12:05
01.02.2025

У автомобилистов много популярных тем для дебатов, и одна из них - споры о том, на какую ось поставить две новых зимних шины, если на полный комплект денег не хватило? Для ответа на этот вопрос посмотрим, как два переднеприводных авто, с двумя зимними шинами разных ценовых категорий, чувствуют себя в серии тестов на зимнем полигоне. 

На какую ось поставить пару шин 1.jpg

Что говорят эксперты? 

В СНГ принято считать, что на переднеприводном авто хорошие шины нужно ставить на переднюю ось - разгоняется машина лучше, тормозит увереннее. В европейских же странах, после многочисленных исследований, эксперты рекомендуют ставить более цепкие шины на заднюю ось. Разберемся, кто прав и какие нюансы возникают в обоих случаях. 

Дано: два одинаковых VW Golf. На черном авто на переднюю ось установлены шипованные Nokian, сзади - шины малоизвестного китайского бренда. На синем Golf все наоборот: спереди - китайские шины, сзади - Nokian.

На какую ось поставить пару шин 1-2.jpg

Для наглядности испытаний система тягового контроля и стабилизации была полностью отключена - для этого пришлось демонтировать один из датчиков системы ABS. В результате автомобили остались полностью без помощи электронных ассистентов - и на разгоне, и при торможении, и в случае заноса или сноса.  

Кстати, эта ситуация вполне актуальна для белорусского автопарка: многие подержанные авто эксплуатируются с “ошибкой” ABS на панели приборов. И мало кто задумывается, что в такой ситуации электроника не сможет прийти на помощь. А значит, поведение автомобиля в экстренной ситуации будет примерно таким же, как в тесте. 

На какую ось поставить пару шин 2.jpg

Разгоняемся, тормозим, гоняем 

Методика испытаний - стандартная для сравнительных тестов шин. Замеряем разгон с места до 30 км/ч на снегу и льду, затем идет замер разгона и торможения на льду. Каждый автомобиль проводит серию из 10-12 заездов, чтобы добиться стабильного результата. В перерыве между заездами трассы обновляются до первоначального состояния с помощью спецтехники. Затем автомобили отправляются на ледяной трек, где замеряется время прохождения круга и изучаются нюансы управляемости. 

Разгон на льду до 30 км/ч первым делает синий Golf с китайскими шинами на передней оси. И у него получается сделать это за 9,9 секунды. А тормозной путь с той же скорости составляет 14,9 метра. Напомним, что это именно ледяное покрытие, тестовые площадки созданы на льду замерзшего озера. 

На какую ось поставить пару шин 3.jpg

Теперь “слово” за черным Golf, у которого на передней оси установлены Nokian. И результаты получаются совсем другие - разгон до 30 км/ч занял всего 6,3 секунды, а тормозной путь составил 11,6 метра. Разница 30%, впечатляет! Победа концепции “лучшие шины спереди”?

 

Еще не факт: переносимся на площадку со специально утрамбованным снегом, которая позволяет делать несколько десятков замеров на снегу с одинаковой плотностью. Первым снова стартует синий Golf, демонстрирует разгон за 6 секунд и тормозной путь 8,9 метра. У черного авто на снегу результаты практически идентичные - 5,4 секунды, тормозной путь - 8,4 метра.  

Вывод: установка хороших шин на переднюю ось дает преимущество в разгонной динамике и тормозном пути примерно в 30% - весомый аргумент. А вот на снегу характеристики оказываются почти идентичными, поэтому если вы часто ездите по неочищенным дорогам, особой разницы не почувствуете.  

На какую ось поставить пару шин 4.jpg

Физика против эмоций 

Но это еще не финал. Самое интересное испытание - прохождение ледяной трассы. Тут можно увидеть, как даже на малой скорости разнится поведение автомобиля в зависимости от того, какие шины установлены на передней оси. 

Напоминаем, что ABS у нас “неисправна”, поэтому пилот может надеяться лишь на свое мастерство и отточенные рефлексы. Начинает синий Golf. О том, что очень-очень скользко, водитель узнает буквально с первых метров движения: китайские шины шлифуют лед и на старте, и при ускорении даже с 40-50 км/ч.  

В повороты приходится заезжать очень аккуратно, потому что сложно уловить момент, когда шины теряют “зацеп”. С торможением все более-менее привычно, но общий настрой заездов такой: водитель очень осторожничает, и едет на меньшей скорости. При этом сама машина ведет себя стабильно, никаких особых навыков от водителя не требует. Получается медленно, но безопасно.

На какую ось поставить пару шин 5.jpg

В черном Golf сразу становится понятно, что заезд будет веселее. Авто меньше буксует на разгоне, хорошо ускоряется, на торможении тоже чувствуется больше уверенности. Но вот на вираже водитель сбрасывает газ, поворачивает руль… И черный Golf мгновенно срывается в занос! Водитель пытается его выровнять вращением руля, но машина уже развернулась поперек дороги. Рефлекторный удар по тормозам, но ABS же не работает… И вот машина с заблокированными колесами беспомощно вылетает за пределы трассы. Можно сказать - “ДТП”. Кстати, скорость в повороте была всего около 30 км/ч. 

На какую ось поставить пару шин 6.jpg

Что произошло? То, что и должно было: хорошие шины на передней оси обеспечили уверенное замедление, и машина вела себя вполне стабильно. Но как только пилот повернул руль, более скользкие шины на задней оси “покатились” по своей траектории, под действием центробежной силы. 

На какую ось поставить пару шин 7.jpg

Да, будь машина в исправном состоянии, с рабочей ABS и системой стабилизации, до разворота и вылета с трассы, может быть, и не дошло. Но факт есть факт: если сзади стоят шины с худшими сцепными свойствами, у авто появляется сильная склонность к заносу. И если в вашем авто нет ABS, либо система неисправна, такой занос может возникнуть при любом повороте.  

Так как же поступить? 

Уверены, что даже после ознакомления с данным тестом многие водители по-прежнему останутся верны своей концепции “правильности”, однако определенные выводы можно сделать. Логика европейских экспертов нам ближе и понятнее: авто с хорошими шинами на задней оси ведет себя предсказуемо, и с исправной системой ABS тормозной путь наверняка окажется не на 30% длиннее.  

Опять же, даже в случае ДТП удар придется на переднюю часть кузова - а это определенная гарантия безопасности. Все последствия удара примут на себя лонжероны с запрограммированной зоной деформации, сработают фронтальные подушки безопасности: больше шансов сохранить здоровье и жизнь.  

Важно учитывать и тот факт, что на синем Golf все несколько испытателей ездили заметно аккуратнее, так же поведет себя и любой другой водитель, поскольку будет ощущать, что дорога очень скользкая. 

На какую ось поставить пару шин 8.jpg

За рулем же черного Golf появлялось ощущение мнимой безопасности - хороший разгон, уверенное торможение. И никто не ожидает, что в повороте машина вдруг может оказаться неуправляемой, выскочить в кювет или на встречную полосу. 

Причем важно, что в этот момент она будет находиться в боковом скольжении - а значит, возможный удар примет на себя боковая стойка кузова. Запас жизненного пространства в данном случае куда меньше, и боковые подушки безопасности есть далеко не у всех авто.  

Более наглядно о нюансах поведения автомобилей - в видеоролике: 

Автор: Павел Козловский, фото: из архива автора

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.