За последние годы белорусский рынок труда пережил много непростых моментов: релокацию квалифицированных кадров, нехватку профильных специалистов, необходимость научить и замотивировать новых сотрудников. Тем интереснее опыт тех, кто успешно справляется с вызовами. Например, компании А1, которая в этом году получила сразу несколько наград на конкурсе "Премия HR-бренд". Как найти и удержать сотрудников, вместе с которыми компания выйдет в дамки? Что делать, если коллега эмоционально выгорел? Удаленка — помощник или препятствие для качественной командной работы? Об этом наш разговор с Ольгой Жданович, начальником управления по работе с персоналом компании А1.
“Не скажу, что всё было гладко и легко, но нам удалось сохранить равновесие”
Ольга признает: не заметить изменений на рынке, проигнорировать их – просто невозможно. Но главное, выработать грамотный подход к трудностям и превратить их в новые возможности.
— Безусловно, мы тоже столкнулись с оттоком сотрудников. И в тоже время хочу отметить: когда одна дверь закрывается, открывается новая. Одновременно с перемещением высококвалифицированных кадров на рынке появлялись такие же классные специалисты, которые не рассматривают для себя релокацию. Наша задача была найти их и сделать интересное предложение. Нам это удалось. Наверное, этот период ярко характеризуется тем, что компания в целом, и HR в частности должны быстро реагировать на все изменения — и оперативно принимать решения.
Ольга Жданович
А для этого необходимо не только следить за изменениями внешней среды и на рынке труда, но и, самое главное, быть в контакте с сотрудниками, просто разговаривать и понимать, что для них важно, как они видят свою профессиональную деятельность дальше. Не скажу, что всё было гладко и легко, но нам удалось сохранить равновесие, – говорит Ольга.
Кстати, HR-исследования говорят: “В 2023 году крупным организациям следует взять на себя больше ответственности за предотвращение выгорания среди сотрудников”. Ольга отмечает, что компания к этому готова.
— Прежде всего, мне кажется, необходимо обеспечить комфортную рабочую среду, а она у нас создана — и отслеживать состояние сотрудников. Очень важен баланс работы и отдыха: этому способствует наш гибридный формат работы, а также физические нагрузки. Мы предлагаем сотрудникам абонементы в различные тренажерные залы и участие в спортивных мероприятиях.
Компания может и должна анализировать эмоциональное состояние людей, которые в ней работают. Ведь от эмоционального состояния зависит работоспособность человека и, как следствие, общие результаты.
Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на рабочий процесс: счастье, гордость и энтузиазм дают сотруднику мощную мотивацию, усиливают его лояльность к компании. А стресс, беспокойство, тревога напротив снижают его заинтересованность в работе и производительность.
Отслеживать состояние коллег нам помогают опросы по удовлетворенности рабочими процессами и встречи сотрудников с руководством — и то, и другое проводим регулярно. Очень важно создать комфортную рабочую среду, где сотрудник будет чувствовать себя безопасно и спокойно.
А еще здорово помогают выездные мероприятия, тимбилдинги, корпоративы — это тоже помогает улучшить эмоциональное состояние сотрудников.
“Доверяйте своей команде — предоставляйте свободу действий, проявляйте эмпатию”
Кстати, удаленка, которая перекроила наши представления о работе еще в 2020-м, корпоративному духу и качественной совместной работе не помеха.
— Более 70% наших сотрудников работают в гибридном формате (совмещение офлайн- и онлайн-режимов). Удаленка, как и гибкий график, наше большое преимущество в глазах сотрудников. Для нас это тоже бонус: мы можем нанимать талантливые кадры, независимо от того, в какой точке Беларуси они находятся.
Ольга подчеркивает: если поддерживать в сотрудниках энтузиазм и вовлеченность, часто можно обойтись без расширения штата: достаточно развивать компетенции и таланты в той команде, которая уже есть.
— У нас в компании много уникальной внутренней экспертизы. Задача HR — создать условия и инструменты для передачи этих знаний и опыта другим специалистам.
В последние годы мы запустили несколько очень эффективных и популярных среди сотрудников проектов по рескилингу (переобучению). А в этом году задумываемся о выводе некоторых востребованных внутренних курсов на внешний рынок обучения.
Одни из самых популярных обучающих и развивающих мероприятий, которые мы проводим, — это те, в которых спикерами и тренерами выступают наши сотрудники. Так мы организовали цикл внутренних конференций: Tech Day, Marketing Day, Digital Day. Это отличная возможность рассказать о том, как А1 использует новые подходы и технологии, а также шанс для сотрудников попробовать себя в новой корпоративной роли — в качества спикера или тренера.
Кстати, быть тренером или спикером перед своими коллегами — это большой вызов, который требует как тщательной подготовки контента, так и развития ораторских способностей. И мы рады что у нас всегда много желающих попробовать себя в этой роли.
Отдельная тема: как удержать таких инициативных и способных сотрудников? Ведь тенденция последних лет, особенно среди молодых специалистов, пробовать себя в разных отраслях, не “засиживаться” в одной и той же компании, уходить во фриланс. По мнению Ольги, чтобы сотрудник по-настоящему почувствовал себя частью компании, важно создать в ней особую, доверительную атмосферу.
— Для создания атмосферы доверия в компании нужно, во-первых, развивать соответствующую корпоративную культуру и ценности, нормы и правила, направленные на повышение сотрудничества, и, во-вторых, формировать соответствующие традиции и ритуалы. Доверяйте своей команде — предоставляйте свободу действий, проявляйте эмпатию, развивайте культуру обратной связи, будьте на связи с сотрудниками и помогайте им в случае необходимости.
Например, мы предлагаем своим сотрудникам безопасную среду, в которой они чувствуют себя комфортно, прозрачную систему мотивации, возможность профессионального и карьерного роста внутри компании, хороший пакет нематериального стимулирования.
Есть ли шанс поработать с А1? Ольга говорит, что двери компании открыты:
— Наша компания всегда притягивала к себе увлеченных и заинтересованных людей. Мы команда, которую драйвит развитие — и именно таких людей мы ищем.
*Партнерский материал