Каждый год 2 февраля в США взрослые (с виду) люди в цилиндрах будят живого сурка, внимательно смотрят, видит ли он свою тень, и на этом основании делают выводы о будущем. Звучит как сюжет абсурдной комедии – но именно так уже 140 лет американцы официально отмечают День сурка. И предсказывают весну.
Какой сейчас сурок по счету
Самый знаменитый метеоролог-грызун в мире – Филл из города Панксатони, штат Пенсильвания. По официальной легенде, он один и тот же сурок, просто “поддерживает форму” с помощью особого эликсира долголетия. По документам местного клуба – Филлу больше 130 лет. Биологи, конечно, многозначительно молчат.
Если говорить серьезно, то за это время роль Филла исполняли несколько поколений сурков, но бренд остается брендом. Уберите свои руки от животного – для публики Филл вечен.
В чем вообще суть Дня сурка
Правила довольно просты:
-
если сурок видит свою тень – зима продлится еще шесть недель;
-
если не видит – весна будет ранней.
Тень, как правило, животные видят чаще. Все-таки сурки в конце января – реалисты.
Эта традиция выросла из европейских народных примет, которые привезли в Америку немецкие переселенцы. В Европе в начале февраля наблюдали за барсуками и ежами. В США под рукой оказался сурок – зверь харизматичный, фотогеничный и не возражающий против публичности.
Самые известные сурки США
Филл – не единственный:
- Стейтен-Айленд Чак (Нью-Йорк) – городской, дерзкий, иногда спорит с Филлом.
- Дженерал Беаурегард Ли (Джорджия) – южный сурок, почти всегда предсказывает раннюю весну.
- Бак-ай Чак (Огайо) – сдержанный, без шоу, но с характером.
- И Уайртон Вилли (Канада, но его все равно любят в США) – один из самых “точных”.
У каждого из них – своя группа поддержки и собственная статистика “успешных” прогнозов.
Насколько сурки вообще угадывают приход весны
Если коротко – примерно в 35–40% случаев. То есть хуже, чем подбрасывание монетки, но лучше, чем некоторые долгосрочные прогнозы погоды.
Национальное управление океанических и атмосферных исследований США (NOAA) сурков официально не поддерживает. Но и не мешает. День сурка – это ведь не локатор какой-то, а целый ритуал и праздник для народа.
Почему традиция до сих пор жива
Потому что она идеально встроена в календарь: когда зима уже надоела, а весна вроде как еще далеко. Появляется повод собраться, понудеть “зачем эта зима, нормально же жили”, посмеяться и сделать вид, что будущее можно предсказать.
Кроме того, День сурка – редкий праздник вне политики, религии и серьезных последствий для кармы. Здесь максимальный риск – неправильно одеться по погоде.
В каких штатах США его отмечают:
Формально – по всей стране, а фактически и особенно активно в Пенсильвании, Нью-Йорке, Огайо, Джорджии и Иллинойсе.
В Панксатони 2 февраля – главный день года. Сюда съезжаются тысячи людей, а сурок Филл получает больше внимания, чем многие политики и шоумены.
Что за метафора “день сурка”
Выражение “день сурка” давно живет своей жизнью и означает повторяющееся, зацикленное время. Спасибо одноименному фильму с Биллом Мюрреем, где герой снова и снова проживает 2 февраля.
В переносном смысле “день сурка” – это что-то будничное и закольцованное: “утро-дом-день-работа-дом-ночь” и так по кругу с ощущением, что ничего вообще не меняется. Символ оказался настолько точным, что сурку даже не пришлось ничего делать.
И все-таки – зачем он нужен
День сурка – редкий случай, когда общество каждый год добровольно соглашается поверить грызуну, зная, что он может ошибаться. Но это и есть суть: иногда важнее не прогноз, а сама возможность посмеяться над ожиданиями. Вот вы же покупаете лотерейный билет? Ну, хотя бы раз в жизни, да?
А если весна все равно придет – пусть даже не тогда, когда пообещал Филл, – значит, сурок снова прав. Просто это игра вдолгую.
А как со ставками на весну в Беларуси

Беларусь, разумеется, не осталась в стороне от идеи спросить у животного, что там с погодой. Просто у нас к этому относятся спокойнее – без цилиндров, фанфар и врак о вечной жизни грызуна.
Так вот в Беларуси традиционно доверяют и другим знакам:
- аистам – если прилетели рано, значит, зима сдает позиции;
- жаворонкам – услышал пение, можно начинать надеяться на приход тепла;
- котам – если ищут батарею даже при плюсе, весна будет с подвохом;
- людям на остановке, которые сказали: “Ну все, зима закончилась”. После этого, как правило, выпадает снег.
Белорусский подход вообще ближе к философскому: весна все равно придет, вопрос лишь – сколько раз мы в это поверим заранее.
И, пожалуй, в этом Беларусь и США неожиданно сходятся. Мы тоже любим, чтобы весну кто-нибудь пообещал. Даже если потом придется надеть шапку обратно.