Одно из самых известных произведений античного искусства, которое можно увидеть сегодня, — Венера Милосская. Это древнегреческая скульптура, созданная в период эллинизма между 130 и 100 годами до н. э.

венера.png 

Скульптура изображает богиню любви и красоты Афродиту (у римлян — Венера). Она выполнена из паросского мрамора и имеет высоту 202 см.

Открытие Венеры

Венера Милосская была найдена два века назад — 8 апреля 1820 года на острове Милос, расположенном в Эгейском море. Согласно одной из версий, статую в земле на своем поле обнаружил греческий крестьянин по имени Йоргос Кентротас. 

венера-место.pngМесто, где нашли статую

Скульптура была разбита на две части: торс без рук и задрапированная нижняя часть, а также несколько герм (столбов с головами).

В это время в бухте Милоса стояли корабли французской левантийской эскадры. Мичман одного из судов Оливье Вутье участвовал в открытии статуи, сделал её рисунок и сообщил о находке консулу.

Венера-рисунок.jpgРисунок О. Вутье с места раскопок. Венера и две гермы с надписями на постаментах. 1820 год.

Переписка и покупка

Рисунок Вутье с места раскопок был отправлен маркизу де Ривьеру, послу Франции при Османской империи в Константинополе. Он предложил выкупить статую для Королевского музея в Париже. Консул отозвался о находке скептически, описывая её как "немного изуродованную, со сломанными руками". Тем не менее, Венера была куплена и перенесена на борт судна с несколькими осколками мрамора и тремя колоннами.

Статуя прибыла в Париж почти через год, и маркиз де Ривьер подарил её королю Людовику XVIII, который отправил Венеру для пополнения коллекции Лувра. Реставраторы долго обсуждали, стоит ли восстанавливать руки скульптуры, и в итоге решили оставить её в первоначальном виде.

Венера в Лувре

Венера Милосская заняла центральное место в греческой коллекции Лувра. 

венера_лувр-зал.jpg

До её появления в музее находилась скульптура Венеры Медичи, которая считалась одной из лучших классических скульптур. После 1815 года её вернули во Флоренцию, что усилило стремление французов продвигать Венеру Милосскую как главное сокровище античного наследия. Многие художники и критики восхваляли статую как наивысшее проявление женской красоты, в то время как живописец Пьер-Огюст Ренуар назвал её "большим жандармом".

Перемещение и реставрация

В 1870 году, во время Парижской коммуны, Венеру решили переместить в здание парижской префектуры на острове Сите из соображений безопасности. Для перевозки статую пришлось демонтировать, что дало возможность сотрудникам музея изучить её и провести предварительную реставрацию. Затем Венера вместе с Никой Самофракийской хранилась в Шато-де-Валансе в долине реки Луары. Во время Первой мировой войны её вернули в Лувр, а во время Второй мировой войны скульптуру эвакуировали и спрятали от нацистов в провинции.

Поездка в Японию и дальнейшая судьба

В 1964 году Венера Милосская была отправлена в Японию, где её демонстрировали в Токио и Киото. Перед поездкой статую подвергли небольшой реставрации. Было решено не разбирать её на части для транспортировки, но из-за вибрации корабля две основные части скульптуры сдвинулись, и по прибытии в порт Иокогамы кураторы обнаружили, что часть мраморной драпировки откололась. После очередной реставрации Венера вернулась в Париж и с тех пор больше не покидала Лувр.

Датировка и авторство

Изначально статую Венеры относили к классическому периоду (510—323 годы до н. э.), но на постаменте была надпись: "Андрос, сын Менида, из города Антиохии Меандра сделал". Судя по этой неполной подписи скульптора II века до н. э., статуя относится к эллинистическому периоду. Позже постамент пропал, и его местонахождение до сих пор неизвестно. Авторство Венеры также приписывали Праксителю и Александру Антиохийскому, но в настоящее время скульптура считается произведением неизвестного скульптора.

Исследования и гипотезы

По сохранившимся частям статуи невозможно с уверенностью определить положение рук и то, что богиня могла в них держать. Некоторые исследователи предполагают, что в отсутствующих руках могли находиться яблоко и щит. Находки XX века подтверждают эту гипотезу: в Коринфе была найдена фреска, изображающая богиню со щитом и статуэткой, а в Перге (Турция) обнаружили статую Венеры, пишущей на щите.

венера-марс.pngВенера Милосская. Проект реставрации профессора Цур-Штрасена (с Марсом), 1887 год.

Разгадают ли когда-нибудь загадку Венеры Милосской, не понятно, но посмотреть на нее все еще можно. Езжайте в Париж и отправляйтесь в Лувр. Как говорят любители искусства, во множестве километров Луврских коридоров и залов обязательно нужно увидеть трех женщин: Венеру Милосскую, Нику Самофракийскую и Мону Лизу.