В пятницу, 29 августа, в Международном Минском выставочном центре начала работу выставка “Электро-2025”. Она задумана как ключевая в Беларуси площадка для знакомства с “зелёным транспортом” и энергетикой будущего.

Выставка без грандов: кто принял участие в “Электро-2025”
По ощущениям, выставка в Минске получилась более чем камерной: около двух десятков стендов и чуть более 40 электромобилей различных классов и преимущественно китайских автопроизводителей. Среди экспонентов в основной массе – компании по пригону авто из Китая, из автомобильных брендов – как уже хорошо известные Zeekr, Voyah, Geely, FAW, так и редкие для нашей страны коммерческие решения. Свои стенды представили компании, развивающие сетей зарядных станций и производители оборудования для “зеленой” энергетики.

При этом стоит отметить, что выставка обошлась без участия крупных официальных импортеров и дистрибьюторов автомобильных брендов. Отсутствовал и национальный оператор электрозарядной инфраструктуры “Маланка”. Не представлена оказалась и компания “БелДжи”, которая уже выпускает электрокар Geely EX5 и планирует наладить выпуск бюджетной модели Geely Geome. Не было на выставке и мэтров – “БКМ Холдинг” и МАЗ, известных своими разработками пассажирского и коммунального электротранспорта.

Электрогрузовики для города: бизнес ищет альтернативу бензину
Прямо на входе в выставочный павильон расположился Farizon Super Van – электрогрузовик, уже известный белорусскому покупателю, однако ни он, ни другие батарейные коммерческие автомобили пока активно не используются в городской логистике, и причины этого достаточно прозаичны: для техники такого плана необходима более мощная электрозарядная инфраструктура.
Farizon Super Van
Основными игроками рынка в этом сегменте пока остаются бензиновые и дизельные бренды. Но постепенно бизнес начинает интересоваться электрификацией доставки и развоза, и именно на такие запросы ориентирована линейка легких коммерческих грузовиков, которые показала на выставке компания “Кама Ауто Бел”, официальный дистрибьютор китайского бренда “Кама” (не путайте с одноименной российской компанией-разработчиком электромобиля Atom). Дилер привез в Беларусь три версии таких машин с объемом фургона в 6, 7 и 8 кубометров. В зависимости от модификации электрогрузовики имеют запас хода от 250 до 320 км, что позволяет без проблем закрывать дневные маршруты городской логистики. Ценовое предложение более чем интересное, что дает шансы бренду “Кама” успешно конкурировать, например, с бензиновым Shainray M7 или BMG M5. Одна из главных фишек – гарантия 5 лет или 200 тыс. км пробега.
Легкие коммерческие электромобили китайского бренда “Кама”
Электроскутеры и мотоблоки: техника для деревни и дачи
Если белорусский рынок легковых электромобилей уже воспринимается спокойно, то мопеды, скутеры и электрические мотоблоки пока остаются достаточно диковинными жителями белорусских дорог. Именно поэтому внимание привлек стенд компании “ТехноАгро” (бренд “АвтоВелоМото”), которая уже давно известна в Беларуси как поставщик скутеров, мотоциклов и мопедов на двигателях внутреннего сгорания. Теперь компания начала предлагать аккумуляторные и гибридные версии.
Среди экспонатов – полугрузовые электроскутеры с небольшим кузовом. По словам представителя компании, такие модели особенно востребованы в сельской местности для использования на проселочных дорогах, где нет строгого контроля ГАИ.
Полугрузовые электроскутеры
Также на выставочном стенде представлены электро- и гибридная мототехника. В плане динамики и маневренности электрические модели способны составить конкуренцию бензиновым, в то же время бензиновая техника сохраняет преимущество в безопасности: звук двигателя делает мотоциклиста более заметным на дороге.
Бензиновая и электрическая мототехника
Выездная зарядка – новая реальность для владельцев электрокаров
Владельцы электромобилей нередко задаются вопросом: что делать, если машина разрядится в дороге? В отличие от бензиновых автомобилей, где можно банально дойти на АЗС и купить несколько литров топлива, с электромобилем ситуация иная – если рядом нет зарядной станции, продолжить путь невозможно. Белорусская компания EV-expert предложила решение и показала на выставке “Электро-2025” передвижную зарядную станцию для экстренного выезда по Минску и области. Этот сервис позволяет не только подзарядить машину после простоя или транспортировки, но и провести диагностику и запуск тяговых батарей прямо на месте.
Передвижная зарядная станция EV-expert
По словам руководителя проекта, через 15 минут после приезда уже можно будет самостоятельно следовать к месту зарядки. По сути, это первая в Беларуси аварийная выездная зарядка для электромобилей. Для заказов по Минску и Минской области используется электромобиль JAC Refine M3, а для выездов на большие расстояния –бензиновый фургон Shineray M7, оборудованный пауэрбанком на 45 кВт·ч и полным комплектом всевозможных кабелей, удлинителей и переходников.
Оснащение передвижной зарядной станции EV-expert
Солнечные решения для дома и бизнеса: цифры и факты
“Зеленая” энергетика активно набирает обороты: в разных регионах Беларуси появляются ветроэнергетические установки, а также все большее распространение получают солнечные мини-электростанции, преобразующие энергию солнца в электричество, которое можно использовать как в быту, так и для зарядки электромобилей. Самый большой стенд, посвященный этому направлению, на выставке показала компания SmartEnergy.
Специалисты компании подчеркнули, что главная задача установки солнечных панелей – обеспечить бесперебойное питание в условиях, когда качество электроснабжения не всегда стабильно. При заинтересованности бизнеса в таких решениях важным обстоятельством, ограничивающим использование солнечной энергии – эффективность в белорусских условиях, где солнечных дней немного (по статистике в Беларуси ежегодно бывает только около 100 солнечных дней и около 180 пасмурных). При этом, по расчетам экспертов, для торговых площадок срок окупаемости солнечных станций составляет около трех лет. Для частных домовладений этот срок дольше, так как там действуют иные тарифы и используется больше электроэнергии в темное время суток.
Выставка “Электро-2025” в Минске показала, что интерес к электротранспорту и сопутствующей инфраструктуре в Беларуси есть, но он пока развивается точечно. С одной стороны, посетители получили возможность познакомиться с редкими для страны моделями электрических грузовиков, эндуро-мотоциклов и передвижных зарядных комплексов. С другой – отсутствие на выставке крупных производителей и национальных игроков рынка оставило ощущение неполной картины сегмента электротранспорта в Беларуси.
Выставка продлится до 31 августа. Время работы с 10:00 до 21:00.
Автор Владимир Фалалеев, фото автора