На 1 апреля 2025 года в Беларуси зарегистрировано почти 28,5 тысяч электромобилей. При этом за минувший год, по информации Белстата, их количество увеличилось более чем в 3 раза – с 6,4 до 20,7 тысяч, а объем электроэнергии, потребленной в 2024 году на общественных зарядных станциях, достиг 30 млн кВт∙ч. Это вдвое больше, чем в 2023 году. Почему белорусы активно пересаживаются в электрокары и как обстоят дела в других странах?
Гибридный автомобиль на зарядной станции
На наших глазах разворачивается борьба ДВС и электрокаров. В то время как одни компании целенаправленно развивают автомобили на новой энергии, другие отказываются от них и возвращаются к старым добрым двигателям внутреннего сгорания, третьи концентрируются на развитии гибридных технологий.
Как бы ни складывалась ситуация, автомобильный мир уже готов пересесть в электромобили, хотя и с некоторыми оговорками. Прежде всего, из-за ограничения запаса хода и особенностей эксплуатации. И если над решением первого вопроса усиленно работают инженеры всех без исключения автопроизводителей, разрабатывая гибридные системы, то со вторым по силам справиться каждому автовладельцу, который созрел стать владельцем электрического коня.
Сравниваем затраты на эксплуатацию авто с ДВС и электромобиля в Беларуси
Если сравнить затраты на эксплуатацию электромобиля и авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) в Беларуси, преимущество машин с электроприводом окажется существенным.
Маркетологи рассчитали примерные эксплуатационные расходы для автомобилей на углеводородном топливе и электричестве и пришли к выводу, что владельцы электромобилей экономят:
-
на покупке, получая льготы при налогообложении (отсутствие утильсбора и налоговые вычеты для юридических лиц);
-
на обслуживании (обслуживание электрокара сводится к доливке технических жидкостей и замене фильтра салона);
-
на дорожных сборах (владельцы электромобилей не оплачивают транспортный налог).
При этом "плюшки", которые получают владельцы электромобилей, тоже неплохи:
-
улучшенная динамика автомобиля (моментальный старт и быстрый разгон);
-
тишина и комфорт в салоне (фактически можно получить премиум по цене эконома);
-
экологичность использования (для многих это тоже важно);
-
возможность в городе ездить по полосе для общественного транспорта и бесплатно парковаться на платных городских парковках
Белорусский электромобиль BelGee EX50
Бензин против электричества: что по главному расходнику?
Для расчета возьмем условные 25 тысяч км пробега за год. При нынешней цене бензина АИ-95 в 2,54 рубля за литр и среднем расходе автомобиля с ДВС на уровне 7 литров в смешанном цикле, получим: 25 000 / 100 * 7 = 1750 литров топлива, которое обойдется в 4445 рублей.
Для электромобиля примем условный расход электроэнергии в районе 20 кВт∙ч на 100 км (для многих электрокаров эта цифра – уж совсем с большим запасом). Получается 25 000 / 100 * 20 = 5000 кВт∙ч. При зарядке на общественных станциях (к примеру, сети Malanka) при тарифе 61 копейка за 1 кВт∙ч (быстрая зарядка) и 46 копеек за 1 кВт∙ч (медленная зарядка) сумма затрат составит 3050 и 2300 рублей соответственно. А при зарядке от бытовой сети (да, можно заряжать автомобиль даже от бытовой 6-амперной розетки) сумма уменьшается в 2–2,5 раза: 5000 * 0,2412 = 1206 рублей.
В итоге в год расходы на топливо сокращаются примерно вдвое. А если учесть, что в электромобиле в 10 раз меньше деталей и ремонтировать, кроме подвески, в нем, по большому счету, нечего, эксплуатация "электрички" получается намного выгоднее.
А что с раcходами на содержание электромобиля в странах Европы и США?
Впрочем, экономичность эксплуатации авто на электротяге и ДВС в разных странах и регионах существенно отличается. Всё достаточно просто: в странах с дешевой электроэнергией "заправка" электромобилей однозначно выгоднее, чем углеводородами.
К примеру, затраты на условное топливо (бензин и электричество) на 25 тысяч км пробега в Норвегии отличаются в 2-3 раза. Неудивительно, что в настоящее время эта скандинавская страна – лидер по соотношению электромобилей и ДВС, а к 2035 году предполагается, что в Норвегии 99,9% автомобилей будут электрическими за счет дешевизны электроэнергии, добываемой местным гидроэлектростанциями и наличия программ государственного субсидирования покупки электромобилей.
В центральноевропейских странах ценовая политика в отношении электроэнергии и углеводородов не так способствует переходу на зеленый транспорт. В частности, в Германии расходы на условные 25 тысяч км пробега для авто с ДВС составят около 3100 евро, а используя электромобиль можно вписаться с 1300-2000 евро – экономия в 1,5-2 раза. Тоже неплохо, но, в отличие от Норвегии, в Германии, по прогнозам аналитиков, к 2035 году авто на чистом электричестве будет лишь чуть больше половины (51,68%).
С этой точки зрения понятно нежелание американцев пересаживаться на электротранспорт. При цене литра бензина в районе $1 и $0,31 за 1 кВт∙ч электричества условные затраты на 25 тысяч км пробега будут отличаться не намного: $1750 за бензин и $1550 за электричество. Как говорят, стоит ли овчинка выделки?
Китайский автопром: догнать и перегнать
В разрезе цен на бензин и электроэнергию в Китае неудивительно, что всеобщая электрификация там стала закономерным результатом. Низкие цены на электроэнергию и государственные субсидии для крупных автопроизводителей сделали свое дело: китайский автопром семимильными шагами стал заполнять внутренний рынок и ринулся завоевывать рынки внешние.
Легкой и быстрой экспансии не получилось, потому как европейские и американские автопроизводители встали на защиту своих интересов. Заградительные пошлины на электромобили способствовали росту цен на китайские авто в Европе и Америке, минимизировав их ценовые конкурентные преимущества. Понятно, что китайские компании задумались о локализации своих производств, чтобы снизить пошлины, но столкнулись с другими проблемами. В конце марта появилась информация, что крупнейший в мире производитель электромобилей BYD принял решение об остановке завода в Мексике, опасаясь промышленного шпионажа со стороны американцев.
А что у нас? Согласно опубликованной статистике, ежегодно количество электромобилей в Беларуси удваивается – всё большее число белорусов принимают философию электрического транспорта, увеличивается импорт электрических моделей известных и не очень автомобильных брендов, развивается зарядная инфраструктура. При этом, как обычно, ярые приверженцы бензиновых и дизельных автомобилей на чем свет стоит ругают электромобили. Но возможен ли компромисс? Да, возможен, но это уже совсем другая история.
Автор: Владимир Фалалеев
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.