Летом театры традиционно уходят в “отпуска”, открывая новые сезоны уже в сентябре. Однако именно в июне и в июле многие из них планируют первые показы готовящихся премьер. О новых спектаклях, а также о тех постановках, которые впервые были показаны в сезоне 2024/2025 ведущими театрами Беларуси – в материале Smartpress.by

1-Спектакль Патетический дневник памяти.jpg“Патетический дневник памяти”. Фрагмент с постановки оперного театра. Фото из архива театра.

Большой театр оперы и балета

Целая череда премьерных показов прошла в Национальном академическом Большом театре оперы и балета. Остановимся на тех, что нас больше всего впечатлили.

"Патетический дневник памяти" был задуман как творческий проект на основе произведений белорусских композиторов и документальных свидетельств трагедии и героизма белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Это короткие отрывки из жизни людей в предвоенные и военные годы: 1939 год, Брестская крепость, Хатынь, оккупация, концлагеря… Это музыка Евгения Тикоцкого, Николая Аладова, Николая Чуркина и других белорусских композиторов, в пронзительном исполнении ведущих мастеров сцены Владислава Зозулько, Анастасии Москвиной, Оксаны Волковой... В постановке задействованы все коллективы Большого: оркестр, хор, солисты оперы, балета, миманс, юные артисты Детской студии. 

2-Патетический дневник памяти.jpg“Патетический дневник памяти”. Фото из архива театра

Очень символичны "Пляски". В вечере одноактных балетов Игорь Колб и Артем Макаров соединили три постановки – "Болеро", "Пляску смерти" и "Кармен".

– Переплетение трех явлений без которых немыслима сама жизнь: физическое начало, душевное и – неизбежный финал. Они, словно вехи на пути человеческого существования, образуют неразрывную цепь – от зарождения до завершения. Чтобы подчеркнуть это триединство, эту глубокую взаимосвязь, и появились три названия, которые не просто обозначили бы определенные этапы жизни, а стали бы своеобразными символами этих начал, – так рассказал о балетной постановке Игорь Колб.

3-Спектакль Пляски.jpg“Пляски”. Фото из архива театра

Театр Янки Купалы

Тема смерти и бессмертия поднята Алексеем Демидчиком и Ольгой Нефедовой и в "Браме неўміручасці” Кондрата Крапивы.

4-Спектакль Брама неўміручасці.jpg“Брама неўміручасці”. Фото из архива театра

Сюжет построен вокруг взаимоотношений между людьми, получившими в результате научного эксперимента дар бессмертия.

Отметим, что этот спектакль в 1974 году всё в том же Купаловском театре ставил режиссер Валерий Раевский, и это был один из самых ярких спектаклей тех лет. 

В современной постановке одновременно задействованы как ветераны сцены вроде Зинаиды Зубковой и Тамары Мироновой, так и молодые актеры. 

Камерный драматический театр Наталии Башевой

Для тех, кто больше нацелен на приятный вечер в кругу друзей – премьеры КДТ Наталии Башевой "Мужчина в подарок" и "Салон красоты".

5-Спектакль Мужчина в подарок.jpg“Мужчина в подарок”. Фото Смартпресс

Оба спектакля – ироничные, динамичные, как говорится, о жизни. Больше "зайдут", пожалуй, женщинам, хотя и представителям сильного пола будет, что почерпнуть.

Постановки наполнены юмором, легкостью и имеют тонкий, изящно “вытканный” режиссером философско-жизненный подтекст подтекст, позволяющий увидеть в героях себя. В постановках легко сливаешься с жизнью и мыслями героев, и выходя из театра еще долго ловишь себя на воспоминаниях отдельных цитат и шуток и думаешь: "А ведь правда, мы так и живем".

6-Спектакль Салон красоты.jpg“Салон красоты”. Фото из архива театра

Белорусский государственный театр кукол

Особое удовольствие – постановки Белорусского государственного театра кукол. Это здесь на спектакли Евгения Корняга билеты выкупаются за считанные часы, а очереди в кассах зрители занимают с 6 утра.

7-Спектакль Мроіва.jpg“Мроіва” 

Главная уже состоявшаяся премьера театра кукол – "Мроіва". Эту постановку сам автор назвал "документальными сказками". Действительно, "Мроіва" погружает нас в белорусскую аутентичность. Но не фантазийную, а историческую – с традициями белорусских деревень и песнями Полесья. С погружением в быт наших предков, будни и праздники, взаимоотношения и трагедии. Получилось необычно и впечатляюще. Как всегда у Корняга.

8-Спектакль Мроіва.jpg“Мроіва”

К слову, уже в ближайший уик-энд, 21-22 июня, театр представит еще одну премьеру – "Хутар". На этот раз режиссер решил обыграть "Знак бяды" Василя Быкова. Билетов в продаже давно нет, поэтому попасть на его новый спектакль можно будет только в следующем театральном сезоне. Мы будем на премьере и обязательно расскажем, чем Корняг удивит на этот раз.

Республиканский театр белорусской драматургии

В нынешнем сезоне в РТБД представили три новых постановки, а еще одну, детскую, "Які такі “патоп”?”, впервые покажут 8 июля.

"Заручыны" – это два легких комедийных спектакля в одном. Сюжет прост и на первый взгляд банален – помолвки молодых людей в середине XIX века. В былые времена для помолвок надо было соблюсти много условностей, а также быть одобренными родителями будущей супруги. И не всегда у родителей совпадали желания с их взрослыми детьми…

9-Спектакль Заручыны.jpgЗаручыны”. Фото из архива театра

Еще одна комедийная постановка – "Май Хомлэнд" – совсем другая, с множеством подтекстов и иносказаний, в стиле современного РТБД. Главный герой – сантехник Гена, а главная тема – осознание своего места на своей родине, в реальной “працоўнай” жизни.

10-Спектакль Май хомлэнд.jpg“Май хомлэнд”. Фото из архива театра

В начале июня Республиканский театр белорусской драматургии представил спектакль "Поминальная молитва". Первых зрителей постановка российского режиссера Юрия Пахомова впечатлила. 

Она – о сложностях, которые мы стараемся встречать с улыбкой, про проблемы, которые можем пройти только с юмором, и про самые-самые важные ценности – Бога, родину, семью, себя самого. Про желание уехать к лучшей жизни – в другой город или другую страну – или остаться на родине. И про смех сквозь слезы.

11-Спектакль Поминальная молитва.jpgПоминальная молитва”.  Фото из архива театра

Авто: Ирина Киеня

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.