В этом году настоящая зима посещает нас лишь эпизодически, а общий температурный режим пока больше напоминает ноябрь, но для водителей это не повод расслабляться. Наоборот: частые смены погоды делают каждую поездку непредсказуемой. Поэтому мы решили напомнить о типичных ошибках на зимней дороге. 

Ошибки при зимнем вождении 1.jpg

1. “Летний” стиль вождения 

Теплая осень не заставила водителей перейти на “зимний” тип мышления, и большинство по-прежнему ездят так, как делали это летом. Превышение скоростного режима, несоблюдение безопасной дистанции, резкие маневры при перестроениях, высокая скорость прохождения виражей - узнаете МКАД в час-пик? 

И в этом кроется главная опасность. Да, на градуснике мы в основном видим плюсовые значения, однако не учитываем, что среднесуточная температура сейчас заметно ниже, чем в том же ноябре. А значит, асфальт промерз сильнее, что ухудшает сцепные свойства шин. И если на более теплом покрытии автомобиль мог остановиться со 100 км/ч за условные 45 метров, то сейчас это могут быть 50-55 метров. А на мокром асфальте - еще больше.

Ошибки при зимнем вождении 2.jpg

Что нужно предпринять? 

Прежде всего, изучайте обстановку на дороге. Предстоит дальняя поездка - посмотрите прогноз погоды. Сегодня сервисы позволяют получить всю полезную информацию: температуру за бортом, температуру “по ощущениям”, а также карту движения циклонов. Если синоптики обещают очередной “Хавьер”, всегда заранее можно глянуть, не пересекутся ли ваши пути. 

Проверяйте сцепление шин с покрытием, особенно если погода резко меняется. На безопасной скорости можно резко ускориться либо быстро затормозить - вполне вероятно, что асфальт окажется более скользким, чем вы ожидали. А это уже повод снизить скорость, не совершать резких маневров, увеличить дистанцию и аккуратнее проходить повороты. 

Ошибки при зимнем вождении 3.jpg

2. Невнимательность к состоянию шин 

Советы и рекомендации по уходу за авто перед зимним сезоном публикуются каждый год, однако многие читают их “по диагонали”, не вникая в детали. Все переобулись на зиму, остаточная высота протектора, как и положено, не менее 4 мм - вопрос вроде как закрыт. Но есть нюансы… 

Во-первых, нужно обратить внимание на состояние самих шин. Если они эксплуатируются круглогодично, и выпущены лет 8 назад, то по своим характеристикам будут значительно уступать более свежим. 

Во-вторых, белорусский рынок в последние годы стремительно завоевывают китайские шины. Не будем утверждать, что они поголовно плохие, но лучше не доверять слепо продавцу на рынке и покупать по принципу “раз все берут - значит хорошие”, а предварительно изучить информацию о том, что это за бренд, и какими характеристиками обладает выбранная вами модель. 

В-третьих, многие обновляют шины не всем комплектом, а по парам, и потом решают, на какую ось их установить. А это заметно влияет на управляемость автомобиля на скользком покрытии, поэтому если разница в износе шин значительная, настоятельно рекомендуем заменить весь комплект.

Ошибки при зимнем вождении 4.jpg

3. Недостаточное внимание к общему состоянию авто 

Техосмотр пройден, заводится, едет - что еще нужно? Но на зимней дороге не бывает мелочей. Не работает фара или задний габарит? С учетом короткого светового дня этим вы создаете сложности и себе, и другим участникам движения. В темноте, в дождь или во время снегопада вас могут просто не заметить, либо вы не разглядите препятствие на своем пути из-за слабого освещения. 

И так можно пройтись по каждой позиции. Периодически возникают проблемы со стеклоочистителями? Лучше заранее разобраться, в чем проблема - в изношенной трапеции, в подрулевом переключателе или в электропроводке. Иначе есть шанс остановиться где-то далеко от дома, пережидая непогоду. И сами стеклоочистители, естественно, лучше заменить на новые - ведь их износ в осенне-зимний период более интенсивный.

Ошибки при зимнем вождении 5.jpg

Внимательно стоит подойти и к состоянию подвески. Машину пусть даже немного тянет вправо-влево? Значит, есть вопросы к развал-схождению. И если на сухом или мокром асфальте вы еще можете скорректировать увод в сторону, то выезд на лед или снежную кашу способен кардинально изменить поведение авто – и оно станет неуправляемым. Так что рекомендуем перед началом зимнего сезона сделать большое ТО и досконально проверить состояние машины. 

Ошибки при зимнем вождении 6.jpg

4. Плохое прогнозирование дорожной ситуации 

Летом поведение автомобиля в большинстве случаев предсказуемо. Авто хорошо разгоняется, уверенно тормозит, заходит в повороты именно по той траектории, которую выбрал водитель. Изменяются условия разве что в сильный дождь или на очень грязном асфальте - за сезон мы к этому привыкаем, и считаем, что так будет всегда.  

Однако, зимняя дорога богата на сюрпризы. Из дома выезжали по сухому асфальту, а потом попали в снегопад. Буквально час назад был “плюс”, а сейчас налетел сильный ветер и дорога тут же промерзла. Знаете, что такое “черный лед”? Это мгновенно промерзший асфальт, который выглядит идеально чистым, но на деле - каток. А если сверху еще выпал снег, ситуация становится очень опасной.

Ошибки при зимнем вождении 7.jpg

Что следует предпринять? 

Следите за потоком. На скользкой дороге экстремальные ситуации развиваются лавинообразно: нет возможности быстро затормозить или резко уйти в сторону. Поэтому чаще случаются пресловутые “паровозики”, когда одно ДТП превращается в массовое. Всегда держите дистанцию с запасом, избегайте полос, где есть снежные переметы, а самое главное - в случае любой непонятной ситуации снижайте скорость, не забыв при этом включить “аварийку”. 

Держитесь подальше от грузовиков и автопоездов. Их масса не позволяет быстро остановиться, в результате грузовик при экстренном торможении превращается в тяжелый неуправляемый снаряд. Автопоезда особенно опасны: масса прицепа в несколько раз больше массы тягача, вследствие чего возникают “ножницы” - прицеп уходит в сторону и перекрывает всю ширину проезжей части

Ошибки при зимнем вождении 8.jpg

5. Отсутствие базовых навыков экстремального управления автомобилем 

Мерилом мастерства, как и 30-40 лет назад, у нас считается ежегодный пробег водителя - мол, чем больше проехал, тем больше понимаешь. Но никто не учитывает, что в экстремальной ситуации требуются совсем другие навыки. Общее понимание физики поведения автомобиля во время сноса или заноса, быстрое и точное руление, правильная работа педалями - в идеале, это нужно тренировать во время специальных курсов, чтобы все работало на уровне рефлексов.  

Держа руль одной рукой, сложно отработать внезапно возникший занос. Да и двумя тоже: основной ошибкой является “наматывание” рук на руль, когда водитель старается как можно быстрее повернуть его в одну сторону. А вот быстро вернуть обратно уже не получается - водитель делает коррекцию курса с сильным запозданием, из-за чего возникает так называемый “динамический занос”. Машину начинает разматывать из одного заноса в другой по нарастающей амплитуде - и стабилизировать ее в этой ситуации весьма сложно. 

Наш совет: сходите на базовый курс зимнего вождения. Ну или, как минимум, изучите ролики о нюансах поведения авто в заносе. Вот, например, один из таких.

 

Автор: Павел Козловский

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.