На пресс-конференции, которая состоялась 15 апреля в национальном пресс-центре,  представители Автомобильной ассоциации “БАА” подвели итоги продаж новых авто в 2024 году и первом квартале текущего года. В каких условиях придется работать в 2025 году официальным дилерам?

Автомобили Belgee.jpg

В сегменте легковых авто в Беларуси в минувшем году официальными белорусскими дилерами было продано 53 178 единиц техники. При этом речь идет об автомобилях, которые были поставлены в Республику Беларусь по официальным каналам или произведены в Республике Беларусь в рамках существующих контрактов. Рекордным по количеству продаж пока остается 2019 год с результатом 64 504 проданных автомобилей. Однако в динамике продаж последних 10 лет это самый большой скачок (+109%) по сравнению с предыдущими периодами. 

Количество реализованный легковых автомобилей и LCV.jpg

В 2024 году в объемах продаж значительно снизилась доля легкой коммерческой техники, при этом прирост в продажах легковых автомобилей составил 128%. Существенно возросла доля китайских автомобилей: из 100 моделей, которые официально продавались через дилерские сети членов БАА, 65 родом из Китая (включая Geely и Belgee).

Динамика продаж легковых автомобилей в 2019-2024 годах.jpg

Заметим, что 98% рынка забрали 10 наиболее сильных брендов. Однозначным лидером стал Belgee/Geely с 25 239 проданными автомобилями. Вторым по результатам продаж стал бренд  Lada (12 312).  За ним следуют, Dongfeng (3 571), Voyah (2 302), Haval (2 217). В топ-10 также вошли Nissan, FAW Bestune, Jetour, Audi 573 и УАЗ.

Топ-10 брендов 2024 года.jpg

Ожидаемо в первой пятерке топ-20 –  Belgee и Lada. Тенденция сохраняется и в этом году: в марте совокупная доля двух автопроизводителей составила 81,56% рынка.

Топ-20 легковых автомобилей на рынке Беларуси в 2024 году (1).jpg

Самый большой рост показал сегмент электрических автомобилей и последовательных гибридов: +752% к уровню прошлого года.

В первом квартале нынешнего года рынок перешел в состояние так называемого рынка потребителя, когда предложение существенно превышает спрос. Так, в  марте рынок, вопреки уже сложившейся в прошлые годы тенденции, получил –7% к объему февральских продаж. И это притом, что в марте 2024 года Белстат зафиксировал снижение цен на легковые автомобили относительно предыдущего месяца. 

Изменение продаж автомобилей в Беларуси.jpg

Председатель правления Автомобильной ассоциации “БАА” Сергей Варивода озвучил на пресс-конференции причины коррекции рынка в первом квартале 2025 года. По его мнению, основными стали несколько факторов:

  • ужесточение денежно-кредитной политики;

  • укрепление курса национальной валюты;

  • замедление темпов роста реальных доходов населения и прибыли организаций;

  • снижение уровня потребительского оптимизма в части совершения крупных покупок.

Председатель правления Автомобильной ассоциации “БАА” Сергей Варивода
Сергей Варивода, председатель правления Автомобильной ассоциации “БАА”

Как отметил Сергей Варивода, одним из важнейших фактором снижения продаж новых автомобилей, является ограничение темпов роста потребительского кредитования в целом и автокредитования в частности.  Кроме того, с 1 марта было введено требование обязательной оценки показателя долговой нагрузки в лизинге для физических лиц. Также определенную роль сыграл роль запрет заключения договоров псевдовалютного лизинга, когда стоимость автомобиля в договоре прописывалась в иностранной валюте, а платежи впоследствии вносились в белорусских рублях по оговоренному курсу. Рост ставок по кредитам и лизингам – только на четвертой позиции среди других причин падения продаж новых автомобилей в первом квартале 2025 года.

Что касается ожиданий потребителей относительно возможного возвращения покинувших рынок автомобильных марок, в настоящее время никто их членов БАА не подтвердил факты проведения переговоров и не назвал конкретные сроки возвращения на рынок ушедших автопроизводителей.


Владимир Фалалеев