоминаются "вино горелое", пиво и мёд, которые лились в этих заведениях. Здесь собирались крестьяне, шляхта и купцы, чтобы выпить чарку и обсудить всё – от урожая до нечистой силы. Но после веселой ночи утро приносило "хмель у галаве", и белорусы выработали свои способы борьбы с похмельем. В XIX веке, когда водка стала доступнее, похмелье превратилось в настоящую напасть. Исследование Alcohol Mortality in Tsarist Russia показывает, что в 1870–1894 годах смертность от пьянства в русских губерниях, включая белорусские, достигала 15,9 на 100 000 мужчин.
Картина Яна Пиварского “Корчма “Последний грош”” (1845)
Классика белорусского похмельного арсенала
Белорусы, как и их славянские соседи, лечили похмелье тем, что было под рукой – от кваса до банного веника. Хотя, пожалуй, самым популярным был принцип "перетерпеть и переработать": страдать, лежа на кровати, или проходить "лечебные процедуры" было некогда. Поэтому, несмотря на головную боль, трясущиеся руки и слезящиеся глаза – шли в поле и терпели. Главное, чтобы в шаговой доступности было много воды.
Были, конечно, и откровенные пьяницы, для которых похмелье являлось неизбежным спутником восхода солнца. Отношение к ним было пренебрежительно-снисходительное. Эти чаще всего использовали принцип современной гомеопатии (о чем, естественно, не догадывались) и предпочитали лечить "подобное подобным" – то есть "похмелялись" спиртным. Если было чем.
Согласно белорусской мифологии, к пьяницам могла подселиться “бадзюля” – вредный дух, который склонял человека к алкоголизму и бродяжничеству. Иллюстрация Валерия Слаука
В целом же, по возможности, в ходу были следующие "лекарства".
Квас из ржаного хлеба. Богатый витамином B, он восстанавливал силы, боролся с обезвоживанием и возвращал ясность голове. Это был самый простой и доступный вариант. Квас пили и в будни, и в праздники, а утром после застолья он был как манна небесная.
Рассол из квашеной капусты (или огуречный). Это классика лечения похмелья. Он восстанавливал баланс электролитов, успокаивал желудок и снимал тошноту. Стоит отметить, что рассол – универсальное славянское средство лечения похмелья, а не изобретение белорусов.
Хлеб с соленым салом. Жиры в сале помогали желудку справиться с перегрузкой, а соль возвращала баланс. Простое, сытное и, главное, вкусное средство, о котором знали в каждой деревне.
Борщ или жур. Горячий борщ или жур (кислый суп на мучной закваске) тоже помогал преодолеть последствия чрезмерного употребления алкоголя. Свёкла и закваска, богатые антиоксидантами, поддерживали печень в борьбе с токсинами. В XIX веке, когда картофель и свёкла стали основой кухни, такие супы были спасением.
Баня. Баня в белорусской традиции была настоящей панацеей и считалась признанным способом выгнать токсины через пот. Жар, веник из березы или дуба, а после – ковш холодной воды или кваса – и вот вы уже почти человек, а не жертва вчерашней свадьбы. Баня улучшала кровообращение, снимала мышечное напряжение и возвращала ясность голове.
“Федра”. Картина Александра Канабеля (1880)
Существовали и экстремальные способы лечения. Например, когда похмельные смельчаки разводили печную золу или толченый уголь в воде, рассоле или квасе и пили, веря, что это "вытянет" хмель. В славянской медицине уголь использовался как сорбент. Современный активированный уголь действительно помогает при интоксикации, но зола – это лотерея. Острые частицы золы или угля грозили повреждением ЖКТ или, как минимум, запором. Так что проверять на практике этот рецепт мы не советуем.
Нестандартные методы: когда в ход шла народная медицина
Существовали и другие способы борьбы с похмельем, основанные на народной медицине и древних верованиях. Правда, применялись они реже: все-таки совершать ритуалы только потому, что у тебя с утра болит "после вчерашнего" – всё равно, что стрелять из пушки по воробьям. Но если вдруг праздники затянулись, застолье сменялось застольем, а обычное похмелье перерастает в полноценный абстинентный синдром с перспективой начать ловить чертей на подворье, тогда без народной магии не обойтись.
Картина Эдуарда Грютцнера “Три монаха перекусывают” (1885)
Похмелье "выливали" на перекрестке. На рассвете необходимо было прийти на перекресток с миской воды, которой человек умывался, вылить воду и прошептать "Забирай, земля, мой хмель!". Считалось, что перекресток – магическое место, где болезнь уйдет в землю. Насколько эффективным был такой способ, сказать сложно. Но, как минимум, прогулка на свежем воздухе и вера в чудо могли слегка отвлечь от страданий.
Также хмель "запирали" в печи. Больной подходил к печи, открывал заслонку и приговаривал: "Иди, хмель, под заслонку!" – а потом хлопал заслонкой, иногда подпирая ее кочергой для верности. Печь в белорусском доме была сакральным местом, и "запирание" болезни в ней встречалось в самых разных обрядах.
Средневековая миниатюра
Кстати, о бане. Помимо обычного варианта существовал и экстремальный. Согласно ему, для борьбы с похмельем надо было хлестать себя веником по голым пяткам: так открывали "выход" для болезни. Еще один банный способ – заварить веник в кипятке с "противопохмельными" травами (мята, ромашка) и дышать паром. Кстати, такие травяные "ингаляции" действительно успокаивали.
Если ситуация была критической и клиент доходил до состояния, известного сегодня, как "белая горячка", то на помощь спешила церковь – состояние человека могли объяснять "вселением черта". Молитвы, святая вода, а в особо отчаянных случаях – еще рюмка, чтобы "черта выгнать". Странно и рискованно, особенно если "черт" оказывался настойчивым.
Впрочем, белорусские методы лечения похмелья кажутся вполне адекватными и логичными на фоне европейских способов и рекомендаций. Так, живший в XIV веке придворный доктор короля Эдуарда I в трактате "Роза медицины" рекомендовал: "Если кто-либо выпил слишком много, то, если это мужчина, ему следует промыть яички солью и уксусом, а если это женщина, то груди, а также дать ему съесть лист, или стебель, или сок капусты с сахаром". На Сицилии при похмелье ели сушеный пенис быка, а ирландцы просто закапывались по горло в мокрый песок. Если копнуть еще глубже, до античных римлян, то Плиний Старший рекомендовал в качестве средства от похмелья два яйца совы. Ну а если их нет под рукой, то съесть жареную канарейку.
Тема “лечения” похмелья остается актуальной и находит свое отражение в юмористических плакатах
В XIX веке в Европе и Российской империи набирало силу движение трезвости, пропагандировавшее умеренное потребление алкоголя или полное воздержание. Однако в Беларуси это движение не получило широкого распространения, и алкоголь оставался важной частью культуры.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.