Фэшн-эксперт Ирина Николаева не пытается быть комплиментарной и “удобной”, когда рассказывает о положении дел в белорусской индустрии моды. Это и интересно! Может, она объяснит нам, почему белорусские дизайнеры так редко шьют для мужчин, работают с маркетплейсами и становятся звездами международного уровня? Читайте об этом в нашем интервью.
“Было бы здорово, если б наши мужчины начали осознанно выбирать свой образ. Но пока за это отвечают их женщины”
Все герои нашей рубрики Fashion club, с которыми мы общались до сих пор, работают для женщин. И это характерно практически для всех дизайнеров и брендов нашей страны. В чем причина? Надеемся, она не покажется нашим читателям-мужчинам слишком обидной.
– Почему белорусские бренды, за редким исключением, не шьют для мужчин? Ответ в том, что количество мужчин, которых в принципе волнует этот вопрос, мизерное (улыбается).
Бренды стремятся шить то, что люди хотят купить. А стильная мужская одежда не пользуется таким спросом, чтобы уделять ей особое внимание и создавать действительно модные, экстравагантные вещи. Либо наоборот: идти ва-банк – и запускать массовое производство. В обоих случаях велик риск не продать и остаться в убытке.
Ирина за кулисами модного проекта, который спродюсировала сама
К сожалению, наши мужчины не стремятся одеваться модно: заранее прошу прощения у тех 5%, к которым это не относится.
Возможно, это обусловлено их ритмом жизни: дом-работа-дом. И тем, в каких сферах они работают: там, вероятно, востребована простая и, увы, достаточно безликая одежда. Которую мы в огромных количествах видим на маркетплейсах и в торговых центрах.
Было бы здорово, если б эта тенденция изменилась, и белорусские мужчины начали осознанно выбирать свой образ, но пока, на мой взгляд, за это отвечают женщины, которые находятся рядом… И очень редко это профессиональные стилисты.
“Для многих наших брендов условия, которые ставят маркетплейсы, это темный лес, куда они не хотят идти”
А может быть, всё дело в том, что мужчины просто не сидят в Instagram, который стал основной площадкой для знакомства с отечественной модой?
Почему бренды не хотят “переехать” на более серьезные и стабильные (помним ситуацию с Instagram в России) платформы – например, собственные сайты?
– Как добиться относительного успеха в Instagram, всем уже ясно. Хорошая съемка, красивая картинка, адекватная коммуникация. В принципе, чтобы продать, этого достаточно.
А вот сайт, который будет эффективен с точки зрения продаж, нужно как минимум регулярно заполнять, обновлять и продвигать. Им нужно заниматься, вкладывать в это время и силы. А еще – немаловажный момент – он должен полностью соответствовать нашему законодательству, и в это тоже надо вникать.
А многие наши дизайнеры и бренды делать этого не хотят. Как я уже говорила: далеко не все творческие люди, которые стремятся попасть в фэшн-бизнес, по факту готовы его, бизнес этот, вести.
Ну, хорошо, работать над собственным сайтом не готовы, а почему не посотрудничать с уже популярными и удобными для покупателя площадками, которые создали до тебя? Ирина говорит: в работе с маркетплейсами много подводных камней.
– Некоторые маркетплейсы на входе предъявляют брендам достаточно высокие требования: наличие товарного знака, понятной логистической цепочки, определенной цикличности и объема поставок. Для многих наших брендов всё это “ой, какая неожиданность” и тёмный лес, в который они не хотят идти.
Есть, конечно, и более открытые маркетплейсы, которые, в принципе, готовы сотрудничать со всеми: приходите, пожалуйста… Но потом выясняется, что и у них есть перечень довольно жестких условий, которые касаются поставок, процентов от продаж, возврата товара…
С возвратом, кстати, отдельная история.
Маркетплейсы в Беларуси – это всё же зачастую про бюджетный сегмент. И отношение к вещам: доставке, примерке, возврату – соответственное. А с учетом того, что наши дизайнеры – те, которые действительно создают достойные вещи – холят и лелеют всё, что они делают… Можете себе представить, как их расстраивает, когда вещь возвращается к ним в каком-то невообразимом виде? Как минимум поэтому некоторые не хотят даже пытаться.
При этом, многие из белорусских брендов, которые всё-таки решились представить свою продукцию на маркетплейсах, стали мегауспешными. Продаются шикарно, расширяют и модернизируют производство. Наблюдаешь за ними – и убеждаешься: маркетплейсы работают и приносят серьезную прибыль.
“Определенная изоляция сказалась на продажах очень позитивно. У тех, кто строит бизнес грамотно, продажи выросли в разы”
От чего в принципе зависит, станет бренд успешным или нет? Ирина называет три слагаемых: узнаваемость, попадание в ожидания аудитории и ее любовь (которая, в том числе, выражается в готовности платить серьезные деньги).
– Коммерчески успешен тот бренд, который смог найти свою аудиторию и умеет с ней хорошо работать. Когда человек, который создал бренд, четко знает, что он делает, для кого и зачем. Вот тогда всё срастается – и происходит взаимопонимание, любовь, магия… И продажи.
И вот ты идешь по улице и отмечаешь про себя: “Ага, это у девушки рюкзак от Панаскина”. Или замечаешь на даме красивое украшение – и думаешь: “Ну, точно Barbarella”. Или обращаешь внимание на яркие, кислотные цвета костюма – и понимаешь: “Ага, наверное Uno Mas Uno”.
Ирина в серьгах от Barbarella
Всё это – про успех для меня. И для этого не обязательно, чтобы у бренда были огромные объемы продаж и производства во всех странах мира… Достаточно создавать четкий, узнаваемый дизайн, пусть даже штучные вещи! Но они будут настолько оригинальными и качественными, что смогут претендовать на люксовый сегмент – и дизайнер будет чувствовать себя прекрасно. Главное, когда речь идет о такой планке, не только претендовать, но и соответствовать.
А что необходимо, чтобы по праву считаться белорусским брендом? Если ткани и лекала взяты за рубежом, да и производство там же – это всё еще про отечественную моду? У Ирины на это особый взгляд.
– Одежда (в идеале!) должна отражать то, что ты в себе, как творец, несёшь. То, что ты наблюдаешь вокруг, что впитываешь, чем вдохновляешься – отражается на том, чем ты занимаешься.
Так что для меня белорусский дизайн, белорусский бренд – это всё равно про нашу историю, культуру, ценности. Про их творческое переосмысление. При этом совершенно неважно, где физически находится дизайнер (многие из них уехали, но не стали от этого менее “белорусскими”), если человек отождествляет себя с нашей страной.
А важно, чтобы в бренде был определенный культурный код и ощущение дома. Вот что для меня “белорусский бренд”, а не платья изо льна… Платья изо льна везде пошить можно.
Кстати, Ирина отмечает: сейчас для белорусских брендов наступило золотое время. Как бы парадоксально это ни звучало после не самого простого периода во всех сферах бизнеса – теперь белорусам легче, чем когда-либо, сделать имя и найти свою аудиторию дома и в ближнем зарубежье.
– В России сейчас наблюдают настоящий бум на предприятиях легпрома – объемы продаж запредельные. У дизайнеров всё тоже более чем неплохо: в этом плане определенная изоляция сказалась на продажах очень позитивно. Ну, и заставила людей активнее шевелиться внутри своего озерца, пока в океан не пускают.
Беларуси это тоже касается: у тех, кто строит бизнес грамотно, продажи выросли в разы. Бренды отшивают и везут фурами огромное количество одежды на Россию и, в принципе, по СНГ.
Так что, если подойти к делу с умом, сейчас один из лучших моментов для создания своего бренда.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.