Выглядит эффектно, внутри – удобно. Белорусский трамвай – это не просто очередной экземпляр электрического транспорта, а целая система, сочетающая эргономику, технологии и адаптацию к условиям каждого конкретного города. Побывали на минском заводе “БКМ Холдинг” и расспросили, как рождаются трамваи нового поколения.

Главная проходная БКМ Холдинг

Построить новый проще, чем ремонтировать старый

История производства трамваев на “БКМ Холдинг” началась еще конце 1990-х. Подвижному составу Минска требовалось обновление, но средства из бюджета были выделены только на модернизацию. На тот момент "Белкоммунмаш" занимался ремонтом троллейбусов и трамваев – производили капитальный ремонт с модернизацией: машину полностью разбирали, перебирали механическое оборудование и электрику, меняли электрические жгуты – по сути от старого троллейбуса оставался только "остов", на который даже ставили новый кузов. Но на предприятии были уже собственные разработки, и со временем завод стал выпускать собственные троллейбусы. По этому же пути инженеры завода пошли и при строительстве собственных трамвайных вагонов.

трамвай КТМ-5.jpgТрамвай КТМ-5 выпускался в городе Усть-Катаве Челябинской области

– От трамвая КТМ-5 оставались только основание кузова и рамы тележек – все остальное пришлось заменять, потому что в вагоне, прослужившем 30 лет, оставалось мало чего живого,” – рассказывает заместитель генерального директора по инновационному развитию “БКМ Холдинг” Олег Быцко. – По такой схеме модернизировали 6 единиц, которые получили  аббревиатуру АКСМ-1М

трамвай АКСМ-1М.jpgТрамвай АКСМ-1М

А потом начали производить новые вагоны 60102, которые составили основу трамвайных парков Беларуси. Их предприятие выпускало с 2001 по 2015 года. Помимо Минска, Витебска и Новополоцка, минские трамваи использовались и в российских городах Перми, Новосибирске, Кемерово, Прокопьевске, Осинниках и Новокузнецке.

Модель Т811: универсальный стандарт с индивидуальным подходом

Флагманская модель завода – трамвайный вагон T811 – выпускается с 2022 года. Это полностью низкопольный трамвай. В нем реализованы все необходимые опции: кондиционеры в кабине и салоне, пандус для инвалидов и большая накопительная площадка – своеобразный “холл” трамвая.

Трамвай Т811 для КраснодараТрамвай Т811 для Краснодара

Главная особенность Т811 – универсальность конструкции при максимальной индивидуализации. Производство не конвейерное: в год выпускается около 300–350 единиц техники (трамваев, троллейбусов и электробусов), поэтому предприятие дорабатывает модель для каждого заказчика как по планировке салона, так и по другим техническим требованиям.

Салон трамвая Т811Салон трамвая Т811 для Минска

Например, трамвай для Минска отличается от витебского или мозырского не только цветом. В Минске – усиленная система безопасности: два автоматических выключателя на тяговую и вспомогательную цепи. В Мозырском трамвае максимальное количество сидений и даже шторки, потому что он связывает город с промзоной, основными его пассажирами являются работники Мозырского НПЗ, а путь до конечной станции занимает 40 минут. 

Сборка трехсекционного трамвая Т856 для Нижнего НовгородаСборка трехсекционного трамвая Т856 для Нижнего Новгорода

Преимущество собственной разработки – возможность оперативно модифицировать вагон под заказчика: производственный процесс охватывает весь цикл: от металлообработки до покраски, установки всего электрооборудования и финишной обкатки на собственном тестовом треке.

Цеха, где рождаются трамваи

Процесс начинается с резки металлических труб, из которых варится каркас. Используется лазерная резка, а также плазменная, которая позволяет резать металл толщиной свыше 20 мм.

В агрегатно-механическом цехе детали обрабатывают на станках. После этого компоненты поступают в кузовной цех, где сварщики собирают каркас.

Сварка каркаса кузова трамваяСварка элементов каркаса кузова трамвая

Стапель для сварки кузовов Стапель для сварки кузовов

Уже три года на предприятии работает новая окрасочная камера с двумя линиями – антикоррозийной обработки и окраски. Каркас сначала попадает в дробеструйную камеру, потом – сразу в грунтовочную. Промежуток между этапами минимальный. Так что даже окислы не успевают образоваться.

Каркас кузова трамвая после грунтования в покрасочной камереКаркас кузова трамвая после грунтования в покрасочной камере

После этого наступает этап оклейки. Да, мы не ошиблись: именно оклейки, так как алюминиевые и пластиковые элементы кузова именно приклеиваются к загрунтованному каркасу.

– Нормативный срок службы трамвая – 16 лет. Но сейчас заказчики хотят, чтобы вагон служил больше. Поэтому при проектировании закладываем больший ресурс и на электрооборудование, и на кузов, – комментирует Олег Быцко. – Именно поэтому отказались от стали в обшивке вагона. Использование алюминия и пластика экономически целесообразно, потому что они, в первую очередь, не ржавеют и их не нужно регулярно перекрашивать.

После сборки всего кузова – финальная окраска. После этого производится монтаж остекления и всей электрики, включая отопление и систему кондиционирования, которые есть в каждом трамвае. 

Участок сборки жгутов цеха электроники и электротехнической продукцииУчасток сборки жгутов цеха электроники и электротехнической продукции

Кабельные жгуты до монтажаТак выглядят кабельные жгуты в салоне перед началом монтажа электрооборудования

К слову, почти вся электроника для электротранспорта бренда “БКМ” изготавливается здесь же, на заводе.

Участок сборки батарейУчасток сборки батарей

Объемный электромонтаж вспомогательного блока контакторовУчасток сборки электрооборудования

Кузов трамвая опирается на специальные поворотные площадки – вагонные тележки – с электродвигателями и колесами. Вагонные тележки собирают здесь же, на заводе. Их в собранном виде подкатывают под вагон, устанавливают и подключают в последнюю очередь.

Двигатели для трамвайных тележекДвигатели для трамвайных вагонных тележек

Установленная вагонная тележкаУстановленная вагонная тележка

Далее – проверка на герметичность искусственным “дождем” и первичная обкатка на 200-метровом тестовом участке.

 Трамвай Т811Трамвай Т811 во время первичной обкатки

– Когда-то считалось, что подкрашивать вагон после сборки – это стыдно, – поясняет специалист завода. – А потом я нашел фото с производства Mercedes, где маляр кисточкой подкрашивает сколы лакокрасочного покрытия – на любом предприятии есть цех доводки.

После окончательной доводки трамвай готов к отправке заказчику.  

Первые шаги к беспилотному трамваю

Также узнали, ожидать ли в обозримой перспективе в белорусских городах беспилотные трамваи. 

"Минские вагоны уже оснащаются системой активной помощи водителю ADAS первого уровня, – прокомментировал Олег Быцко, – Система тормозит при появлении препятствий, контролирует скоростной режим в оцифрованных зонах. Но для полноценной работы системы нужно, чтобы маршрут был оцифрован и размечен по GPS, и Минтранс сейчас этим занимается.

Приборная панель трамвая Т811Приборная панель трамвая Т811

Параллельно внедряется и система "антисон”, предупреждающая водителя о снижении внимания. А вот полностью беспилотные трамваи пока под вопросом – на данный момент в Беларуси нет нормативной базы для беспилотного транспорта.

Автор Владимир Фалалеев

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.