В последнее время регулярно появляются новости о том, что экоактивисты устроили акцию "с участием" того или иного всемирно известного произведения искусства. Причем не щадят никого: ни Ван Гога, ни Моне, ни Боттичелли. Мы собрали топ резонансных "нападений", а также спросили у специалистов, насколько в целом эффективны такие методы привлечения внимания к глобальным проблемам.

Что: "Резня в Корее" - Пабло Пикассо

Кто: организация Extinction Rebellion

Экоактивисты 1_Резня в Корее.jpg

Участники британского социально-политического движения в Национальной галерее Виктории в Мельбурне приклеились к антивоенной картине "Резня в Корее".

К слову, организация выступает против климатических изменений, потери биоразнообразия и риска социально-экологического коллапса. Так при чем здесь Пикассо?

Активисты заявили, что на картине "показаны ужасы войны". По их словам, "нарушение климата будет означать рост конфликтов по всему миру". 

К счастью, благодаря специальному защитному стеклу сама картина не пострадала.

Что: "Подсолнухи" Винсент Ван Гог

Кто: организация Just Stop Oil

Экоактивисты 2_Подсолнухи.jpg

В Национальной галерее Лондона активистки облили томатным супом одну из самых знаменитых и дорогих картин в мире, написанную в 1888 году. Затем, так же как и в предыдущем случае, приклеили свои руки, правда, не к самой картине, а к стене под ней.

Участники Just Stop Oil выступают за прекращение разработки новых месторождений нефти и газа, на этот раз они возмутились тем, что искусство стоит дороже, чем еда или ресурсы, например, топливо.

Одна из активисток закричала: "Что ценнее? Искусство или жизнь? Это стоит больше, чем еда? Стоит больше, чем правосудие?". "Топливо недоступно для миллионов голодных семей. Они не могут позволить себе даже разогреть банку супа", — добавила она, размахивая банкой.

И снова картина не пострадала, но вот раме все-таки досталось.

Что: Картина из серии "Стога" — Клод Моне

Кто: группа Letzte Generation

Экоактивисты 5_Стога.jpeg

В Потсдаме в музее Барберини экоактивисты вылили картофельное пюре на картину стоимостью $110 млн. И в очередной раз приклеились к стене под полотном.

Движение "Последнее поколение" выступает за сохранение природы и ресурсов.

В ходе своей акции они заявили: "Люди голодают, люди замерзают, люди умирают — мы находимся в климатической катастрофе, а все, чего вы боитесь — томатный суп или картофельное пюре на картинах".

Что касается ущерба, то, на первый взгляд, его нет. Однако специалисты еще изучают вопрос, потому что рама все же повредилась и есть вероятность, что пюре попало под защитное стекло.

Что: Восковая фигура короля Великобритании Карла III

Кто: организация Just Stop Oil

Экоактивисты 3_Карл III.jpg

На этот раз экодвижение выбрало своей целью объект в знаменитом музее восковых фигур Мадам Тюссо.

Итак, два шоколадных торта были брошены в лицо восковой фигуры нового короля Великобритании. Участники акции призвали британское правительство отказаться от использования нефти и одновременно больше не лицензировать ее добычу. 

Что: "Избиение младенцев" — Питер Рубенс

Кто: группа Letzte Generation

Экоактивисты 4_Избиение младенцев.jpg

В Мюнхене активисты приклеились к раме картины 1612 года.

В своем заявлении они подчеркнули, что "климатическая катастрофа фундаментально затрагивает всех" и в конечном итоге … может уничтожить и искусство. 

Ради чего это всё?

Во всех перечисленных случаях намерения заявлялись как благие. Но все мы знаем, куда ими вымощена дорога…

Смартпресс спросил у культуролога, тренера по деловому этикету Оксаны Зарецкой, при чём здесь произведения искусства и на какой результат рассчитывают экоактивисты?

Оксана Зарецкая.jpgОксана Зарецкая

Судя по всему, экоактивисты ищут громкие имена, до которых могут добраться, и используют их, чтобы привлечь внимание к себе. Надеяться на то, что эти акты вандализма приведут к реальным политическим трансформациям в отношении голода или войн, разумеется, крайне наивно. Но, полагаю, эпатаж и подростковый максимализм тут стоят во главе решений, а не эффективность действий.

Психолог Наталья Ященко в свою очередь объясняет такое "особое внимание" организаторов акций к знаменитым картинам тем, что на фоне других проблем, с которыми сталкивается общество, добыча нефти и ее последствия просто не очевидны для большинства людей.

Наталья Ященко.pngНаталья Ященко

Поэтому активисты делают ставку на яркий эмоциональный отклик на свои акции. Неважно положительный или отрицательный он будет, главное — интенсивность чувств зрителей. Картины — это универсальный язык искусства, понятный разным культурам и поколениям. И в самой уединенной маленькой деревне, и в огромной столице люди знают, кто такой Ван Гог, и хотя бы раз видели его "Подсолнухи". Поэтому покушение на его картину затронет гораздо больший круг людей, чем покушение на достопримечательность, известную только жителям определенной местности. Этого и добиваются экоактивисты — широкого охвата и эмоциональной вовлеченности.

***

Читайте нас в Viber и Telegram