Выглядит эффектно, внутри – удобно. Белорусский трамвай – это не просто очередной экземпляр электрического транспорта, а целая система, сочетающая эргономику, технологии и адаптацию к условиям каждого конкретного города. Побывали на минском заводе “БКМ Холдинг” и расспросили, как рождаются трамваи нового поколения.
Построить новый проще, чем ремонтировать старый
История производства трамваев на “БКМ Холдинг” началась еще конце 1990-х. Подвижному составу Минска требовалось обновление, но средства из бюджета были выделены только на модернизацию. На тот момент "Белкоммунмаш" занимался ремонтом троллейбусов и трамваев – производили капитальный ремонт с модернизацией: машину полностью разбирали, перебирали механическое оборудование и электрику, меняли электрические жгуты – по сути от старого троллейбуса оставался только "остов", на который даже ставили новый кузов. Но на предприятии были уже собственные разработки, и со временем завод стал выпускать собственные троллейбусы. По этому же пути инженеры завода пошли и при строительстве собственных трамвайных вагонов.
Трамвай КТМ-5 выпускался в городе Усть-Катаве Челябинской области
– От трамвая КТМ-5 оставались только основание кузова и рамы тележек – все остальное пришлось заменять, потому что в вагоне, прослужившем 30 лет, оставалось мало чего живого,” – рассказывает заместитель генерального директора по инновационному развитию “БКМ Холдинг” Олег Быцко. – По такой схеме модернизировали 6 единиц, которые получили аббревиатуру АКСМ-1М.
Трамвай АКСМ-1М
А потом начали производить новые вагоны 60102, которые составили основу трамвайных парков Беларуси. Их предприятие выпускало с 2001 по 2015 года. Помимо Минска, Витебска и Новополоцка, минские трамваи использовались и в российских городах Перми, Новосибирске, Кемерово, Прокопьевске, Осинниках и Новокузнецке.
Модель Т811: универсальный стандарт с индивидуальным подходом
Флагманская модель завода – трамвайный вагон T811 – выпускается с 2022 года. Это полностью низкопольный трамвай. В нем реализованы все необходимые опции: кондиционеры в кабине и салоне, пандус для инвалидов и большая накопительная площадка – своеобразный “холл” трамвая.
Трамвай Т811 для Краснодара
Главная особенность Т811 – универсальность конструкции при максимальной индивидуализации. Производство не конвейерное: в год выпускается около 300–350 единиц техники (трамваев, троллейбусов и электробусов), поэтому предприятие дорабатывает модель для каждого заказчика как по планировке салона, так и по другим техническим требованиям.
Салон трамвая Т811 для Минска
Например, трамвай для Минска отличается от витебского или мозырского не только цветом. В Минске – усиленная система безопасности: два автоматических выключателя на тяговую и вспомогательную цепи. В Мозырском трамвае максимальное количество сидений и даже шторки, потому что он связывает город с промзоной, основными его пассажирами являются работники Мозырского НПЗ, а путь до конечной станции занимает 40 минут.
Сборка трехсекционного трамвая Т856 для Нижнего Новгорода
Преимущество собственной разработки – возможность оперативно модифицировать вагон под заказчика: производственный процесс охватывает весь цикл: от металлообработки до покраски, установки всего электрооборудования и финишной обкатки на собственном тестовом треке.
Цеха, где рождаются трамваи
Процесс начинается с резки металлических труб, из которых варится каркас. Используется лазерная резка, а также плазменная, которая позволяет резать металл толщиной свыше 20 мм.
В агрегатно-механическом цехе детали обрабатывают на станках. После этого компоненты поступают в кузовной цех, где сварщики собирают каркас.
Сварка элементов каркаса кузова трамвая
Стапель для сварки кузовов
Уже три года на предприятии работает новая окрасочная камера с двумя линиями – антикоррозийной обработки и окраски. Каркас сначала попадает в дробеструйную камеру, потом – сразу в грунтовочную. Промежуток между этапами минимальный. Так что даже окислы не успевают образоваться.
Каркас кузова трамвая после грунтования в покрасочной камере
После этого наступает этап оклейки. Да, мы не ошиблись: именно оклейки, так как алюминиевые и пластиковые элементы кузова именно приклеиваются к загрунтованному каркасу.
– Нормативный срок службы трамвая – 16 лет. Но сейчас заказчики хотят, чтобы вагон служил больше. Поэтому при проектировании закладываем больший ресурс и на электрооборудование, и на кузов, – комментирует Олег Быцко. – Именно поэтому отказались от стали в обшивке вагона. Использование алюминия и пластика экономически целесообразно, потому что они, в первую очередь, не ржавеют и их не нужно регулярно перекрашивать.
После сборки всего кузова – финальная окраска. После этого производится монтаж остекления и всей электрики, включая отопление и систему кондиционирования, которые есть в каждом трамвае.
Участок сборки жгутов цеха электроники и электротехнической продукции
Так выглядят кабельные жгуты в салоне перед началом монтажа электрооборудования
К слову, почти вся электроника для электротранспорта бренда “БКМ” изготавливается здесь же, на заводе.
Участок сборки батарей
Участок сборки электрооборудования
Кузов трамвая опирается на специальные поворотные площадки – вагонные тележки – с электродвигателями и колесами. Вагонные тележки собирают здесь же, на заводе. Их в собранном виде подкатывают под вагон, устанавливают и подключают в последнюю очередь.
Двигатели для трамвайных вагонных тележек
Установленная вагонная тележка
Далее – проверка на герметичность искусственным “дождем” и первичная обкатка на 200-метровом тестовом участке.
Трамвай Т811 во время первичной обкатки
– Когда-то считалось, что подкрашивать вагон после сборки – это стыдно, – поясняет специалист завода. – А потом я нашел фото с производства Mercedes, где маляр кисточкой подкрашивает сколы лакокрасочного покрытия – на любом предприятии есть цех доводки.
После окончательной доводки трамвай готов к отправке заказчику.
Первые шаги к беспилотному трамваю
Также узнали, ожидать ли в обозримой перспективе в белорусских городах беспилотные трамваи.
"Минские вагоны уже оснащаются системой активной помощи водителю ADAS первого уровня, – прокомментировал Олег Быцко, – Система тормозит при появлении препятствий, контролирует скоростной режим в оцифрованных зонах. Но для полноценной работы системы нужно, чтобы маршрут был оцифрован и размечен по GPS, и Минтранс сейчас этим занимается.
Приборная панель трамвая Т811
Параллельно внедряется и система "антисон”, предупреждающая водителя о снижении внимания. А вот полностью беспилотные трамваи пока под вопросом – на данный момент в Беларуси нет нормативной базы для беспилотного транспорта.
Автор Владимир Фалалеев
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.