Париж, 19 октября 2025-го. Утро, очередь под пирамидой только формируется – и тут в галерею Апполона (где хранятся французские королевские драгоценности) проникают не туристы, а хорошо подготовленная банда грабителей.
По данным французских и международных СМИ, злоумышленники поднялись к окну со стороны Сены с помощью подъемной корзины на грузовике, разбили стекло, за считанные минуты вскрыли как минимум две витрины углошлифмашинками или резаками и испарились с украшениями эпохи Наполеона и Наполеона III.

Поразительно, но вся операция заняла около семи минут. Некоторые эксперты говорят о четырех минутах. Лувр экстренно закрыли и эвакуировали посетителей. Один из украденных предметов – корона императрицы Евгении – позже нашли неподалеку от музея, поврежденным.
По разным источникам, украдено восемь или девять изделий: ожерелье, брошь, тиара, серьги и другие предметы с “тысячами” бриллиантов, сапфиров, изумрудов и жемчуга. Расследование идет, о задержании воров на момент публикации не объявляли.

Президент Франции Эммануэль Макрон назвал кражу “нападением на наследие и историю” и пообещал, что полиция вернет произведения искусства, а виновные будут привлечены к ответственности.
Парижская прокуратура официально рассматривает версии “заказа” либо отмывания денег. Также упоминается “иностранный след”.
Между прочим, Лувр имеет долгую историю краж и попыток ограбления. Самое известное из них произошло в 1911 году, когда из рамы исчезла “Мона Лиза”. Ее украл бывший рабочий музея Винченцо Перуджа. Он спрятался в здании, а после вынес картину, спрятав ее под пальто. Спустя два года ее нашли во Флоренции, и этот эпизод помог сделать работу Леонардо да Винчи самым известным произведением искусства в мире.
Мы собрали для вас еще несколько случаев громких краж последних лет, которые показывают масштаб и разнообразие “музейной криминалистики”.
Дрезден, музей “Зеленые своды”, 2019

Ночью 25 ноября 2019-го воры проникли в историческую резиденцию саксонских курфюрстов и унесли наборы ювелирных гарнитуров XVIII века – в сумме более 4 300 бриллиантов. При оценке ущерба изначально говорили о миллиарде евро, позже – о ~€113 млн (это сумма более реалистична). В 2023-м пятерых участников этого ограбления осудили, часть ценностей нашли, но не все.
Лондон, Британский музей, 2023

Здесь речь не о ночном нападении, а о продолжительной внутренней утечке, которая привела к громкому скандалу: музей признал пропажу порядка 2 000 предметов (золото, драгоценности, мелкая антика) на несколько миллионов фунтов стерлингов. Сокровища таскали из музея годами.
Скандал стоил директору поста, а сам музей в ответ ускорил полную оцифровку коллекции и кампанию по розыску. На сегодня часть предметов найдена, но расследование и возвращение украденного продолжаются.
Ларен (Нидерланды), Singer Laren, 2020

В ночь на 30 марта 2020 года, когда музей был закрыт из-за пандемии COVID-19, воры разбили стеклянную дверь и похитили картину “Сад приходского дома в Нюнене. Весна” (1884) Винсента ван Гога. Ущерб оценили в $3–6,4 млн.
Картину искали три года, пока арт-детектив Артур Бранд не получил ее… в синем пакете IKEA. Финал счастливый, но очень нетипичный.
Леердам (Нидерланды), музей близ Утрехта, август 2020

Картина Франса Хальса “Два смеющихся мальчика с кружкой пива” (1626) – рекордсмен по кражам: полотно уносили трижды (1988, 2011 и снова в августе 2020-го).
В 2021-м задержали подозреваемого, но полотно в музей так и не вернулось; СМИ и эксперты оценивают его в сумму €15 млн. Этот кейс – учебник по рискам региональных музеев и “повторяемости” преступления, когда вещь становится заложницей собственной славы.
Мюнхенская область (Германия), Манхинг, 2022
Из Кельто-Римского музея за девять минут унесли 483 золотые кельтские монеты (около 100 до н. э.). Воры заранее заглушили связь в городе, чтобы отключить сигнализацию.

Летом 2025-го троих преступников осудили на сроки до 11 лет. Большая часть украденных сокровищ до сих пор не найдена, однако при аресте одного из подозреваемых следователи обнаружили куски золота, которые, по-видимому, образовались в результате переплавки части сокровищ.
Похоже, смекалка грабителей пока побеждает хитроумные схемы охраны культурных ценностей. “Тонкие спецы” работают, разворовывая мировое культурное наследие.