На пресс-конференции, которая состоялась 15 апреля в национальном пресс-центре, представители Автомобильной ассоциации “БАА” подвели итоги продаж новых авто в 2024 году и первом квартале текущего года. В каких условиях придется работать в 2025 году официальным дилерам?
В сегменте легковых авто в Беларуси в минувшем году официальными белорусскими дилерами было продано 53 178 единиц техники. При этом речь идет об автомобилях, которые были поставлены в Республику Беларусь по официальным каналам или произведены в Республике Беларусь в рамках существующих контрактов. Рекордным по количеству продаж пока остается 2019 год с результатом 64 504 проданных автомобилей. Однако в динамике продаж последних 10 лет это самый большой скачок (+109%) по сравнению с предыдущими периодами.

В 2024 году в объемах продаж значительно снизилась доля легкой коммерческой техники, при этом прирост в продажах легковых автомобилей составил 128%. Существенно возросла доля китайских автомобилей: из 100 моделей, которые официально продавались через дилерские сети членов БАА, 65 родом из Китая (включая Geely и Belgee).
Заметим, что 98% рынка забрали 10 наиболее сильных брендов. Однозначным лидером стал Belgee/Geely с 25 239 проданными автомобилями. Вторым по результатам продаж стал бренд Lada (12 312). За ним следуют, Dongfeng (3 571), Voyah (2 302), Haval (2 217). В топ-10 также вошли Nissan, FAW Bestune, Jetour, Audi 573 и УАЗ.
Ожидаемо в первой пятерке топ-20 – Belgee и Lada. Тенденция сохраняется и в этом году: в марте совокупная доля двух автопроизводителей составила 81,56% рынка.
Самый большой рост показал сегмент электрических автомобилей и последовательных гибридов: +752% к уровню прошлого года.
В первом квартале нынешнего года рынок перешел в состояние так называемого рынка потребителя, когда предложение существенно превышает спрос. Так, в марте рынок, вопреки уже сложившейся в прошлые годы тенденции, получил –7% к объему февральских продаж. И это притом, что в марте 2024 года Белстат зафиксировал снижение цен на легковые автомобили относительно предыдущего месяца.
Председатель правления Автомобильной ассоциации “БАА” Сергей Варивода озвучил на пресс-конференции причины коррекции рынка в первом квартале 2025 года. По его мнению, основными стали несколько факторов:
-
ужесточение денежно-кредитной политики;
-
укрепление курса национальной валюты;
-
замедление темпов роста реальных доходов населения и прибыли организаций;
-
снижение уровня потребительского оптимизма в части совершения крупных покупок.

Как отметил Сергей Варивода, одним из важнейших фактором снижения продаж новых автомобилей, является ограничение темпов роста потребительского кредитования в целом и автокредитования в частности. Кроме того, с 1 марта было введено требование обязательной оценки показателя долговой нагрузки в лизинге для физических лиц. Также определенную роль сыграл роль запрет заключения договоров псевдовалютного лизинга, когда стоимость автомобиля в договоре прописывалась в иностранной валюте, а платежи впоследствии вносились в белорусских рублях по оговоренному курсу. Рост ставок по кредитам и лизингам – только на четвертой позиции среди других причин падения продаж новых автомобилей в первом квартале 2025 года.
Что касается ожиданий потребителей относительно возможного возвращения покинувших рынок автомобильных марок, в настоящее время никто их членов БАА не подтвердил факты проведения переговоров и не назвал конкретные сроки возвращения на рынок ушедших автопроизводителей.
Владимир Фалалеев