На эти вопросы Smartpress.by и другие отвечали сегодня на пресс-конференции в Минске специалисты Национальной академии наук, Минприроды и Белгидромета.

Все спикеры отметили, что с учетом глобального изменения климата и деятельности человека в стране действительно существует проблема деградации земель и снижения урожайности. 

В Беларуси выросло количество засух. Есть ли выход и какой? 

засуха-земля

Начальник службы гидрологии и агрометеорологии Белгидромета Екатерина Истомина согласилась с тем, что проблема засух для нашей территории весьма актуальна. Например, одно из последствий засушливых периодов — пожары в лесах и на торфянниках.

За последнее десятилетие вероятность возникновения засух и их продолжительность увеличилась как за счет изменения климата, так и за счет антропогенного воздействия (вызванного действиями человека) на природную среду.

Одним из неблагоприятных для культур показателей является почвенная засуха. А она проистекает из засухи атмосферной.

"С 1989 года, когда началось изменение климата, значительно выросла повторяемость почвенных засух. Чаще они наблюдаются в южном регионе, что в первую очередь связано с высоким температурным режимом с довольно легкими по механическому составу почвами. Чаще почвенным засухи бывают летом, но в последние годы мы отмечаем засухи в сентябре или, наоборот, в мае-начале июня", — сказала Истомина. 

Участились засухи именно в июне и августе. Максимальная повторяемость в девяти годах из десяти в эти месяцы наблюдается в Гомельском регионе. Также в области вдвое увеличилась повторяемость почвенных засух в сентябре —: такое фиксируется чаще, чем через год.

"За период потепления почвенные засухи длительностью месяц и более в Гомельской и Брестской области случаются в семи-девяти годах из десяти. В Гродненской, Минской и Могилевской областях — раз в пять-шесть лет. В Витебской — три из десяти. Также в Гомельской области примерно один раз в два года, в Брестской — один раз в два-три года засухи охватывают не менее 30% территории", — описала она ситуацию.

Проблема с водой: то мало, то много

По словам директора Института мелиорации Национальной академии наук Беларуси Александра Анженкова, проблему в Беларуси составляет не количество выпадающих осадков (ежегодно выпадает по году примерно одинаковое количество), а дифференциация их по месяцам.

"Мы вспоминаем засуху позапрошлого года, когда май-июнь оказались столь засушливыми, что это серьезно сказалось на производстве сельхозкультур", — напомнил он.

Поэтому, подчеркнул ученый, мелиоративные системы вынуждены работать в крайне сложной обстановке. "Несмотря на всё учащающиеся периоды засухи, необходимость весной отвода избыточной воды до сих пор позволяет выйти сельхозтехнике в поля на две-шесть недель раньше, чем, если бы мелиоративных систем не было. Как следствие — необходимость управления водой становится двухсторонней, т.е. в период половодья и дождевых паводков нужно воду отвести с сельхозтерриторий, а при месячных засухах — наоборот, ее сохранить. Поэтому ведется работа по реконструкции и совершенствованию мелиоративных систем", — пояснил Анженков.

При средней засухе — снижение урожайности зерновых и зернобобовых культур в Беларуси составляет 10-20%, при экстремальной — до 30-40%. И, наоборот, такие же потери могут случиться при неправильно отрегулированном водоотводном режиме с последующим переувлажнением почв.

"Т.е. за устойчивость сельского хозяйства на более чем трети земель в нашем изменяющемся климате отвечает мелиорация", — констатировал он.

И уточнил, что на мелиорированных землях урожайность получается не меньше, а зачастую и больше, чем на землях с естественным водным режимом.

Встает вопрос орошения земель — один из самых дорогих способов регулирования сельскохозяйственных угодий. "Да, у нас построены водохранилища для этого, но их эксплуатация — мероприятия довольно дорогостоящие, и без поддержки государства и пилотных проектов по изучению их эффективности говорить о масштабном обводнении республики не получится", — добавил глава института.

Мелеют реки и озера

Падение уровня воды в реках и озерах — это общемировая тенденция, не только белорусская, продолжил Анженков. На примере анализа таких рек, как Амазонка, Рейн, Эльба, Висла, Волга выяснилось, что во всех из них обновляются минимумы уровня воды. Что делать? Принимать меры по сохранению воды на территории Беларуси и в последующем ее перераспределять правильно.

"Стоит учитывать, что количество воды, приходящее на нашу территорию, и уходящее, сохраняется на примерно одном и том же уровне. Поэтому возможности и ресурсы для обеспечения сельского хозяйства и населения питьевой водой водными ресурсами у нас есть", — заверил он.

Главный враг белорусского урожая: заморозки или засуха?

Ведущий научный сотрудник лаборатории климатических исследований, кандидат географических наук Института природопользования НАН Беларуси Виктор Мельник отметил, что из-за нехватки влаги урожайность снижается больше, чем из-за заморозков и других погодных явлений.

Обычно содержание влаги в верхнем слое почвы находится на уровне около 2 мм. Начиная с периода потепления идет его понижение. Но наиболее существенное понижение в стране отмечается только в Гомельской области. 

Мельник отметил, что наибольшая продолжительность засух — целых 8 декад (2,5 месяца) зафиксирована в 2002 году в Высоком, в 2003 году в Бресте, в 2014 году в Гомеле.

А вот в Витебской области (поозерье) среднее число декад с переувлажнением превышает число засух в более чем в два раза.

Что делать? Задача ученых-ботаников — выводить новые засухоустойчивые сорта, агротехников — применять эффективные приемы накопления и выведения влаги. А хозяйственникам нужно выбирать оптимальные сроки сева и распределения культур с учетом микроклиматических особенностей местности.

Что нас ждет с засухами в будущем?

Рост температуры продолжится, предупредил климатолог. А значит, будет повышенное испарение почвенной влаги и повышенная засушливость.

Увеличение осадков тоже будет, но в основном оно прогнозируется в зимний, весенний и осенний периоды, а летом воды с неба будет всего на 3-5% больше.

Что станет с культурами? Например, в южных районах Беларуси расширяется сев таких засухоустойчивых кормовых культур, как люцерна и суданская трава. У них мощная корневая система, и чувствуют они себя неплохо. 

В период усиления засух (май-июнь) увеличивают посев озимых культур. Они к началу этих засух уже хорошо укореняются и достаточно накапливают влаги.

Также в последние годы из-за изменения климата в Беларуси уменьшились посевы озимой ржи и тритикале, зато расширили площадь посева озимого ячменя, который успевает созреть к началу засух.

Чего ожидать, учитывая климатическую составляющую? По предварительным оценкам, — роста урожайности озимых и снижения урожайности яровых зерновых.

Было ли широкое развитие мелиорации в годы СССР ошибкой?

мелиорация

На этот вопрос представитель НАН ответил однозначно: "Мелиорация ошибкой не была".

По словам Анженкова, она позволила ввести в сельское хозяйство 3 млн гектар земель и улучшить санитарно-гигиенические условия жизни. "Никто не хочет жить возле болота, потому что это испарения, это насекомые, в том числе малярийные", — пояснил он.

Кроме того, мелиорация позволила первоначально построить инфраструктуру целых регионов, например, Полесья, продолжил ученый.

"Мелиорация — это не только осушение земли, но и строительство населенных пунктов, дорог, линий электропередач. По сути мелиорация — это жизнь всего Полесья, — сказал он. — Если до мелиорации в стране было порядка 8 млн гектар заболоченных земель, т.е. 40% территорий, слабо пригодных не только для сельского хозяйства, но и в целом для жизни и любого вида деятельности, то сейчас благодаря мелиорации более или менее равномерно у нас по стране распределены все ресурсы, включая трудовые и производственные. Поэтому мелиорация была исключительно правильным решением".

Вместе с тем, сейчас в Гомельской области выполняются программы по повторному заболачиванию отдельных высушенных когда-то торфяников.